Найти в Дзене
Арт Шпаргалка

Food art. Кто придумал фотографировать еду?

Оглавление

Добрый день, дорогие!

Сегодня я расскажу вам почему фото-отчет «Чем обедал воробей» - нечто большее, чем просто бесячий ритуал блоггеров.

Все хорошо знают мою слабость к кулинарии и активный поиск художников-единомышленников. Книга с рецептами Сальвадора Дали заняла почетное место на моей кухне и уже пару раз становилась темой воскресных обедов.

Да и в целом еда - это отдельный вид искусства. И если не лезть в дебри психологии и религии, то подача блюд, сервировка, спокойное и размеренное потребление пищи - это нечто намного большее, чем нормы этикета. Словом, это про эстетику и красоту, а отнюдь не про чревоугодие.

С чего все началось?

Культура сервировки стола уходит корнями в раннее Средневековье. Правда, свечи выполняли роль освещения, а скругленные ножи для разделки мяса снижали количество смертельных исходов после бурной трапезы😀

Вилки с 5 зубчиками появились еще в XI веке, как дорогой аксессуар, с которым богачи ходили в гости. Чем больше была вилка, тем .. (ну вы поняли)). Правда был нюанс - они не помещались в рот. Так появились вилки с 2 зубчиками для птицы и мяса.

Cornelis Anthonisz. Банкет стрелков роты. Музей Амстердама
Cornelis Anthonisz. Банкет стрелков роты. Музей Амстердама

Расцвет сервировки пришелся на XIII век. Стимулом тому послужило развитие обработки фарфора, что сделало доступным привычную посуду относительно широкому кругу лиц.

Живые цветы, многообразие столовых приборов, свечи, расшитые скатерти - все это признаки «дорогого и гостеприимного стола» уже почти тысячу лет.

Появление фаст-фуда в ХХ веке вместе со всей бумажной и пластиковой атрибутикой, на самом деле уходят корнями в тот же временной промежуток. Все дело в том, что на тарелки знатных гостей клали кусок хлеба. Во время трапезы он пропитывался соком мясных деликатесов и по завершению отдавался нищим.

Сами же блюда в Европе продолжительное время было принято подавать целиком, на общий стол и по принципу "Кто успел, тот и съел".

Первый ресторан

Принято считать, что первые рестораны появились еще в Китае в Х веке. Не хочу оспаривать этот факт, на фоне весьма скудной информации на просторах интернета. Все же, нам намного ближе западная культура в этих вопросах.

В Европу культура приема пищи вне дома пришла только в XVIII веке. До этого момента были таверны и забегаловки для приезжих и туристов. Частенько они совмещались с гостевыми домами и включали все необходимое для комфортного пребывания гостя (Будь как дома, путник, я ни в чем не откажу..)). От подобных заведений знать держалась подальше и о красоте и эстетике речи не шло.

Само понятие ресторана введено французами, и по-первости носило функцию заведений полезного питания - бульончики и омлеты от господина Буланже. Он же и ввел понятие "ресторана", что в переводе значило "Подкрепить, восстановить".

Что же касается первого ресторана в понятном нам значении - давайте познакомимся с Антуаном Бовилье, бывшим офицером кухни графа Прованса (брата короля). Бовилье стал первым частным поваром, который оставил своего хозяина и открыл собственный ресторанный бизнес в Париже - ресторан Le Beauviliers в 1728 году.

-3

Это Мишлен, детка!

Стремительное развитие общепита создало немыслимую конкуренцию и начало развивать сервис. Где дешевле/вкуснее/разнообразнее превратилось в где дороже/элитней/эксклюзивней. Семейные рецепты сменились экспериментами с ингредиентами, а на место полезной еды пришла вкусная. С начала XIX века ресторанный бизнес представлял собой уже целую систему с иерархией, правилами и нормами.

А в 1900 году вышел первый гид Мишлен. Книга (путеводитель, скорее) была разработана для путешественников, и была призвана помочь с ответами на вопрос "где переночевать/поесть/заправиться". Но уже меньше, чем через 30 лет, гид Мишлен стал настольной книгой путешественников-гурманов.

-4

И так, звездочка/цветочек, которая обозначала дорогой ресторан превратилась в признак отменной кухни. А затем классификация выстроилась следующим образом:

  • * - очень хороший ресторан в своей категории (имеется в виду тип кухни).
  • ** - отличная кухня, ради ресторана имеет смысл сделать небольшое отступление от маршрута.
  • *** - великолепная работа шеф-повара, имеет смысл предпринять отдельное путешествие сюда.

Сейчас гид Мишлен есть в интернете и его совершенно необязательно покупать. Все поездки уже много лет его использую, ведь в нем представлены не только "звездные" рестораны, но и просто "вкусные" или "очень вкусные" по совершенно разным ценам. Это правда очень экономит время и упрощает выбор, ведь забитый ресторан с очередью у входа далеко не всегда говорит о его качестве. А ребята из команды Мишлен уже больше 100 лет все перепробовали и отсортировали за нас!

Путешественникам на заметку - ссылка на гид.

MICHELIN Guide – the official website

Food Art (Фуд-арт, в переводе на русский))

Франция - настоящая родина нашей сегодняшней статьи! Собственно, и направление современного искусства Food Art появилось у лягушатников в Париже.

В конце 1950х в Париже зарождается движение "Новый реализм"

Члены группы новых реалистов в основном понимали мир как образ, элементы которого они могли включать в свои произведения, пытаясь таким образом соединить жизнь и искусство. (Позаимствовано у Википедии)

Смыслом их деятельности, если вкратце, было использование абсолютно разнообразных объектов в создании нового искусства - деколлаж.

Нам же сегодня интересен швейцарец Даниэль Шпёрри, который стоял у истоков создания направления и первым выбрал в качестве объектов искусства еду.

Kichka's Breakfast. 1960
Kichka's Breakfast. 1960

Отца Шперри во время Второй мировой войны убили в концентрационном лагере. Возрождающаяся и едва оправившаяся от войны Европа довольно быстро вернулась к чревоугодию в заведениях общепита, что натолкнуло Даниэля на новую свежую идею - "Эфемерный ресторан"

Известная серия произведений с остатками еды создавалась интересным образом — мастер приглашал знаменитостей принять участие в трапезе в художественной галерее. В какой-то момент застолье прерывалось и расположение предметов на столе оставалось неизменным… на долгие годы. Скатерть и тарелки приклеивали к поверхности, объедки лакировали и тоже присоединяли к столешнице, ножки подпиливали, всю конструкцию поворачивали на бок и вешали на стену, прикрыв экраном.

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/daniel-spyorri-biografiya-tvorchestvo-skulptury
-6

В 1968 году Шперри открыл свой одноименный ресторан, в котором из еды творили известные художники, в том числе Йозеф Бойс и Ив Кляйн.

-7

Современный фуд-арт

Это направление встретило довольно щедрую отдачу от друзей-художников и стало интересным направлением в хронике стилей современного искусства.

Сейчас для нас не редкость встретить кондитерские изделия, которые даже "есть жалко". Технологии сыграли на руку художникам и кроме пищевых красителей, появилось великое множество различных химических добавок, сохраняющих любую форму. Кто из нас не счищал мастику с детского тортика и не делал фруктовые салатики-мордочки))

Из современных последователей стиля стоит отметить Сару Кауфман, которая создает сырные скульптуры, Френсиса Кули с его шоколадной обувью и Пруденс Эмму Стейт

Скульптуры из сыра чеддер от Сары Кауфманн (Sarah Kaufmann)
Скульптуры из сыра чеддер от Сары Кауфманн (Sarah Kaufmann)
Пруденс Эмма Стейт
Пруденс Эмма Стейт

Но лично мне доставляют невероятное эстетическое удовольствие работы Карла Уорнера.

-10

Если вам, как и мне вначале, кажется это компьютерной графикой - посмотрите на изумительный процесс создания. Автор щедро делится технологией в абсолютно завораживающем видео!

Молекулярная кухня

Это явление, появившееся в 1988 году, отчасти является одновременно продолжением стиля food-art и трофологии.

На тонком и изящном стыке науки и искусства, повара со всего мира продолжают соревноваться в создании уникальных блюд. Жидкий хлеб, твердый суп, заморозка с помощью жидкого азота, ананас со вкусом курицы и наоборот.

-11

Уже весьма нередкое, но все еще вызывающее опаску явление, представлено во всех крупных городах и продолжает развиваться, вдохновляя на новые эксперименты.

Вот таким образом, всего за 50 лет приклеенные объедки со стола Шперри превратились в изящное вспененное мясо - не это ли развитие современного искусства, которого порой так не хватает в живописи!

На этой вкусной ноте, позвольте пожелать вам приятного аппетита и любви к искусству!