Добрый день, дорогие!
Сегодня я расскажу вам почему фото-отчет «Чем обедал воробей» - нечто большее, чем просто бесячий ритуал блоггеров.
Все хорошо знают мою слабость к кулинарии и активный поиск художников-единомышленников. Книга с рецептами Сальвадора Дали заняла почетное место на моей кухне и уже пару раз становилась темой воскресных обедов.
Да и в целом еда - это отдельный вид искусства. И если не лезть в дебри психологии и религии, то подача блюд, сервировка, спокойное и размеренное потребление пищи - это нечто намного большее, чем нормы этикета. Словом, это про эстетику и красоту, а отнюдь не про чревоугодие.
С чего все началось?
Культура сервировки стола уходит корнями в раннее Средневековье. Правда, свечи выполняли роль освещения, а скругленные ножи для разделки мяса снижали количество смертельных исходов после бурной трапезы😀
Вилки с 5 зубчиками появились еще в XI веке, как дорогой аксессуар, с которым богачи ходили в гости. Чем больше была вилка, тем .. (ну вы поняли)). Правда был нюанс - они не помещались в рот. Так появились вилки с 2 зубчиками для птицы и мяса.
Расцвет сервировки пришелся на XIII век. Стимулом тому послужило развитие обработки фарфора, что сделало доступным привычную посуду относительно широкому кругу лиц.
Живые цветы, многообразие столовых приборов, свечи, расшитые скатерти - все это признаки «дорогого и гостеприимного стола» уже почти тысячу лет.
Появление фаст-фуда в ХХ веке вместе со всей бумажной и пластиковой атрибутикой, на самом деле уходят корнями в тот же временной промежуток. Все дело в том, что на тарелки знатных гостей клали кусок хлеба. Во время трапезы он пропитывался соком мясных деликатесов и по завершению отдавался нищим.
Сами же блюда в Европе продолжительное время было принято подавать целиком, на общий стол и по принципу "Кто успел, тот и съел".
Первый ресторан
Принято считать, что первые рестораны появились еще в Китае в Х веке. Не хочу оспаривать этот факт, на фоне весьма скудной информации на просторах интернета. Все же, нам намного ближе западная культура в этих вопросах.
В Европу культура приема пищи вне дома пришла только в XVIII веке. До этого момента были таверны и забегаловки для приезжих и туристов. Частенько они совмещались с гостевыми домами и включали все необходимое для комфортного пребывания гостя (Будь как дома, путник, я ни в чем не откажу..)). От подобных заведений знать держалась подальше и о красоте и эстетике речи не шло.
Само понятие ресторана введено французами, и по-первости носило функцию заведений полезного питания - бульончики и омлеты от господина Буланже. Он же и ввел понятие "ресторана", что в переводе значило "Подкрепить, восстановить".
Что же касается первого ресторана в понятном нам значении - давайте познакомимся с Антуаном Бовилье, бывшим офицером кухни графа Прованса (брата короля). Бовилье стал первым частным поваром, который оставил своего хозяина и открыл собственный ресторанный бизнес в Париже - ресторан Le Beauviliers в 1728 году.
Это Мишлен, детка!
Стремительное развитие общепита создало немыслимую конкуренцию и начало развивать сервис. Где дешевле/вкуснее/разнообразнее превратилось в где дороже/элитней/эксклюзивней. Семейные рецепты сменились экспериментами с ингредиентами, а на место полезной еды пришла вкусная. С начала XIX века ресторанный бизнес представлял собой уже целую систему с иерархией, правилами и нормами.
А в 1900 году вышел первый гид Мишлен. Книга (путеводитель, скорее) была разработана для путешественников, и была призвана помочь с ответами на вопрос "где переночевать/поесть/заправиться". Но уже меньше, чем через 30 лет, гид Мишлен стал настольной книгой путешественников-гурманов.
И так, звездочка/цветочек, которая обозначала дорогой ресторан превратилась в признак отменной кухни. А затем классификация выстроилась следующим образом:
- * - очень хороший ресторан в своей категории (имеется в виду тип кухни).
- ** - отличная кухня, ради ресторана имеет смысл сделать небольшое отступление от маршрута.
- *** - великолепная работа шеф-повара, имеет смысл предпринять отдельное путешествие сюда.
Сейчас гид Мишлен есть в интернете и его совершенно необязательно покупать. Все поездки уже много лет его использую, ведь в нем представлены не только "звездные" рестораны, но и просто "вкусные" или "очень вкусные" по совершенно разным ценам. Это правда очень экономит время и упрощает выбор, ведь забитый ресторан с очередью у входа далеко не всегда говорит о его качестве. А ребята из команды Мишлен уже больше 100 лет все перепробовали и отсортировали за нас!
Путешественникам на заметку - ссылка на гид.
Food Art (Фуд-арт, в переводе на русский))
Франция - настоящая родина нашей сегодняшней статьи! Собственно, и направление современного искусства Food Art появилось у лягушатников в Париже.
В конце 1950х в Париже зарождается движение "Новый реализм"
Члены группы новых реалистов в основном понимали мир как образ, элементы которого они могли включать в свои произведения, пытаясь таким образом соединить жизнь и искусство. (Позаимствовано у Википедии)
Смыслом их деятельности, если вкратце, было использование абсолютно разнообразных объектов в создании нового искусства - деколлаж.
Нам же сегодня интересен швейцарец Даниэль Шпёрри, который стоял у истоков создания направления и первым выбрал в качестве объектов искусства еду.
Отца Шперри во время Второй мировой войны убили в концентрационном лагере. Возрождающаяся и едва оправившаяся от войны Европа довольно быстро вернулась к чревоугодию в заведениях общепита, что натолкнуло Даниэля на новую свежую идею - "Эфемерный ресторан"
Известная серия произведений с остатками еды создавалась интересным образом — мастер приглашал знаменитостей принять участие в трапезе в художественной галерее. В какой-то момент застолье прерывалось и расположение предметов на столе оставалось неизменным… на долгие годы. Скатерть и тарелки приклеивали к поверхности, объедки лакировали и тоже присоединяли к столешнице, ножки подпиливали, всю конструкцию поворачивали на бок и вешали на стену, прикрыв экраном.
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/daniel-spyorri-biografiya-tvorchestvo-skulptury
В 1968 году Шперри открыл свой одноименный ресторан, в котором из еды творили известные художники, в том числе Йозеф Бойс и Ив Кляйн.
Современный фуд-арт
Это направление встретило довольно щедрую отдачу от друзей-художников и стало интересным направлением в хронике стилей современного искусства.
Сейчас для нас не редкость встретить кондитерские изделия, которые даже "есть жалко". Технологии сыграли на руку художникам и кроме пищевых красителей, появилось великое множество различных химических добавок, сохраняющих любую форму. Кто из нас не счищал мастику с детского тортика и не делал фруктовые салатики-мордочки))
Из современных последователей стиля стоит отметить Сару Кауфман, которая создает сырные скульптуры, Френсиса Кули с его шоколадной обувью и Пруденс Эмму Стейт
Но лично мне доставляют невероятное эстетическое удовольствие работы Карла Уорнера.
Если вам, как и мне вначале, кажется это компьютерной графикой - посмотрите на изумительный процесс создания. Автор щедро делится технологией в абсолютно завораживающем видео!
Молекулярная кухня
Это явление, появившееся в 1988 году, отчасти является одновременно продолжением стиля food-art и трофологии.
На тонком и изящном стыке науки и искусства, повара со всего мира продолжают соревноваться в создании уникальных блюд. Жидкий хлеб, твердый суп, заморозка с помощью жидкого азота, ананас со вкусом курицы и наоборот.
Уже весьма нередкое, но все еще вызывающее опаску явление, представлено во всех крупных городах и продолжает развиваться, вдохновляя на новые эксперименты.
Вот таким образом, всего за 50 лет приклеенные объедки со стола Шперри превратились в изящное вспененное мясо - не это ли развитие современного искусства, которого порой так не хватает в живописи!
На этой вкусной ноте, позвольте пожелать вам приятного аппетита и любви к искусству!