Пожалуй в блюзе нет более узнаваемого, доступного звучания, чем музыка Джимми Рида. Его хиты «Baby, What You Want Me to Do», «Bright Lights, Big City», «Honest I Do», «You Don't Have to Go», «Going to New York», «Ain't That Lovin' You Baby», «Big Boss Man» - давно являются стандартами, неотъемлемой частью классического блюзового репертуара.
Стиль и манера его исполнения были простыми и легкими для воспроизведения. Риду подражали, его песни органично существовали как в репертуаре школьных гаражных групп, так и в трек листах таких исполнителей как Elvis Presley, Charlie Rich, Lou Rawls, Hank Williams, Jr., и The Rolling Stones.
Возможно это делало его, самым влиятельный блюзменом. Ритм-гитара в стиле буги-вуги, губная гармошка на «хомуте» что позволял играть на ней не оставляя гитару. Музыка Рида - ленивая и настойчивая, построенная на прочном каркасе - была формулой, оказавшейся востребованной как у чернокожих среднего возраста, так и у молодых белых слушателей. Пластинки Джимми Рида с поразительной частотой попадали в «чёрные» R&B и «белые» поп-чарты, что является редким достижением для блюзмена.
Удивительно, ведь на первый взгляд в музыке Рида не было ничего особенного. Он не обладал виртуозной техникой игры ни на одном из своих инструментов, а его вокалу определенно недоставало ярости Howlin' Wolf или Muddy Waters. Но именно это отсутствие прямого музыкального противостояния делало альбомы Джимми Рида обязательными в любой коллекции пластинок блюза 50-х/60-х годов.
Для начинающих музыкантов, желающих попробовать играть блюз, независимо от цвета кожи - репертуар Джимми был идеален.
Как отметил музыкант Billy Vera в антологии хитов Рида:
- Любой, у кого вокальный диапазон был больше шести нот мог петь мелодии Джимми, овладевая ими в тот же день, когда мама принесла домой первую гитару. Думаю, Джимми был панк-блюзменом 50-х.
Рид родился 6 сентября 1925 года на плантации в небольшом городке Данлит или его окрестностях, где жил до 15 лет, изучая игру на губной гармошке и гитаре. В 1943 Рид переехал в Чикаго, откуда был призван на военно-морской флот, где прослужил два года. После возвращения он женился на Мэри (известной поклонникам блюза как «Мама Рид») переехал в Гэри, штат Индиана, и нашел работу на мясокомбинате Armour Foods, одновременно ворвавшись на бурно развивающуюся блюзовую сцену Чикаго.
В начале 50-х он работал в группе John Brim's Gary Kings. Гармоника Рида есть в песне «Tough Times» и инструментальной пьесе «Gary Stomp». Кстати, на барабанах в этой группе играл будущая легенда блюзовой гитары Albert King, . Помимо этого Рид играл на улице за шляпный сбор.
После провала прослушивания на Chess Records подписал контракт с недавно образованным лейблом Vee-Jay Records, под патронажем которой и были сделаны его первые записи. Вскоре феноменальное продвижение Рида в чартах стал постоянной занозой для Chess Records.
После подписания контракта Рид воссоединился с другом детства гитаристом Эдди Тейлором. Это партнерство, продолжалось до самой смерти Рида. Успех пришёл не стразу, но третий сингл «You Don't Have to Go», поддержанный «Boogie in the Dark», занял пятое место в R&B чартах Billboard, и в течение следующего десятилетия Рид создал все свои основные хиты.
Количество проданных пластинок Джимми Рида, значительно опережала продажи таких артистов как Muddy Waters, Howlin' Wolf, Elmore James,Little Walter.
Джимми был простым деревенским парнем, он с трудом мог написать своё имя. Последовавшие изнурительные гастроли, стали сопровождаться пьянством. Джимми начал разваливаться, как дешевый костюм. Его ненормальное поведение, было результатом алкоголизма. Есть история о том, как Рид будучи в стельку пьяным помочился на платье звезды за кулисами, затем вышел на сцену и отработал программу держа зал в напряжении до окончания сета.
Есть история о том, как Рида забрали в чикагский вытрезвитель ночью перед сессией звукозаписи. Неудивительно, когда в 1957 году он заболел эпилепсией, она долгое время оставалась не выявленной, потому, что он пережил много приступов белой горячки. Эдди Тейлор рассказывал, как он иногда сидел перед Ридом в студии, подсказывая, когда начинать петь, когда дуть в гармонику, а когда менять на гитаре аккорд.
Похоже к тому времени Джимми Рид, был неспособен запоминать тексты новых песен - даже те, которые сочинил сам, - и мама Рид садилась и шептала их ему на ухо, буквально по строчке. Это можно слышать в записях таких песен как «Big Boss Man» и «Bright Lights, Big City», где она начинает подпевать, чтобы держать его в такте.
Но, по-видимому, все это не имело значения. У Джимми Рида 11 песен попавших в поп-чарты Billboard Hot 100 и в общей сложности 14 в R&B-чартах, этот рекорд не смог превзойти даже более искушенный исполнитель, B.B. King.
Погружение Рида в алкоголизм и эпилепсию совпали по времени с упадком Vee-Jay Records, которая прекратила свое существование в то же время, когда был выпущен последний альбом Рида «Don't Think I'm Through».
Эл Смит, менеджер артиста смог договориться о контракте с недавно созданным лейблом ABC-Bluesway, и в 70-е годы было выпущено несколько альбомов, но в их звучании не хватало прежнего очарования.
В последние годы жизни Джимми стать затворником получившим надлежащую медицинскую помощь по своим диагнозам: алкоголизм и эпилепсия, но было слишком поздно. Джимми Рид умер 29 августа 1976 года, незадолго до намеченного выступления на Blues Festival Circuit.
Вот такая печальная судьба, хотя в музыке Джимми Рида много радости, и радость эта чувствуется при каждом прослушивании. Его бесхитростный стиль повлиял на всех, от British Invasion до луизианских блюзовых исполнителей Swamp Blues, таких как Slim Harpo, Jimmy Anderson и других...
Основным инструментом Джимми была электрогитара Kay K-161, впоследствии выпускаемая как Kay Thin Twin «Jimmy Reed»
Рекомендуемые для ознакомления альбомы:
1959 Found Love
1959 I'm Jimmy Reed
1959 Rockin' With Reed
1961 J R at Carnegie Hall
А вы слышали записи Jimmy Reed?
Возможно будет интересным: Девять струн чистого блюза. Big Joe Williams
Здесь можно записаться на урок или консультация по гитаре, любой вопрос