Найти в Дзене
Архив Прошлого

Куликовская битва: каким было одно из самых главных сражений в истории России?

Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 года, внушает настоящий трепет и вызывает неподдельный интерес среди историков и патриотов. Этот знаковый эпизод русской воинской истории является блестящим примером бесстрашия и смелости наших предков в борьбе за свободу и независимость. Однако, при более детальном рассмотрении источников, связанных с Куликовской битвой, становится ясно, что это событие неоднозначно и противоречиво.

Главными источниками мифа о Куликовской битве являются две поэмы в прозе, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», написанные неизвестными древними русскими авторами. Однако, исследования показывают, что эти поэмы были приблизительно в XV веке, целых сто лет спустя после битвы. Следовательно, в этих произведениях содержится немало анахронизмов и противоречий в описании событий. Фактически, эти поэмы скорее передают легенды о Куликовской битве, которые существовали в русском обществе на протяжении столетия, а не саму битву.

Адольф Ивон. «Куликовская битва». 1859 год. Источник: Википедия.
Адольф Ивон. «Куликовская битва». 1859 год. Источник: Википедия.

В старинной поэме «Задонщина» изображены события Куликовской битвы, но нет ни слова о благословении Сергием Радонежским войска московского князя Дмитрия или о поединке Пересвета с Челубеем. Вместо этого описывается, как Пересвет и его брат Ослябя, оба монахи, появляются на битве, и Ослябя предсказывает свою гибель и гибель своего брата и сына Пересвета. Это очень странно, потому что монахам не разрешалось участвовать в войнах и они должны были носить христианские имена.

Кроме того, считается, что Сергий Радонежский не благословлял князя Дмитрия перед Куликовской битвой. В то время церковь Руси была в смуте, из-за смерти митрополита Алексия, который помогал усилить авторитет Москвы в русских землях. Константинопольский Патриарший Собор избрал сербского по национальности Киприана на митрополитскую кафедру, но у московского князя был свой кандидат - его домашний поп Митяй. Собор русских архиереев избрал его митрополитом, но Сергий Радонежский не поддержал этот выбор и прервал общение с князем.

В. М. Васнецов, Поединок Пересвета с Челубеем, 1914. Источник: Википедия.
В. М. Васнецов, Поединок Пересвета с Челубеем, 1914. Источник: Википедия.

Обстановка на момент Куликовской битвы была крайне сложной и запутанной. В то время на Руси одновременно называли себя митрополитами целых три человека, что в значительной мере осложняло политическую обстановку. В то же время, московский князь Дмитрий находился в конфликте с общепризнанным духовным авторитетом Руси Сергием Радонежским, что добавляло дополнительных сложностей.

«Сказание о Мамаевом побоище» называет рязанского князя Олега Ивановича предателем московского князя, союзником Мамая и литовского князя Ольгерда, хотя Ольгерда уже не было в живых на тот момент. Тем не менее, на Рязани Олег всегда уважался народом и, вскоре после его смерти в 1402 году, начал стихийно почитаться как святой.

В. К. Сазонов, Дмитрий Донской на Куликовом поле, 1824 г. Источник: Википедия.
В. К. Сазонов, Дмитрий Донской на Куликовом поле, 1824 г. Источник: Википедия.

Олег, как великий князь рязанский, конечно, не мог поддерживать стремление Дмитрия поставить Москву выше всех земель русских. Кроме того, ему приходилось учитывать положение Рязанской области – при любом столкновении Руси с татарами она первая попадала под удар татарских полчищ. Поэтому для рязанского князя было важно сохранить свои земли в целости. Отсюда его стремление соблюсти нейтралитет в грядущей войне.

Тем не менее, те же летописи указывают, что Олег регулярно снабжал Дмитрия сведениями о передвижениях войск Мамая и его литовского союзника. Без этой ценной информации московское войско, вероятно, не сумело бы разбить татарское и предотвратить его соединение с литовцами. Таким образом, Олег накануне Куликовской битвы был ценным союзником Дмитрия. Несмотря на это, московское войско дважды разорило рязанские земли: первый раз, когда двигалось на Дон, а второй раз на обратном пути с Куликова поля. Весь этот хаос и запутанность

Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век. Источник: Википедия.
Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век. Источник: Википедия.

В русских летописях упоминается, что Мамай, сбежавший в степи, планировал вернуться и напасть на Русь. Однако в конце того же 1380 года хан Тохтамыш разгромил его в битве на реке Калке, после чего Мамай погиб. Таким образом, Мамай был окончательно побежден самими татарами.

В то время в Орде была междоусобная война. Мамай не был ханом, он был всего лишь временным правителем, который захватил власть, но ему не было позволено принять титул хана. В то же время, род Чингисхана представлял Тохтамыша, который становился все более сильным. Поэтому Дмитрий Донской поддержал Тохтамыша и помог ему окончательно утвердиться у власти в Орде.

Ни в одном источнике, действительно современном для времени Куликовской битвы, не говорится о том, что Дмитрий собирался освободить русские земли от зависимости от Орды. Вероятно, московский князь выступал против Мамая как прислужник законного хана Тохтамыша, который восстал против него. А Куликовская битва не была таким "общерусским" делом, как ее пытаются представить.