Найти тему
15,5K подписчиков

В какой цвет красились немецкие танки? | Разбираемся в цветовой палитре базовых цветов и камуфляже

2,8K прочитали

Знаете, долгое время я мечтал увидеть настоящий немецкий "Тигр" времён Второй Мировой войны. И моя мечта почти исполнилась, после переезда в Калугу. В один из летних дней мы собрались, погрузились на верного "Росинанта" (семейное авто) и рванули в Кубинку. Да-да, в тот самый военно-патриотический парк "Патриот". Какое же было моё разочарование, когда в одном из павильонов с танками Второй Мировой я увидел объявление: мол, уважаемые посетители, мы, конечно, увезли танк "Тигр", а вместе с ним и ИС-2 на специальный "Музей под открытым небом". Он располагается на 50-ом километре Можайского шоссе, и откроется всего-то через неделю! Приезжайте"!

Тот самый "Тигр", который я так и не увидел.
Тот самый "Тигр", который я так и не увидел.

И как это было расценивать?

- Пойдёмте, хоть, "Пантеру" за дулу пощупаем? - вздохнул я.

И пошли. Возле "Пантеры" удивление и разочарование настигли меня во второй раз за день: она оказалась никакой не серой, а вполне себе какой-то жёлтой с зелёными и красно-коричневыми полосами. Словно пьяный художник во время острого приступа белой горячки взял первые попавшиеся краски и расписал грозную машину в "весёленькую расцветочку". Причём, это было справедливо, практически, к любой немецкой технике. Разве что мортира "Адам" была выкрашена чёрным кузбас-лаком, коим у нас красят ходовую часть карьерных экскаваторов да хребтовые балки железнодорожных думпкаров.

В общем, не было там машин мышиного цвета, как о том писал современник. Хотя, с другой стороны, очевидцы тоже не станут жёлто-полосатую машину называть мышино-серой. Значит, надо разбираться.

Так вот, германские специалисты - особенно накануне Второй Мировой войны - разработали не только отличные, для того времени, машины и вооружение, но и, в целом создали отлично работающий бюрократический аппарат, отвечавший за ту или иную сферу деятельности.

Например, за окраску машин отвечал государственный комитет по условиям поставок (Reichs-Ausshuss für Lieferbedingungen). Если вам это ничего не говорит, то в модельных магазинах (да и в дургих с лако-красочными материалами) продаются краски с аббревиатурой RAL. Так вот - это наследие того самого немецкого комитета, а именно: немецкий цветовой стандарт, в котором каждый цвет, каждый оттенок имеет собственный цветовой индекс.

Цветовая палитра стандарта RAL
Цветовая палитра стандарта RAL

Последующее десятилетие (вначале рейхсвер, а потом и вермахт) использовали палитру Buntfarbenanstrich из трех цветов. Камуфляж наносили красками RAL 17 Erdgeld-matt (темно-желтый матовый), RAL 18 Braun-matt (коричневый матовый) и RAL 28 Grün-matt (зеленый матовый). Границы линий окаймляли матовой черной краской (RAL 5 Schwarz-matt).

Позднее схему окраски видоизменили. Так с 1937-го года основой (базовым цветом) для нацистской бронетехники становится тёмно-серая краска - RAL 46 Dunkelgrau. А поверх неё наносился камуфляж тёмно-коричневого цвета RAL 45 Dunkelbraun. Так как краски мели одинаковую контрастность, то на монохромных снимках того времени военные машины могут восприниматься, как исключительно серыми. Хотя это и не так. Впрочем, ещё чуть позднее, когда гитлеровская Германия увязла в советских снегах и африканских песках, выяснилось, что серо-коричневый окрас машин создаёт весомую проблему для германских войск.

Так вот, тёмная серо-коричневая схема окраски "начала" Вторую Мировую войну, получив применение на большинстве немецких бронемашин. Однако 12 июля 1940 года подход к камуфлированию вновь был изменён. Ранее камуфляжную окраску на танки наносились непосредственно перед окраской в войска. По вновь введённым директивам, теперь эта забота возлагалась на самих военных. Каждое войсковое подразделение получало нейтрально серую машину, которую уже и "расцвечивало" под имеющиеся ландшафты. Базовый же тёмно-серый цвет получил обозначение RAL 7021 Dunkelgrau. А вот пятна-полосы-разводы предписывалось наносить тёмно-коричневой краской RAL 45 Dunkelbraun. Но, как это часто бывает, "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Коричневой краски просто-напросто не оказывалось в войсках, поэтому в бой шли исключительно серые машины, закамуфлированные тем, что попадётся под руку.

Знаете, долгое время я мечтал увидеть настоящий немецкий "Тигр" времён Второй Мировой войны. И моя мечта почти исполнилась, после переезда в Калугу.-4
Привет моделистам-префекционистам, задувающим танки так, чтобы ни одной мусоринки не прилипало.

Далее выяснилось, что нанесение тёмно-коричневых полос на тёмно-серую же основу не слишком-то размывает контуры машин, да и, вообще, еле выделяется, а потому - особого значения в технике маскировки не представляет. А раз так, то к чему лишние телодвижения, да ещё русской зимой, от морозов которой солдаты вермахта и без того офигевали. Поэтому с 10 февраля 1942 года вся бронетехника окрашивалась лишь в «Дюнкельграу» (RAL 7021 Dunkelgrau).

Понимали ли немецкие военначальники, что серые коробки вполне неплохо читаются на зелёных просторах и ещё лучше на заснеженных просторах? Безусловно, понимали. Но в первых месяцах войны это не казалось значимой проблемой: в воздухе люфтваффе имело однозначное преимущество, на земле тоже всё складывалось просто превосходнейшим образом. А раз так, то в чём разница: какого цвета танки? Победителей не судят, не правда ли? Но для этого надо было стать победителем. Однако раньше пришли русские зимы. Впрочем, серого окраса военной техники хватило почти на два года. Лишь в 1943 году, окончательно потеряв преимущество в небе и хорошенько отхватив на земле, нацистская Германия взялась менять камуфляжные расцветки и применяемые цвета, совершив отход от всегобщего серого окраса.

Но и там чего-то не заладилось: то ли краска закончилась, то ли танки, то ли всё вместе. А только так и осталась, в скрижалях истории, немецкая техника выкрашенной в серый цвет. Хотя, если почитать мемуары современников, то можно встретить рассказы и о жёлтых "Пантерах", и даже о красных "Тиграх". Но им, натурально, уже просто не хватало базовой краски, и машины отправлялись на фронт просто загрунтованные железным суриком.

Когда не хватило краски для камуфляжа.
Когда не хватило краски для камуфляжа.

Ваш Fon-Kraft.

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.

А вы знали, что немецкие танки были квадратными не спроста? На это имелись очень весомые причины:

Почему стоит подписаться на канал? Потому что на нём регулярно выходят новые материалы о мире моделизма, с подпиской вы их не пропустите. К тому же это - бесплатно. И напоминаю: максимум информации в моих статьях можно найти только на блог-платформе Дзен. Если вы читаете эту статью в каком-либо другом ресурсе, то перед вами - пиратская копия. Не тратьте на неё время - ваши комментарии не будут услышаны.

Поддержать автора и развитие канала можно и материально, отправив перевод на карту:

2202 2023 9413 5895 - СБЕР,
4893 4702 3844 7624 - ВТБ.

ПыСы. Я бы прикрепил форму, но Дзен больше не предоставляет такую возможность.