Найти тему
Аэроэкспресс

История развития Киевского вокзала: как обычный сруб превратился в удивительный памятник архитектуры

Сейчас трудно предположить, что самое первое здание Киевского вокзала представляло собой частично деревянное одноэтажное длинное строение, очень походившее на обычную избу, его даже иногда изображали на карикатурах. Вокзал впервые построили в 1899 году и он был довольно неприметной постройкой. Однако позже ситуация начнет кардинально меняться.

Обновление вокзала

Строительство современного здания Киевского вокзала в стиле неоклассицизма с элементами ампира по проекту инженера И.И. Рерберга при участии архитектора B.К. Олтаржевского началось в 1914 году и длилось несколько лет: основной этап был завершен к 1918 году, некоторые работы продолжались до 1920-х. После открытия прежний маленький коридор, где еле помещались пассажиры со своими вещами, превратился в просторные и светлые залы, украшенные колоннами.

-2

Инженер В.Г. Шухов, построивший знаменитую телебашню на Шаболовке, предложил перекрыть большой перронный зал необычной арочной конструкцией — в итоге получился удивительной красоты стеклянный купол, который называют дебаркадером. Длина павильона составила 321 метр, высота – около 30, ширина – 47. И на сегодняшний день этот проект не имеет равных, дебаркадер всегда находится в центре внимания москвичей и гостей города.

-3

Вокзал также знаменит часовой башней со скульптурами С.С. Алёшина, высота башни 51 метр, что сопоставимо с 17-этажным домом. Интерьеры расписаны в тематике 1812 года.

-4

Сразу после обновления новое здание стало попадать в кадры кинохроники, затем его можно было увидеть в кино и на картинах художников.

Сегодня Киевский вокзал является памятником архитектуры и инженерного искусства, объектом культурного наследия России федерального значения. Дебаркадер В.Г. Шухова называют шедевром инженерной мысли.

За все время существования Киевский вокзал пережил несколько реконструкций.

Интересное о вокзале

  • До 1934 года Киевский вокзал назывался Брянским.
  • Киевский вокзал стал первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года поставили турникеты на вход и выход. Пассажиры сначала использовали для прохода не билеты со штрихкодом, а картонные карты с магнитной полосой, которые давали в дополнение к обычному билету.
  • На башне Киевского вокзала есть механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. Они были установлены при постройке вокзала.
  • Есть на вокзале еще одна конструкция Шухова – деревянный овальный купол в часовой башне. Эти перекрытия, несмотря на солидный возраст, прекрасно сохранились до сих пор и не были заменены в рамках реконструкций.
Фото: Михаил Сипко
Фото: Михаил Сипко

Будете на Киевском вокзале – обязательно сделайте фотографии под великолепным дебаркадером.