Сейчас трудно предположить, что самое первое здание Киевского вокзала представляло собой частично деревянное одноэтажное длинное строение, очень походившее на обычную избу, его даже иногда изображали на карикатурах. Вокзал впервые построили в 1899 году и он был довольно неприметной постройкой. Однако позже ситуация начнет кардинально меняться.
Обновление вокзала
Строительство современного здания Киевского вокзала в стиле неоклассицизма с элементами ампира по проекту инженера И.И. Рерберга при участии архитектора B.К. Олтаржевского началось в 1914 году и длилось несколько лет: основной этап был завершен к 1918 году, некоторые работы продолжались до 1920-х. После открытия прежний маленький коридор, где еле помещались пассажиры со своими вещами, превратился в просторные и светлые залы, украшенные колоннами.
Инженер В.Г. Шухов, построивший знаменитую телебашню на Шаболовке, предложил перекрыть большой перронный зал необычной арочной конструкцией — в итоге получился удивительной красоты стеклянный купол, который называют дебаркадером. Длина павильона составила 321 метр, высота – около 30, ширина – 47. И на сегодняшний день этот проект не имеет равных, дебаркадер всегда находится в центре внимания москвичей и гостей города.
Вокзал также знаменит часовой башней со скульптурами С.С. Алёшина, высота башни 51 метр, что сопоставимо с 17-этажным домом. Интерьеры расписаны в тематике 1812 года.
Сразу после обновления новое здание стало попадать в кадры кинохроники, затем его можно было увидеть в кино и на картинах художников.
Сегодня Киевский вокзал является памятником архитектуры и инженерного искусства, объектом культурного наследия России федерального значения. Дебаркадер В.Г. Шухова называют шедевром инженерной мысли.
За все время существования Киевский вокзал пережил несколько реконструкций.
Интересное о вокзале
- До 1934 года Киевский вокзал назывался Брянским.
- Киевский вокзал стал первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года поставили турникеты на вход и выход. Пассажиры сначала использовали для прохода не билеты со штрихкодом, а картонные карты с магнитной полосой, которые давали в дополнение к обычному билету.
- Есть на вокзале еще одна конструкция Шухова – деревянный овальный купол в часовой башне. Эти перекрытия, несмотря на солидный возраст, прекрасно сохранились до сих пор и не были заменены в рамках реконструкций.
Будете на Киевском вокзале – обязательно сделайте фотографии под великолепным дебаркадером.