В любом обсуждении ранних лет хард-рока обычно упоминают CREAM, LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, MOUNTAIN, GRAND FUNK RAILROAD, URIAH HEEP. Но просто невозможно не воздать должное в этой связи огромному вкладу DЕЕР PURPLE и их гитаристу Ричи Блэкмору.
Machine Head - их альбом 1972 года - вывел PURPLE на вершину хард-роковой компании и стал мировым хитом, во многом благодаря песне Smoke on the Water и её монстровскому риффу. В середине 90-х Блэкмор отошел от рока и углубился в исследование акустической музыки эпохи Возрождения, но в 2016-м вновь удивил поклонников, собрав новый состав своей старой группы RAINBOW и выпустив Live in Birmingham 2016.
Корни
А что было до ставшего классикой хард-рока Machine Head? Во второй половине 60-х YARDBIRDS, ROLLING STONES, CREAM, JEFF BECK GROUP, JIMI HENDRIX EXPERIENCE, VANILLA FUDGE и LED ZEP основательно раздвинули границы музыки, в том числе и в направлении её утяжеления.
1970-й стал переломным, DЕЕР PURPLЕ выпустили In Rock, MOUNTAIN - Mississippi Queen, а SABBATH - Paranoid.
К этому моменту Блэкмор уже заменил свой красный Gibson ES-335 на подарок Эрика Клэптона - Fender Stratocaster, появившись с ним на фотографиях с сессий Fireball в сентябре 1970 года.
Его стиль удачно вобрал в себя гитарные достижения от Леса Пола до Клэптона, Джеффа Бека, Питера Грина, Пейджа и Элвина Ли из TEN YEARS AFTER.
Добавив к техническому арсеналу этих музыкантов гитару Стратокастер и классический стек Marshall, мы получим молодого гитариста, который взялся за запись Machine Head.
Fender - модель Ritchie Blackmore Signature Strat.
Вот что сказал об этом гитарист QUEEN Брайан Мэй в документальном фильме «История Ричи Блэкмора»:
«Ричи уже тогда был источником всяких тайн и чудес - в те дни никто не мог так играть», - сказал Мэй. «И дело не только в скорости - были в то время и другие люди, которые могли играть быстро… Но они не были Ричи Блэкмором».
Ричи Блэкмор:
«Лес Пол был моим героем. В тот момент существовало много кантри-гитаристов, которые были невероятными и невероятно быстрыми - Джимми Брайант, Чет Аткинс, Клифф Гэллап, Скотти Мур, Глен Кэмпбелл, Бак Оуэнс и другие, чьи имена я даже не знал - я видел их в телевизионных шоу. Но их стилем был кантри, а меня больше интересовали рок и классика. Я играл импровизации по большей части в минорных тональностях, а кантри-парни были все в мажоре. Когда наш менеджмент придумал, чтобы мы поехали играть в Америку, я прикинул: «А зачем? Там так много блестящих гитаристов». Так что я немного сопротивлялся».
В игре Блэкмора также много и блюза: «Мне нравились Питер Грин и Джон Мэйолл, я видел Би Би Кинга на концерте и сразу решил, что он великолепен, хотя его выбор нот был, на мой взгляд, немного ограничен. Джонни Уинтер - вот кто был просто блестящим музыкантом, ну и конечно же, я очень много играл Хендрикса».
«Но я всегда воспринимал Джими не как гитарного технаря, а скорее как великолепного блюзового певца, который при этом умел играть совершенно удивительные вещи на гитаре. Он придумывал такие риффы, которые никто другой просто не смог бы придумать - вспомните Manic Depression, Stone Free или Burning of the Midnight Lamp.
«В блюзе одним из моих главных вдохновителей был Шугги Отис, сын Джонни Отиса - я сразу подумал, что он великолепен, а ведь ему в то время было всего 15 лет. Ещё мне очень нравился Майк Блумфилд из группы PAUL BUTTERFIELD BLUES, ну и Мик Тейлор, конечно же, замечательный блюзмен. Помимо них, на меня также повлияли английские рок-н-ролльщики, например Тони Харви или Джо Моретти».
21-летний Джо Моретти играет у Джина Винсента:
«Джефф Бек - вот мой кумир», - сказал Блэкмор в интервью Национальному музею гитары. «Этот парень берет ноты из ниоткуда, понимаете? Он иногда находит такие ноты, которых просто нет на моей гитаре. Когда вышла песня Shapes Of Things, все закричали: «Боже мой! Кто это такой… И почему он играет эту индийскую музыку? Такого нельзя допускать». Звучало слишком хорошо».
Какой-то придурок с ракетницей
Итак, молодой Блэкмор был готов покорить мир в начале 70-х. Запись пластинки Machine Head начали в Швейцарии в декабре 1971 года. Предполагали записываться в Montreux Casino - популярном концертном зале на берегу Женевского озера. Но этому не суждено было случиться: произошло событие, которое теперь знает весь мир, фанат на концерте группы FRANK ZAPPA & THE MOTHERS выстрелил из ракетницы в потолок, чудом никто не погиб, но казино сгорело дотла, и PURPLЕ лишились предполагаемого места записи.
Имея в наличии ультрасовременную по меркам 70-х мобильную студию, группа переехала в местный театр Le Pavillon, где записала основные треки для будущей Smoke on the Water, но была выставлена оттуда швейцарской полицией за слишком большую громкость. Перебравшись в пустой Grand Hotel, они наконец завершили то, ради чего приехали в Швейцарию.
Мы закончили в Гранд Отеле
...Он был пустой и холодный,
Но с грузовиком ROLLING STONES, стоящим снаружи
Мы записали новую пластинку
Всего несколько красных фонарей и несколько старых кроватей
Но мы вспотели в этом месте...
Они протянули длинные кабели от фургона и использовали матрасы от кроватей, чтобы хоть немного приглушить звук пустых помещений. Большая часть записи проходила в гостиничных номерах и коридорах - это вам не уютная студия звукозаписи, но с ныне легендарным инженером Мартином Берчем получилось здорово, и записи говорят сами за себя. В результате звучание пластинки приблизилось к концертному, разве что за исключением кричащих поклонников.
«Мы поставили усилители в комнатах, а записывали в коридорах», - вспоминает Блэкмор.
Загадочный звук
Гитарный звук Блэкмора на Machine Head - это отдельная тема, окутанная мифами и загадками. Как ему удалось добиться того, чтобы отлично звучало дерево стратокастера с идеальным уровнем сустейна и овердрайва, но без слишком явных искажений? Звук гитары на альбоме очень фендеровский, глубокий и сочный.
Инструментальная составляющая Machine Head, - это гитара Блэкмора, бас-гитары Rickenbacker и Fender Роджера Гловера, и - что особенно важно в данном случае - перегруженный орган Hammond Джона Лорда. Как известно, он включал его через гитарные стеки Marshall, и таким образом добился звука, мало чем отличающегося от пауэр-аккордов гитары. Именно так получилось то звучание, которое мы слышим в Highway Star, Space Truckin' и Smoke on the Water.
Вступление Лорда к Lazy - это, видимо, квинтэссенция жестко искаженного Хаммонда.
Стратокастеры на Machine Head - это фендеровская эпоха CBS с большой головой, кленовым грифом с четырьмя болтами и трехпозиционным переключателем.
В последующие RAINBOW-годы Блэкмор перешел на скалопированные палисандровые накладки на грифе, который крепился к корпусу тремя болтами. Он использовал только два сингла из трех - у грифа и у бриджа. Средний звукосниматель был утоплен как можно ниже, чтобы он не мешал медиатору, и Блэкмор избегал промежуточных второй и четвертой позиций пятипозиционного переключателя.
Одна из ошибок при расшифровке звука Блэкмора заключается в том, что концертный и студийный варианты оборудования Блэкмора не идентичны.
Во время туров он подключал свой стратокастер к 200-ваттному усилителю Marshall Major и двум кабинетам. Ещё один стек всегда стоял на сцене в качестве резервного.
Усилители Мarshall для Блэкмора были модифицированы на заводе. Добавлен ещё один выходной каскад, увеличивший громкость, и переделаны эквалайзеры.
Так же известно, что Блэкмор любил усилители Vox AC30 за их теплый, естественный и грязный перегруженный звук.
Несколько раз в интервью Блэкмор намекал на использование внутренностей Vox, спрятанных в корпусе Marshall, для раскачки усилителя Marshall, то есть фактически - AC30 как предварительный усилитель для Major. Но это, опять же - сценическая установка. Также надо иметь в виду, что все рассказы о знаменитом катушечном магнитофоне Блэкмора Aiwa, который он применял в качестве предусилителя, датируются 1974 годом, это намного позже сессий в Гранд Отеле. То же самое и со скалопированными накладками грифа.
Вот мнение Дэйва Хантера, написавшего книгу «Вторжение британских усилителей».
«Мы помним эти риффы из Machine Head и убедили себя, что они были записаны с помощью какого-то фантастического массивного стека Marshall. Но они просто сами по себе отличались от большей части того, что было записано в то время, и, можно сказать, что они совсем не звучат как концертный стек».
После 45 лет дебатов и противоречий уже и сам Блэкмор помогает прояснить ситуацию.
«Я использовал 100-ваттный Marshall и кабинет с четырьмя 12-дюймовыми динамиками. И скорее всего я использовал и Vox тоже. В то время они оба были моими основными усилителями».
Так что в Гранд Отеле, видимо, Vox всё-таки был. И вот что ещё добавил Ричи Блэкмор: «Я использовал бустер высоких частот Hornby Skewes. Но это была не педаль, а просто настольная коробка».
Hornby Skewes использовал схему на германиевом транзисторе, добавляя сигналу перегруз, он подавал его на предусилитель уже с определенной окраской.
Блэкмор уточнил необходимость бустера: «В те дни в усилителях Marshall не было овердрайва».
Вот теперь можно примерно представить, что представляло собой оборудование Блэкмора в декабре 1971 года в коридорах пустого Гранд-отеля. У него было как минимум два стратокастера эпохи CBS, усилители Marshall и Vox, а также бустер высоких частот Hornby Skewes. Так были получены эти великолепные гитарные звуки на Machine Head.
Не стоит недооценивать и студийное оборудование. У PURPLЕ была мобильная студия ROLLING STONES и много всего прочего: микрофоны, предусилители, компрессоры, микшер и 2-дюймовая аналоговая лента для записи музыки. Записывающее оборудование само не напишет музыку, но оказывает сильное влияние на результат.
И последнее - так, студийная мелочь...
DЕЕР PURPLЕ взяли в аренду ROLLING STONES MOBILE в промежутке между записями на ней двух пластинок: Led Zeppelin IV и Exile on Main St. самих роллингов. Правда, впечатляет?
Треки
Machine Head слушается на одном дыхании, от начала до конца, но гитаристы и сейчас благоговеют перед Highway Star из-за её быстрого темпа, арпеджио в стиле Баха и прото-шредовых пассажей Блэкмора. Это спид-метал с виртуозным органным соло Джона Лорда и яростным бешеным гитарным соло. Для этой темы Ричи заранее проработал партии, поканально наложив барокко-арпеджио.
В документальном фильме о Блэкморе Джо Сатриани говорит: «Highway Star… заставляет всех, кто думает, что он гитарист, взять гитару и сказать себе… «Ну что, могу ли я это сделать?»
Smoke on the Water, cтавшая летом 1973 года хитом в Америке - праздник для поклонников звука и вкуса. Рифф, который Блэкмор играет пальцами, а не медиатором, немного напоминает босса-нову 1966 года под названием Maria Quiet.
Рифф записан в Le Pavillon, звук Marshall очень характерный, видимо, кабинет стоял в комнате, и микрофон располагался вдали от него, снимая все отражения. Таким образом страт Блэкмора получил огромный звуковой охват. Учитывая мощный тон риффа, пещерный интерьер Le Pavillon дал звук лучше, чем это могло бы быть в Grand Hotel.
Соло Блэкмора, которое писалось позже в отеле, есть теперь в любом учебнике по рок-гитаре. Шедевр блюзовой сдержанности, эха и переднего звукоснимателя - что-то типа вариации знаменитого тембра Клэптона 60-х. Можно лишь восхититься сдержанностью Ричи - вместо того, чтобы использовать всю свою техничность, он расслабился и сыграл одно из самых эмоциональных соло в роке, создав прямой отсыл к своим любимым героям британского блюза 60-х.
Space Truckin’. Отличный пример триумвирата Блэкмор/Лорд/Гловер с великолепной барабанной основой Иэна Пэйса. В риффе Хаммонд Джона Лорда преобладает над гитарой. Ещё один момент, бросающийся в уши - абсолютно метрономная игра Блэкмора - идеально ровные ритм и грув. И короткое гитарное соло, в котором можно услышать явное влияние кантри.
После органного вступления Lazy Блэкмор потчует нас почти что классическими блюзовыми фразами и быстрыми пробежками, отдающими дань уважения британскому блюзу BLUESBREAKERS Джона Мэйолла, FLEETWOOD MAC и TEN YEARS AFTER. Уровни громкости и гейна снижены для более чистого и воздушного тембра. После шестиминутной отметки Блэкмор повторяет те же фразы, но обе ручки явно пошли по часовой стрелке, и даже тут кряканье страта имеет оттенок чистого звука.
В Pictures of Home еще одно зажигательное соло Блэкмора, на сей раз с использованием рычага и большим количеством подтяжек. В качестве редкого удовольствия мы получили короткое басовое соло от Роджера Гловера, начинающееся с быстрого восходящего хроматизма, и через самую низкую ноту на басу переходящее в красивую фразу в блюзовой гамме. Отличный пример того, как звучит его Rickenbacker 4001 Stereo.
А вот что сказал Блэкмор, вернувшись к року в 2016 году с RAINBOW.
«Мы отыграем четыре электрических шоу с новым составом RAINBOW, и сразу после этого я отправлюсь в тур с BLACMORE'S NIGHT в честь нашего 20-летия. Это фолк-рок-группа, играющая музыку эпохи Возрождения, собранная мной и моей женой Кэндис. Она совсем не похожа на RAINBOW. Когда я играю на электрогитаре, у меня должны быть короткие ногти на правой руке. Затем месяц перерыва, и я должен отрастить их, чтобы играть в стиле фингерстайл. Я иногда прибегаю к акриловым краскам, чтобы сделать ногти более прочными для игры. Дальше мы будем выпускать различные записи RAINBOW и BLACMORE'S NIGHT».
История пошла совсем не так, и до 2019-го RAINBOW активно существовала, после чего Блэкмор вернулся к BLACMORE'S NIGHT. Что дальше? Посмотрим, последний состав RAINBOW официально не распущен.
Воссоздание звука гитары в Machine Head
Используя самое обычное доступное оборудование, команда тонологов из Vintage Guitar попыталась воспроизвести звук Ричи Блэкмора в Machine Head.
Они пробовали гитары Fender Stratocaster, сделанные в США и Мексике, Squier Classic Vibe ’50s Strat и Music Man Cutlass, и подключали их через педаль овердрайва и ламповый комб Musicvox, воспроизводящий британское звучание. По их словам, в результате долгих экспериментов они добились чего-то очень близкого к звуку стратокастера Блэкмора.
Резюме Vintage Guitar:
«Вы должны использовать ламповый усилитель с мощным выходом и желательно, без регулятора общей громкости. Если же он есть, не поворачивайте его больше, чем на 1 час. Это даст больше овердрайва от усилителя мощности взамен современных «насыщенных» искажений предусилителя. Как и Джимми Пейдж или Стиви Рэй Вон, Блэкмор использовал crunch (ритм канал с перегрузом - авт.) гораздо меньше, чем вы думаете. Также стоит уменьшить уровень высоких частот на своем усилителе или гитаре, чтобы они не были слишком яркими. По общему мнению, Блэкмор любил использовать middle в качестве регулятора верхних частот и оставлять treble на минимуме».
«Вам понадобится Stratocaster или одна из бесчисленных электрогитар в стиле Strat, представленных на рынке. Условие - у него должны быть звукосниматели с одной катушкой - синглы (пурист предпочтет пассивные, но, например, Дэвид Гилмор использует активные, а звук его Strat стал легендарным)».
«Хамбакеры в корпусе синглов использовать не рекомендуется».
«В конечном счете, волшебная формула Machine Head представляет собой комбинацию классического Strat или чего-то подобного, лампового усилителя старой школы с хорошей громкостью и педали овердрайва или бустера между ним и гитарой. Для лид-гитары в Smoke on the Water добавьте ленточное эхо или жирно звучащую аналоговую задержку. Не переусердствуйте с усилением или искажением, часто переключайтесь с некового на бриджевый звукосниматель и обратно».
«В наших тестах мы получили еще лучшие результаты, уменьшив громкость гитары до нужного уровня. Вам нужно будет поэкспериментировать со своим собственным оборудованием, но можно сказать, что меньше значит лучше».
«Нижняя граница? Вы будете знать, что находитесь на правильном пути, если ваш Strat все еще крякает, как Strat, когда вы включаете его громче. Прямо как Человек в черном».
Читать также:
- Джо Линн Тернер (экс-«RAINBOW») о Ричи Блэкморе: "Ничего, кроме хорошего"
- Выступление «DEEP PURPLE» 13 февраля 2023 года. Видео
- Гленн Хьюз отметит 50-летие альбома «DEEP PURPLE» Burn: "Я это помню, как будто всё было вчера"
- Since You’ve Been Gone: «RAINBOW» с Грэмом Боннетом
- Три лучших гитариста 1970-х. Версия Ричи Блэкмора
- Ричи Блэкмор: "Джефф Бек мог дотронуться до звезд и сотворить волшебство своей игрой"
- Мог ли воссоединиться состав «DEEP PURPLE Mk III» ?