«Ах, сколько их прошло по свету
от тех до нынешних времен,
таких неузнанных поэтов
и нерасслышанных имен!».
(Ярослав Смеляков)
Иосиф Бродский в своем известном эссе «Как читать книгу» поучительно заметил: «Чтобы pазвить хоpоший вкус в литеpатуpе, надо читать поэзию». Поэт был абсолютно уверен в том, что «чем больше мы читаем поэзию, тем менее теpпимы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской pечи, в истоpии, общественных науках или художественной литеpатуpе», а также, что весьма парадоксально, в том, что «поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсиpованный способ пеpедачи человеческого опыта». Возможно, что это утверждение не всегда соответствует действительности, но… «Рекомендательный список» поэтических произведений от ведущего классика XX столетия, который он предлагает нам, чтобы «избавить глаза и мозговые клетки от массы бесполезного печатного матеpиала» и вовсе уникален: такого подхода к выбору чтения мы до этого не знали:
«Все, что вам нужно, — это вооpужиться на несколько месяцев пpоизведениями поэтов на вашем pодном языке».
Если родной язык – русский, то это Маpина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Боpис Пастеpнак, Владислав Ходасевич, Велимиp Хлебников, Hиколай Клюев.
Исходя из информации, приведенной в документальных источниках, самые первые стихи появились еще в 23 веке до нашей эры, и создательницей их стала женщина – аккадская принцесса (Аккад - государство в Южной Месопотамии на территории современного Ирана), имя которой кануло в лету, сохранился лишь титул. Менялись века и события, но сила поэтического слова всегда оказывала на людей поистине волшебное воздействие, никогда и никого не оставляя равнодушным. Даже вездесущими психологами замечено, что хорошие стихи благотворно влияют на развитие мозга человека – в гораздо большем объеме, чем, к примеру, изучение иностранных языков. Вот так, даже немного физиологично:
«Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться. Но когда её нет, люди задыхаются» (поэт Евгений Винокуров).
В 1999 году резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии. Из обращения ЮНЕСКО:
«Отмечаемый ежегодно 21 марта Всемирный день поэзии празднует одну из наиболее ценных форм культурного и языкового выражения и идентичности. На протяжении всей истории поэзия была неотъемлемой частью общества. Ее можно обнаружить в каждой культуре и на каждом континенте. Поэзия является выражением нашей общей человечности и общих ценностей, превращая самые простые стихи в мощный катализатор диалога и мира».
Все правильно написано. Пожалуй, действительно, ничто так не объединяет людей, как творчество стихосложения – мировой язык, даже без перевода понятный жителю каждого уголка мира.
В России праздник прижился сразу же; его инициатором в 2000 году выступил дважды номинированный на Нобелевскую премию по литературе поэт Константин Кедров. В Театре на Таганке организовали творческий вечер, в переполненном зрителями зале выступали Андрей Вознесенский, Валерий Золотухин и Юрий Любимов, читавшие стихи Бродского, Хлебникова, Высоцкого и Пастернака. С тех пор так и повелось: встречать день весеннего равноденствия хорошими стихами – лучшего дня и выбрать невозможно!
⁉️ А вы знали, что
📜 в русском языке существует 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест, зато в арабском – 28 стихотворных размеров;
📜 в русском языке есть слова, к которым и рифмы не подберешь: выхухоль, жаворонок, заморозки, набережная, пользователь, проволока, туловище;
📜 в текстах Пушкина встречается 22 тысячи разных слов, Лермонтова – 15 тысяч;
📜 в стихах о природе русских поэтов чаще всего упоминаются три дерева: береза, сосна и дуб;
📜 в русском языке лучше всего рифмуются глаголы с окончанием «ать». Для них существует более пяти тысяч вариантов рифм;
📜 весь Коран выстроен на рифмах;
📜 Петрарка и Лаура, пожалуй, одна из самых известных пар в поэзии. Но великий итальянец эпохи Возрождения видел Лауру всего однажды и даже не был ей представлен. Образ девушки витал перед глазами поэта более двадцати лет и вдохновлял его на создание бессмертных сонетов в ее честь.
📜 во время постановки «Гамлета» в лондонском театре «Глобус» Уильям Шекспир весьма убедительно играл тень убитого отца датского принца.
📜 китайский император Цяньлун, который правил в XVIII веке, незамедлительно казнил авторов мрачных стихов;
📜 русский писатель Иван Бунин в 1933 получил Нобелевскую премию в области литературы за поэтический перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»— свод преданий североамериканских индейцев в духе, ритмике и мелодике карело-финской «Калевалы» Таким образом, премию присудили русскому поэту за перевод индейского эпоса с английского языка в духе карело-финской »Калевалы».
📜 существует и болезнь, связанная с поэзией – метрофобия — боязнь рифмованных строчек, при которой человек опасается потерять лицо, так как просто не понимает их смысла. Наверное, у страдальца случился бы настоящий приступ метрофобии при одном только прочтении заголовка стихотворения Гавриила Романовича Державина «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
✍🏻 Поэты о поэзии:
Вероника Тушнова
Открываю томик одинокий —
томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе
и в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
значит, мне они предназначались.
Борис Пастернак «Определение поэзии»
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.
Сергей Есенин
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки.
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.
И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Влагою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
«Ну и что ж! помру себе бродягой.
На земле и это нам знакомо».
Булат Окуджава
У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму…
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм…
Все, что было его, — нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!