Найти тему

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Исх 20

1: "И изрек Бог все слова сии, говоря:"

2: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;"

3: "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим."

4: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;"

5: "не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,"

6: "и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои."

7: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно."

8: "Помни день субботний, чтобы святить его;"

9: "шесть дней работай и делай всякие дела твои,"

10: "а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;"

11: "ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его."

12: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе."

13: "Не убивай."

14: "Не прелюбодействуй"

15: "Не кради."

16: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего."

17: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего."

Толкование :

Кесарий Арльский митр.

а . Первая заповедь.

Следует также знать, что десять заповедей Закона получают свое исполнение в двух евангельских заповедях, а именно, в заповедях любви к Богу и ближнему. Ведь три заповеди, записанные на первой скрижали, относятся к любви к Богу. На второй же скрижали были записаны семь, из которых одна была - почитай отца и мать твою (Исх. 20:12), а во всех остальных, несомненно, заметен намек на любовь к ближнему. Это то самое, о чем мы читаем в Евангелии, когда Господь сказал: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40). А также у апостола Иакова читаем: кто согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2:10). Что же это - согрешить в одном и все потерять - может означать иное, как не падение в заповеди любви, без которой, согласно апостолу, не проявляется никакого совершенства в добродетелях, но сказывается нарушение всех остальных заповедей?

б. Первая заповедь (20:3)

Исх. 20:3. Первая из десяти заповедей говорит о том, что Израиль должен поклоняться единственному истинному Богу. Почитать лжебогов – значит создавать Ему соперников (пред лицем Моим может означать как "в противовес Мне", так и "в Моем присутствии") и таким образом пренебрегать тем, что равных Ему нет (сравните стихи 22-23). К сожалению, Израиль часто нарушал эту самую первую из всех заповедей, поклоняясь идолам других народов. За это он в конце-концов был уведен в плен в Ассирию и в Вавилон.

г. Третья заповедь (20:7)

Исх. 20:7. Имя Бога должно быть почитаемо и охраняемо. Израильтянам не следовало пользоваться Его именем ради совершения пустых и несерьезных дел, в неискренних целях (к примеру, произносить имя Его, давая клятву, исполнять которую не собираются Лев. 19:12). Людям нельзя прибегать к Его имени ради осуществления эгоистических или злых целей (сравните Пс, 138:20, а также ком на Втор. 5:11), незаконно посягая таким образом на Его авторитет.

д. Четвертая заповедь (20:8-11)

Исх. 20:8-11. День торжественного Богопочитания следует соблюдать еженедельно. Помнить день субботний, чтобы святить его означало выделить его, т. е. седьмый день, из других как особый день, посвященный Господу. Шесть дней люди должны работать, а в седьмой день поклоняться Богу. Это было сделано и по принципу противопоставления тому, что происходило с израильтянами в египетском рабстве, где они, по всей видимости, работали день за днем, без всякого перерыва.

Основанием четвертой заповеди является то, что Бог создал мир в шесть дней, а на седьмой отдыхал (Быт. 2:2-3; Исх. 16:23). Однако день этот был днем духовного служения, днем исполнения религиозных обрядов и установлений, а не праздного "ничего неделанья". За нарушение этой заповеди Бог ввел смертную казнь (Исх. 31:15; Чис. 15:32-36).

е. Пятая заповедь (20:12)

Исх. 20:12. Заповеди 5-10 соответствующие второй части закона (стихи 12-17), трактуют взаимоотношения людей друг с другом. Во всех заповедях присутствует отрицание "не", за исключением четвертой (последней в первой группе) и пятой (первой во второй группе) заповедей. Пятая заповедь предписывает уважение (почитание) к родителям. Она подразумевает послушание и подчинение им (сравните Еф. 6:1-2).

Обещание долголетия, сопутствующее этой заповеди (чтобы продлились дни твои), скорее относится к длительности существования народа в целом (на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе), который связан с Богом узами завета, чем к продолжительности жизни каждого послушного родителям человека в отдельности. Проклинать (оскорблять) родителей равносильно тому, что отвергать их авторитет; это было преступление, караемое смертью (Исх. 21:17; Лев. 20:9; Прит. 20:13).

ж. Шестая заповедь (20:13)

Исх. 20:13. Ради сохранения общества и по той причине, что люди сотворены по образу Божиему (Быт. 9:6), израильтянам было заповедано не отнимать жизнь у другого посредством убийства.

з. Седьмая заповедь (20:14)

Исх. 20:14. Эта заповедь направлена на защиту святости домашнего очага (Евр. 13:4; толкование на Быт. 2:24; Матф. 19:1-12), который является главным "строительным материалом" общества. Брачная клятва – это святое обязательство, которое ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать посредством супружеской неверности. Прелюбодеянием объявлялась неверность как со стороны мужчины, так и со стороны женщины (Лев. 20:10).

и. Восьмая заповедь (20:15)

Исх. 20:15. Эта заповедь дана с целью поддерживать в людях уважение к чужой собственности. В этом тоже важное условие стабильного существования общества. Она тесно связана с 10-ой заповедью.

к. Девятая заповедь (20:16)

Исх. 20:16. Девятая заповедь касается дачи ложного свидетельства против кого бы то нн было, кому может быть нанесен этим неоправданный вред. Держаться этого закона, охраняя репутацию каждого члена общества, значит способствовать поддержанию стабильности общества в целом.

л. Десятая заповедь (20:17)

Исх. 20:17. Она соответствует мерам предосторожности (общего характера) против множества других грехов, в особенности, тех, против которых направлены заповеди 6-9. Израильтянам предписывалось не желать ничего того, что законно принадлежало другим, не стремиться овладеть этим.

Каждая из Десяти заповедей соответствует истинам и принципам, на которых зиждется здоровое общество, каким повелевает ему быть святой и праведный Бог.

Хотя сегодня верующие не находятся под законом (Рим. 6:15), они обязаны держаться тех святых норм и правил, которые изложены в Десяти заповедях. Девять из десяти повторены и в Новом Завете, с добавлением ряда условий и положений, которые в духовном и нравственном отношении даже выше тех, что представлены в Исходе 20:3-17.

Единственная заповедь, которая не повторяется в Новом Завете, – касается соблюдения субботы; однако первый день недели во все времена отводится для поклонения Богу – в память о воскресении Спасителя.

Вторая заповедь (20:4-6)

Исх. 20:4-6. Поклоняться Богу следовало в духе, без участия материальных факторов. Израилю запрещено было поклоняться идолам (стих 3), а также делать изображения Бога. Идол – по-еврейски песел, т. е. "вырезанный из дерева или камня", от слова пасал – "вырезать". Позднее (34:17) были запрещены и "литые идолы" из металлов.

Поскольку Бог – духовное Существо, никакое материальное изображение не может походить на Него. Делать идольские изображения Бога как чего-то видимого на небе (солнца, луны, звезд или обитающего на земле (животных), либо внизу под водой (рыб, крокодилов или других представителей морской и речной фауны) было запрещено потому, что Бог есть Бог ревнитель (сравните 34:14; Втор. 5:9; 6:15; 32:16,21; Иис. Н. 24:19), а это значит, что Он ревностно следит за тем, чтобы поклонения и почести воздавались только Ему. Его уникальность (Исх. 20:3) требует и единственной в своем роде преданности Ему, уникального духовного рвения.

Отсутствие таковых есть грех, сказывающийся на будущих поколениях. И те, кто, подвергаясь из рода в род порочному влиянию, станут "ненавидеть" Бога, будут наказываться Им. С другой стороны, Он "творит милость" (проявляя хесед – верность в любви) к тем, кто любят Его и доказывают эту любовь послушанием (сравните 1 Иоан. 5:3).