Найти тему
юкча деревенский...

Слобода Кукарка. Эпитетов не счесть

Рассказывать о слободе Кукарке (ныне город Советск Кировской области) без множества самых восхитительных слов нельзя. Купеческая…Ремесленная… Церковная…

По улице слободы...
По улице слободы...

И образовательная.

Каких школ здесь только не открывали бывшие солдаты, диаконы и священники... Даже была школа повитухи Щетинкиной, учившей грамоте и счету своих немногих учениц…

Четверть крестьян Яранского уезда в середине 19 века относились к Ведомству императорского двора и основная их часть жила в слободе Кукарке и ее недальних окрестностях: Борковском, Водозерском, Ильинском, Кукарском и Петропавловском Приказах.

В 1828 году Вятская удельная контора обратилась к Кукарскому сельскому обществу об открытии в их слободе школы писарей. До 1841 года длились переписка и согласования. И в 1841 году наконец училище открыли, а следом и в остальных Приказах Яранского уезда. Начальные народные училища.
А школа писарей в слободе Кукарке еще существовали почти два десятилетии
[1]

[1] Протоиерей И. М. Осокин. К истории народного образования в удельных имениях Вятской губернии. Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1907. Вып. 1. «Открытие отдельных училищ, однако, не остановило учреждения школы писарей при приказах. Неизвестно когда и как они открывались, но в 1842–1852 годах они существовали при каждом приказе. В продолжении трех – четырех лет, а иногда и более, ученики таких школ обучались писарем сначала грамоте, а потом письму, переписке деловых бумаг, подбору их и сверх того Закону Божию… Не смотря на то, что ученики занимались при приказе по 4 и более годов, достигших полного успеха и оказавшихся вполне годными для должности писаря, было немного; из дела «О писарской школе» при Кукарском волостном правлении за 1842 – 1852 годы известны только двое. Очень многие уходили из школы по болезни и «разстроенному здоровью», а другие по неуспешности и негодности для должности писаря при приказе, и назначаемы были писцами при сельском сборщике податей. Однако такой способ приготовления писарей практиковался до самого конца удельного управления в слободе Кукарке». То есть до 1863 года.

После 1863 Кукарское начальное народное училище перешло из удельного ведомства в ведение сельского общества, а еще десять лет спустя – земства. В 1878 году училище стало двухклассным…

«Кукарское мужское училище следует назвать самым многолюдным и самым лучшим училищем Яранского уезда…[1]»
[1] Журналы Яранского уездного земского собрания. 1875. С. 132 – 135.»

С самого дня преобразования 20 марта 1878 до 1908 прослужил в училище священник (протоиерей) Николай Кедров и, подводя итоги своему служению, как бы благословил школу на будущий рост. Училище стало чеырехклассным городским…

Кукарское четырехклассное городское училище. Фото с сайта "Родная Вятка"
Кукарское четырехклассное городское училище. Фото с сайта "Родная Вятка"

Еще одна школа - ремесленная. О ее деятельности, программе обучения неизвестно ничего. А вот об успехах выпускников этой школы сказано в итоговых отчетах о Вятских сельских выставках в 1850-е годы. В пространном отчете распорядителя выставки 1851-года М. Е. Салтыкова-Щедрина (да, того писателя, который про "глупоглухогород" написал, но, оказывается, еще и делом занимался полезным. В Канцелярии губернатора.) отмечены именно блестящие успехи выпускников Кукарской ремесленной школы.

«Представленные изделия поражают своею грубою и небрежною отделкою… Блистательным, но, к сожалению, единственным исключением из этой массы безобразных вещей, были железные изделия ремесленной школы удельного ведомства, находящейся Яранского уезда в слободе Кукарке, а также вещи представленные бывшими учениками этой школы удельными крестьянами Яранского уезда: Андреем Ковязиным, Николаем Репниным, Александром Мирошиным. Вещи эти по чистоте отделки не уступили бы лучшим в этом роде и по тому Комитет, желая поощрить выделку железных вещей в Вятской губернии, присудил мастеру Кукарской ремесленной школы Петру Шашкину, под наблюдением, которого эти вещи были сделаны, серебряную медаль малого размера и прочим трем крестьянам денежные премии… Семь рублей серебром выдано Андрею Ковязину за стальные вещи, Николаю Репнину выдано пять рублей серебром за серпы и столько же Александру Мирошину за образец замка[1]

[1] Вятские губернские ведомости. 1851. № 6, 7.