«Моему малышу 2 года с небольшим. Мы не так давно пошли в сад, посещаем его пока до сна. Забираю сына сразу после обеда. Недавно случилась такая ситуация.
Когда я пришла за малышом, мне пришлось ждать, пока он доест у детских шкафчиков. В это время пришел рабочий с чемоданом. Через некоторое время. Услышала громкий звук дрели или какого-то другого инструмента. Вешали экран для проектора.
Почти сразу я услышала плач своего ребенка, и еще некоторых деток. Есть он больше не стал. Ко мне пришел со слезами. Очень испугался резко звука. После этого стал значительно меньше говорить.
Мы пошли к неврологу, я предположила, что он пропишет успокоительные сыну. Но врач отправил к детскому психологу. Не представляю, как психолог может исправить сформировавшийся страх у сына.
Надо ли идти к психологу или просто сменить детский сад?»
Ответ нашего специалиста, создателя мобильного приложения для родителей BabyApp.
Вы можете обратиться в районный центр психолого-медико-социального сопровождения, а можете справиться с этим самостоятельно.
Во-первых, хочу отметить, что страх громких звуков в этом возрасте абсолютно нормален.
Есть и другие страхи, характерные для данного возраста:
- незнакомых людей;
- перед разлукой с мамой;
- страшных снов;
- молнии и града;
- темноты;
-разлуки с мамой и.т.д.
🧨Страх громких звуков обусловлен тем, что у ребенка 2-х лет еще очень слабо развито образное мышление, почти совсем не развито.
Ему сложно сопоставить звук, который он слышит и предмет, который его издает.
Во-вторых, громкий строительный звук сам по себе не особенно приятен. Мало кто из вас приходит в восторг или умудряется не заметить, если соседи затеяли ремонт. Чаще всего такие звуки вызывают раздражение у взрослых.
У детей же неожиданные неприятный звук трансформируется в страх, которым малыш не умеет управлять. Ребенок еще не владеет навыками саморегуляции и совладания со своими эмоциями.
Как же нам помочь своему крохе, если он испугался громкого звука – строительного, в метро, грома на улице, сигнала автомобиля.
Делаем это в двух направлениях.
Первое направление.
📌Помогаем сопоставить звук и образ.
Если малыш испугался дрели, покажите ему сначала, как она выглядит на картинке и изобразите звук дрели самостоятельно.
Научите малыша имитировать такой звук и издавать его громко.
Затем, если у вас есть такой инструмент дома, покажите его малыша в выключенном состоянии и продолжайте с крохой имитировать звук.
Когда малыш начнет спокойно реагировать на инструмент, вы можете в стороне от него включить дрель, чтобы ребенок услышал настоящий звук дрели.
Внимательно следите за реакцией малыша, не включайте инструмент надолго.
После наглядной демонстрации пошумите вместе с малышом, как будто вы строители (можно использовать детский набор строителя).
Второе направление.
📌Изучите схожие звуки.
Погуляйте в местах, где работает громкая строительная техника, за которой можно понаблюдать на безопасном расстоянии.
Вы можете первое время брать малыша на руки или спускаться к нему, садясь на корточки, чтобы кроха во время строительного шума чувствовал себя в безопасности.
Улыбайтесь в процессе наблюдения и обращайте внимание на то, что делает техника – капает большую яму, забивает сваи, вывозит мусор.
Посмотрите, как дяди работают с техникой и им совсем не страшно.
Можно прикладывать ладони к ушам, чтобы показать малышу, как можно делать звучание тише, можете взять на прогулку беруши и рассказать, что это такие специальные штучки, которые могут защитить нас от неприятных звуков.
Вы можете познакомить ребенка и с другими громкими звуками, с которыми малыш может столкнуться в жизни (например, проехаться в метро, научить включать и выключать пылесос или показать, как сигналит машина – дать крохе извлечь этот звук самостоятельно).
🧨Важно! Перед наглядной демонстрацией необходима предварительная подготовка с использованием иллюстраций и имитацией звука, когда малыш «шумит» его самостоятельно.
💣Ну, и, конечно, это совсем не дело, что во время еды или сна, в группу заходит рабочий и начинает сверлить стену перфоратором.
Об этом необходимо сказать воспитателю, чтобы в следующий раз подобные мероприятия проводились в отсутствии детей в группе.
Если воспитатель не может повлиять на этот процесс, не стесняйтесь и обратитесь к заведующей.
А по поводу успокоительных, я предположу, что ваш невролог прав, не стоит приучать малыша к тому, что любая эмоциональная проблема решается с помощью таблетки, тем более, что это не всегда так.
Свои вопросы вы можете отправлять нам, используя кнопку обратной связи в мобильном приложении BabyApp.