Более сложными являются упражнения, рассчитанные на разви-
тие способности рисовать по представлению.
Рисование по представлению основано на понимании глубины
пространства и ясном восприятии трехмерности формы предметов.
Рисующий должен уметь воссоздать в своем сознании облик трех-
мерной формы, расположенной в пространстве определенным обра-
зом, хорошо понимать и чувствовать ракурсы. Известно, что изобра-
жение поверхностей форм, уходящих в глубину, составляет наиболь-
шую трудность даже в рисунке с натуры. В данном же случае эта
трудность возрастает в очень большой степени. Об этом надо по-
мнить и не браться за выполнение непосильных задач. Вначале
нужно пытаться рисовать по представлению простые геометриче-
ские тела, несложные по форме предметы домашнего обихода и т. д.
В дальнейшем можно переходить к более расчлененным формам.
Мы называем предметами неправильной формы те, которые в
наименьшей степени соответствуют формам геометрических тел.
Изобразить их по представлению труднее, чем знакомые всем гео-
метрические тела. Отсюда ясно, что одним из путей усложнения
заданий в рисунке по представлению будет путь от изображения
простых геометрических тел к предметам неправильной формы.
Высшим этапом в рисовании по представлению будет сложная форма
головы или фигуры человека.
В основе всех упражнений в рисовании по представлению ле-
жит один и тот же принцип:
а) Сначала делается натурный рисунок с какого-нибудь пред-
мета, причем рисующий должен хорошо понять его строение и рас-
положение в пространстве всех его частей. Следует понять форму
предмета не как проекцию с одной точки зрения, а как объем, су-
ществующий в пространстве, осознать строение этого предмета и
представлять себе его форму.
6) После этого делается рисунок по представлению. Тот же
предмет изображается в другом повороте, с другой точки зрения.
Новый поворот, в котором предмет изображается по представлению,
может быть свободно выбран рисующим или задан ему. Во время
работы по представлению модель (изображаемый предмет) уби-
рается, но предварительным рисунком, сделанным с натуры, пользо-
ваться можно. Это даже полезно и нужно для того, чтобы лучше
научиться «читать» ракурсы, чтобы иметь отправные координаты в
пропорциях предмета и ясно осознавать все изменения, которые пре-
терпит изображение формы предмета в новом повороте по сравне-
нию с первым рисунком.
в) Третьим моментом, как и в рисунке по памяти, является про-
верка. Она обязательна. В конце задания необходимо проверять
соответствие получившегося изображения с моделью, заняв по отно-
шению к ней ту точку зрения, с которой был сделан рисунок по
представлению, Нужно внимательно сравнить свое изображение
с моделью и уяснить себе все получившиеся ошибки. Это будет зри-
тельной проверкой. Еще полезнее сделать проверочный рисунок,
то есть нарисовать с натуры модель в том повороте, в котором сде-
лан рисунок по представлению. Сравнение этих двух изображений
(то есть рисунка по представлению и проверочного) дает возмож-
ность осознать все недостатки пространственного представления,
проявившиеся в работе.
Проверочный рисунок — важная составная часть упражнений
в работе по представлению.
В старой художественной школе практиковалось выполнение
так называемого проверочного листа.
Сначала выполнялся рисунок с натуры, например, изображалась
классная доска. Затем делался схематический рисунок ее геометри-
ческой формы с той же точки зрения. Третьим был уже рисунок по
представлению. В нем учащийся изображал схему геометрической
формы доски, но уже в заданном повороте. Четвертый рисунок
являлся основным ответом на задание: в нем рисующий пытался
изобразить сам предмет, но, конечно, в виде наброска. Наконец, пятый рисунок — проверочный — делался с натуры в положении,
заданном для рисунка по представлению.
Доска, изображаемая в приведенном примере, относится к числу
плоских предметов, но тот же метод можно применять и по отно-
шению к предметам объемным. В этом случае второй и третий
рисунки будут посвящены схематическому изображению формы
с нахождением основных осей, как бы пронизывающих Форму
модели.
Введение этих схематических набросков конструктивного ха-
рактера в качестве промежуточных этапов задания вполне целе-
сообразно.
Нами воспроизводится проверочный лист, выполненный уже до-
статочно подвинутым учеником (рис. 49) . Здесь показан рисунок
по представлению с обнаженной мужской фигуры; он дает возмож-
ность проследить все пять описанных фаз этого задания. (Шестое
изображение, то есть рисунок скелета, помещенный на этой таблице,
является дополнением к третьей фазе — рисунку конструктивной
схемы фигуры в заданном повороте.)
Описанный метод проведения упражнений в рисовании по пред-
ставлению дает простор для различных вариаций. Важно, чтобы эти
упражнения делались с охотой, чтобы они заинтересовали рисую-
щих увели их от фотографичности, от слепого копирования, кото-
рые так часто составляют порок в обучении рисунку.
В заключение нужно предупредить, что рисование по памяти и
представлению — дело очень и очень нелегкое. Результаты, получае-
мые при этом, значительно отличаются от результатов в работе
с натуры. Известно, что на первых порах у способных людей, поль-
зующихся дельными советами хороших педагогов, наблюдаются
быстрые успехи в рисовании с натуры, конечно, при условии серьез-
ного отношения к работе. Эти успехи радуют и окрыляют начинаю-
щих. Рисунки же по памяти и представлению, выполненные теми же
авторами, будут первое время очень беспомощными. Но пусть это
не смущает учащихся. Ведь каждый, серьезно относящийся к заня-
тиям и истинно любящий искусство, должен понимать, что не быст-
рый показной эффект составляет основу успеха. Успех приходит
в результате постоянной заботы о всестороннем развитии своих спо-
собностей. Он основан на упорном труде, вдумчивом отношении
к работе и самокритичной оценке своих достижений.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1960г#Попрограммехудучилища#РИСОВАНИЕПОППАМЯТИ