Пока погода нелетная и до съемки видеороликов не доходят руки, продолжим серию про знаковые сооружения Санкт-Петербурга и их создателей. Очередной лонгрид для вас, но на этот раз с инженерным уклоном, старинными чертежами и различными техническими подробностями. Берите чай, печенье и устраивайтесь поудобнее. Для начала отгадайте загадку 19 века "Столп столпа столпу, что это такое?". В данном каламбуре-загадке идет речь об Александровской колонне, которую все миллион раз видели на Дворцовой площади, по телику и на всевозможных питерских сувенирных изображениях. Столп воздвигнут Николаем I в честь Александра I. Отношение народа к данным историческим личностям ясно и понятно). Итак, Александровская колонна. В декабре 1829 года Николай I утвердил план Дворцовой площади, на котором было указано место для установки монумента. Открытый конкурс на создание монумента был официально объявлен от имени императора Николая I в том же 1829 году. Хочется отметить, что процедура конкурса в то время не сильно отличалась от подобной процедуры в наше время. Контракт на возведение монумента предполагал обеспечение обязательств, согласование материалов, гарантийные удержания, короче, все как и сейчас, только документы писали пером). Выигравший конкурс французский архитектор Огюст Монферран выкатил проект воздвижения грандиозного гранитного монумента, эскизы которого до сих хранятся в музее Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения в назидание потомкам, как делать в Петербурге не надо. В двух словах: на Дворцовой предлагалось возвести гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента составляла 33, 78 метров. На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». На пьедестале архитектор расположил барельефы с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами. Коня ведут две символические женские фигуры. После такой подачи конкуренты Монферрана просто отвалились. Представьте себе вот это вот всё на месте нашей интеллигентной строгой Александровской колонны. Круто? Вот и Николай I весьма скептически отнесся к такому зоопарку с Александром I в виде воина в центре города и настоятельно указал на колонну, как самый предпочтительный вариант. То, что идея памятника таки принадлежит императору, доказывают слова Монферрана:Мне были разъяснены главные условия строительства монумента. Памятник должен представлять собой гранитный обелиск из одного куска общей высотою от подножья 111 футов". Сообразительный француз не растерялся, и быстренько представил второй проект, уже в виде монолитной колонны. Колонна должна была быть выше, толще и полированнее всех других колонн, возведенных до этого. Такой вариант императора вполне удовлетворил, ударили по рукам, и Монферран удалился строить колонну, внеся чудовищную на тот момент сумму серебром в качестве залога на случай неудачи. Монферран рассчитывал, что сооружение памятника можно будет завершить в 1831 году, и определил стоимость в 1 200 000 рублей. Но работы оказались чрезвычайно сложны, сумма расходов превысила первоначальную почти в два раза и составила 2 364 442 рубля. Всего же строительство обошлось казне почти в 3 миллиона рублей. На первом этапе велись работы по созданию фундамента колонны и по добыче гранитного монолита в Пютерлаксской каменоломне. Монферран писал: «Поскольку прочность фундамента составляет первое из условий, обеспечивающих устойчивость любого здания или памятника, легко себе представить тщание, потребное для этого этапа работы над Александровской колонной, которая по сути своей есть перпендикуляр, и малейший перекос не только повредил бы её красоте, но и мог повлечь за собой её разрушение». Монферран принял решение сделать фундамент из гранитных блоков, уложенных рядами. Для его устройства был выкопан котлован размером 14х14 саженей (1 сажень примерно равна 2, 13 метра) и глубиной 2 сажени. Работы проводились в ноябре и декабре 1829 года, что достаточно явно указывает нам на то, что традиция укладывать асфальт в снег, заливать бетон и копать землю исключительно осенью и зимой - это не изобретение наших современников, а вполне себе историческая, проверенная временем технология. В яму непрерывно поступала вода, которую постоянно откачивали. На глубине были обнаружены сваи и остатки сложенных из камня фундаментов петровской эпохи. Сваи оставили, а фундаменты пришлось разбивать. По стечению обстоятельств, Николай I ткнул пальцем ровно в то же самое место в центре Дворцовой площади, где в середине 1760-х годов готовилось место для установки памятника Петру I по проекту Растрелли. Но сделать это Растрелли не успел, был отстранён от дел Екатериной II. Рабочие в тот раз успели лишь укрепить грунт. Монферран нарисовал себе в смету еще дополнительных работ и принялся забивать новые сваи. Чтобы уплотнить грунт, забили 1250 свай. 99 найденных старых свай деловой француз приписал себе, чем сэкономил месяц времени на забивку новых. В альбоме представлен чертеж сваебойного аппарата того времени, по нашим меркам его производительность вызывает у строителей нервный смех. В результате проведенных работ земля приобрела высокую прочность. Монферран писал, что её «даже ломом ковырнуть было трудно». Хитрый архитектор, личности которого мы еще коснемся, был далеко не дурак, и использовал разные неприятные факторы в свою пользу, например, постоянно набирающаяся в котлован вода была использована как уровень для срубки вершин свай в одной отметке. Разбирался он и в стройке, добавить в раствор мыло и спирт, чтобы иметь возможность работать зимой - его, так сказать, лайфхак. Тем временем шла добыча камней для пьедестала и стержня колонны. Эта работа была поручена 20-летнему подрядчику Василию Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора. Он взял на себя обязательство в случае неудачи с первым,безвозмездно отбить и доставить в Петербург второй, третий и так до тех пор, пока потребный камень не займёт своего места на Дворцовой площади". Ценник за эту работу начался с 400 тысяч рублей, сторговались за 150. Энтузиазм парня оценили, и работа пошла. Способ добычи обоих камней был примерно одинаков. Прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней, затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы. Выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом. Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение на подготовленное основание. Массив по итогу отсекли от скалы и гранитная махина мягко легла на трехметровую подушку из елового лапника. Работы по подготовке камня и его отделению шли почти два года. 3 ноября 1831 г. камень для пьедестала на специально построенной барже привезли в Петербург и взяли в работу. Специальная баржа с плоским дном, рассчитанная на преодоление мелководья, после погрузки прогнулась на манер венецианских гондол, так что камень прибыл в Петербург с комфортом. Придание ему нужной формы заняло еще три месяца, для чего вокруг камня поставили шатер и организовали рабочие места для 40 каменщиков. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м. Под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости. 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть. Для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая. Когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону. Оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров. Эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Пьедестал перетащили к месту установки и поставили в проектное положение. Работа по точной установке камня продолжалась два часа. В раствор для более легкого скольжения камня по гранитному основанию добавили мыло. В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны. Погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала. Перетаскивание монолита к месту погрузки заняло 15 дней. Для перемещения массива к пристани были разработаны транспортировочные приспособления, упоры и лебедки, ведь колонну нужно было в определенный момент чуть повернуть. Перевозка камня в Петербург потребовала изготовления еще одной специальной баржи длиной 45 метров. Надеюсь, мы все понимаем, что "камень" в данном случае выглядит примерно как пара вагонов электрички и кантовать его - та еще работка. В начале июня 1832 г. специальное судно прибыло в карьер Пюттерлаксс, и подрядчик Василий Яковлев с 400 рабочими сейчас же приступил к погрузке камня. В 4 часа утра 19 июня Монферран дал сигнал к началу работ. Монолит легко пошел по настилу, но тут подломились бревна, лежащие на барже и пристани, баржа наклонилась и заготовку новой колонны чуть не утопили. Люди успели отбежать, и несчастий не было. Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел. Солдаты бегом преодолели расстояние в 30 с лишним километров до карьера и поступили под командование Монферрана. Через 48 часов работы монолит успешно погрузили и отправили в Питер. Во избежание неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферран с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной. Выровняли до вертикальной плоскости с помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора. Баржу с помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов (механических катушек с длинными ручками), из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу. Спуск прошел очень удачно в течение 10 мин. В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10, 5 м над ее уровнем. В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями. Чертежи прилагаем, вдруг вам захочется поставить такую колонну на даче) Поднятие камня назначили на 30 августа. Для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах. Весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке: - на каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих. Старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната. - на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами. Он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде. - каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферрана, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их. - 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиспастов в правильном положении. - 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай, - 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом никого к ним не подпускать. - 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны. -10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна. - 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия. - 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место. -1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами. За операцией подъема наблюдало большое количество людей, для которых предусмотрели специальные места. Всеми операциями распоряжался сам Монферран, который так волновался, что предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости. Поднятие камня по сигналу, данному Монферраном, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно. Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх. В момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились. В эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших архитектора. К счастью, команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали идти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места. Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом. Все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место. Поднятие колонны продолжалось 40 мин. На другой день Монферран проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г. Несколько фактов про колонну: - Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третья по высоте из всех монументальных колонн — после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. -Ствол колонны стоит на гранитном основании без дополнительных опор только под действием силы тяжести. -Ствол колонны — самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально, и один из величайших (пятый за всю историю и второй — после Гром-камня — в Новое время) перемещённых человеком монолитов. -Пьедестал украшают барельефы, символизирующие мудрость, изобилие, победу и мир, оружейную мощь державы -Колонна воздвигнута в 1834 году в честь победы Александра I и русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.