Найти тему

Эффект присутствия

Индустрия медиа не стоит на месте и продолжает свое развитие благодаря новым технологическим средствам передачи информации. Радио, телевидение и интернет позволили нам гораздо лучше вникать в передаваемую информацию и ощущать эффект собственного присутствия, оказываясь на месте освещаемых событий.

Как иммерсивная журналистика повлияла на индустрию медиа и куда это новое направление движется на данный момент? Об этом в серии статей специально для канала Яндекс.Дзен Череповецкого государственного университета расскажет студент-журналист кафедры СКиМ Андрей Чеканов.

Что такое иммерсивная журналистика?

Назвав иммерсивную журналистику абсолютно новым явлением, я несколько слукавил. Дело в том, что иммерсивную журналистику так же именуют журналистикой погружения (иммерсия от латинского слова immersio – погружение) и о том, как перенести читателя в место событий и почувствовать себя их участником журналисты думали и раньше.

Например, уроженец Вологодской губернии Владимир Алексеевич Гиляровский, которого в свое время называли королем репортажей, часто использовал метод «скрытого включенного наблюдения». Однажды он тайком проник на место крупной железнодорожной катастрофы, куда не пускали прессу, благодаря чему смог превосходно описать происходящие события и перенести их на бумагу.

В наше время ярким примером подобного явления является ютуб-канал «Все Работы Хороши», где ведущий в течение месяца перевоплощается в работника разных компаний, от Почты России до БургерКинга, и снимает рабочий процесс на скрытую камеру, рассказывая свои впечатления от нового места работы. Благодаря этому зрителю удаётся перенять опыт реального сотрудника и узнать много новой полезной информации.

You Tube канал "Все работы хороши"
You Tube канал "Все работы хороши"

Однако сейчас мы говорим о достаточно молодом явлении, связанным именно с современными технологиями, позволяющими еще больше погрузиться в события и даже стать их участником. Ряд российских учёных понимают журналистику погружения (иммерсивные медиа) как технологию, с помощью которой производится подача цифрового контента для пользователя из элементов виртуального окружения.

Иными словами, иммерсивная журналистика – это новая форма журналистского производства, которая с помощью современных технологий позволяет пользователю от первого лица наблюдать события или ситуации, описанные в новостных сообщениях и документальных фильмах.
-3

Интерес к данному явлению обусловлен не только развитием технологических средств передачи информации, способных воссоздавать реальные события не хуже документальных фильмов, но ещё и возможностью использовать один из важнейших журналистских приёмов, так называемый «эффект присутствия». Иммерсивная журналистика оказывает огромное влияние на развитие медиа, диктуя новые тренды обмена информацией. Создавая журналистский контент с помощью иммерсивных технологий, можно продемонстрировать не только события, произошедшие в настоящем, но и окунуться в прошлое и своими глазами узреть важнейшие исторические события воссозданную документалистами.

О том, какие именно технологии позволяют перенести пользователя на место событий, читайте в наших следующих материалах.

Текст: Андрей Чеканов/ЧГУ ГИ СКиМ