До начала XX века русское искусство было мало известно за рубежом. В Европе его считали или подражанием европейской традиции, или специфически национальным (а-ля-рюс). К примеру, там малоизвестны передвижники, успехом в наши дни считается продажа картины Айвазовского «Неаполитанский залив» была продана за 2,3 млн фунтов.
Переломил тенденцию Сергей Дягилев. Посредственный художник, он был великолепный продюсер (импресарио, как говорили вы то время). На протяжении ряда лет он организовывал в европейских столицах Русские сезоны - самые известные в мире театральные гастроли, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год. Через искусство оперы и балета он рассказывал Европе и Америке о российской культуре с ее национальными традициями и последними авангардными настроениями. На лучших театральных сценах мира блистали примы Императорских театров, постановки оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы — классики и экспериментаторы. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой. Федор Шаляпин и Анна Павлова, Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина стали звездами мирового уровня. Декорации работы Александра Бенуа, Николая Рериха и Льва Бакста легли в основу новой моды на все восточное. «Жар-птица» стала первым балетом с русскими национальными мотивами, а музыку к нему написал молодой композитор Игорь Стравинский, которого после премьеры уже знала вся Европа.
В советский период большинство произведений искусства не доходило до зарубежного зрителя (разумеется, за исключением социалистических стран Европы). Было лишь несколько исключений. Выдающимся шедевром считается фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Никакая холодная война не могла поколебать репутации «Лебединого озера» П.И. Чайковского, ставшего визитной карточкой классического балета. Все русские балеты от Большого театра до более мелких областных за рубеж везли на гастроли именно этот балет – ему всегда был гарантирован аншлаг. Успешно проходили гастроли Мариинского театра (он в тот период носил название Кировского) и ансамбля песни и пляски Александрова. Галина Уланова и Майя Плисецкая считались балеринами мирового класса. В Ленинграде всегда был полон иностранными туристами Эрмитаж. Из художественных фильмов покорили иностранную публику «Летят журавли» Калатозова, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Москва слезам не верит» Меньшова.
Однако самым именитым советским режиссером за границей считали Андрея Тарковского, хотя в СССР его произведения «Солярис», «Сталкер», «Андрей Рублев» и другие не вызывали особого ажиотажа.
Если в СССР картины авангарда не считались высоким искусством, то за рубежом, напротив, они были достаточно известными. Это и Казимир Малевич (идеолог беспредметного искусства, придумавший супрематизм — комбинацию цветных и черно-белых фигур, одно из главных направлений в искусстве русского авангарда), и Василий Кандинский, и Владимир Татлин, и Марк Шагал. Малевич сегодня стал и одним из самых дорогих художников своего поколения — его «Супрематическая композиция» была продана на Christie’s в 2018 году за рекордные $85,8 млн.
В конце 20 - начале 21 века русское искусство постепенно расширяет свое влияние в мире. Это не только скульптура Зураба Церетели «Слеза скорби», но и оперные певцы Анна Нетребко, Дмитрий Хворостинский, всемирно известный дирижер Валерий Гергиев.
Из художественных фильмов наибольший успех ожидал режиссера Тимура Бекмамбетова в его «Ночным дозором» (2004) и «Дневным дозором» (2005). Они собрали в зарубежном прокате больше денег, чем в российском. Сам же Бекмамбетов фактически получил путевку в Голливуд и возможность поработать с трансконтинентальными звездами, в числе которых были Анджелина Джоли и Морган Фримен.
Из мультфильмов с 2009 года по планете успешно распространяется сериал «Маша и медведь». Так, на сегодняшний день количество просмотров серии «Маша плюс каша» на YouTube составляет более трех миллиардов.
В эстрадной музыке в постсоветский период наибольшего успеха добилась группа «Тату». Юлия Волкова и Лена Катина, ведомые продюсером Иваном Шаповаловым, продали более 10 млн своих пластинок за рубежом и появились во всех рейтинговых телешоу. В наши дни их успех пыталась превзойти группа Little Big.
Подводим итог: в сфере классического искусства Россия сохраняет свой высокий статус в целом ряде сегментов, в то время как в современном искусстве ее достижения планетарного уровня единичны. В чем причина? Она банальна - копирование всегда заведомо хуже, чем оригинал. Российское искусство в наибольшей степени востребовано в русском мире – русскоязычной части планеты. Здесь с удовольствием слушают музыку, малопонятную миру («Ария», «Король и шут» и т.п.), фильмы и сериалы с собственной философией (из тех, что понравились лично мне – «Цветок папоротника», «Темная сторона Луны», «Вампиры средней полосы»).