Найти тему

КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОТКРЫЛ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ?

В последнее время (2009 год) Северо-западный морской путь наделал достаточно шума в Великобритании и в целом мире. Из последних новостей: Алистер Кармайкл, представитель шетландских Оркнейских островов в парламенте, требует, чтобы доктора Джона Рэя не только признали настоящим первооткрывателем Северо-западного пути, но даже исправили подпись на мемориалах сэру Джону Франклину на площади Ватерлоо и Вестминстерском аббатстве о том, что он был первым человеком, открывшим этот путь. Но прежде чем деканат Вестминстера пошлет человека с зубилом к мемориалу, необходимо глубоко вздохнуть и все же попытаться ответить на важный вопрос: кто же действительно открыл Северо-западный морской путь?

Вопрос звучит довольно просто, однако ответить однозначно на него невозможно. Что, собственно, считается "открытием"? Достаточно ли просто начертить путь на карте, или необходимо проплыть по нему? А что, если пройти по замерзшему пути? Что произойдет, если мы добавим к вопросу прилагательное “судоходный”?

Важной является еще одна деталь. Северо-западных морских путей на самом деле несколько и то, каким путем вы поплывете, зависит от таяния льда, размера судна, и того, будет ли способен ваш корабль пробиться через старые, более плотные льдины. От этих факторов зависит выбор пути.

В течение всего 19 века считалось, что "открытие" пути станет доказательством его существования. И с востока, и с запада люди проводили исследования и выяснение того, как проплыть из одной части света в другую, было главной целью. Корабли с востока достигли самой западной своей точки в месте зимовки Пэрри – острове Мелвилл, но дальше плыть не получилось из-за тяжелого пакового льда, которым даже спустя несколько лет были бы закованы воды. Корабли с запада терпели еще меньший успех, и большинство их открытий были наземными, или с использованием каноэ. Сэр Джон Франклин тоже внес большой вклад в наземные исследования, отметив на карте землю, начинающуюся от Прадхо-Бей и заканчивая западным мысом Тернегейн. В конце 1830-ых, Диз и Симпсон, исследователи из компании Гудзонова залива, расширили карту Франклина далее на запад, там они обнаружили реку и дали ей название Кастор и Поллукс в честь сыновей Зевса. Это их открытие было включено в карты, которыми Адмиралтейство обеспечило экспедицию Франклина 1845 года.

Однако, была одна большая проблема с исследованиями Диза и Симпсона, хотя в то время никто не уделил ей внимание. Они ориентировались в своем путешествии на карты Джеймса Кларка Росса, которые показывали остров Кинг Уильям как землю, прилегающую к полуострове Бутия (это все потому, что Росс пересек замерзший водяной канал на пути к острову, который принял за сушу). Тогда Диз и Симпсон, не видя земли дальше на запад, провели пунктирную линию, соединяющую замеченный ими водный путь с "заливом Бутия, предположительно". Глядя на эти карты, Франклин пришел к двум выводам: 1) огибать землю Кинг Уильям с востока бесполезно, ибо это приведет к тупику в Поктес-Бей, как показано на картах; 2) если его команда захочет достигнуть залива Бутия, они могут сделать это на лодках в случае, если вода освободится ото льда.

Таким образом, Франклин счел верным решением обогнуть землю Кинг Уильям с запада, и наткнулся на многослойный паковый лед, в медленно сжимающейся пасти которого корабли сэра Джона и застряли. Он безусловно был на входе в путь, но проплыть по нему можно было только в редкие годы тонкого льда, или если использовать современные ледоколы, которых в 19 веке еще не было. Часто Франклина винят в этом, но не берут в расчет то, что сейчас мы знаем, что Кинг Уильям является островом, а сэр Джон не обладал таким знанием. Это было обнаружено в 1854 году доктором Джоном Рэем, тем самым, которому канадский автор Кен МакГуган приписывает открытие Северо-западного пути. И действительно, по пути, который отметил Рэй, Роуль Амундсен в самом деле проплыл в начале двадцатого века на своем маленьком судне Йоа.

Также важно упомянуть, что даже если бы Франклин поплыл на восток от острова Кинг Уильям, то с большой вероятностью оба его корабля оказались бы на мели. Крошечое судно Йоа погружалось в воду примерно на 1/3 по сравнению с тяжелыми бомбовыми кораблями Франклина, Эребусом и Террором, но даже учитывая это Амундсен был вынужден выбрасывать за борт большое количество груза, чтобы облегчить вес корабля, дабы войти в эти воды. Да, путь был судоходным – только вот не для громоздких кораблей, которые посылало британское Адмиралтейство.

Вернемся назад к утверждению о том, что Франклин обнаружил морской путь. Правда ли это? Не совсем, но в то долгое время – два года – пока его корабли были закованы в лед, он и командующие экспедицией после его смерти, безусловно, отправляли наземные исследовательские группы. Доказательством тому может служить записка с Виктори Пойнт, равно как и другие бумаги, найденные чуть дальше на побережье острова Кинг Уильям. И, имея при себе карты, сделанные Арроусмитом, Франклину точно былол известно, что на крайней южной точке Кинг Уильяма лежала "Пирамида из камней, воздвигнутая Дизом и Симпсоном 25 августа 1839 года". Нам может прийти в голову догадка, что он бы приложил все усилия, чтобы добраться до этой точки.

Но мы не должны полагаться на догадки – вместо этого обратимся к свидетельствам инуитов и к найденным останкам участников экспедиции Франклина. Есть многочисленные истории инуитов о последних выживших участниках недалеко от Вашингтон Бэй, и они были не раз рассказаны Чарльзу Фрэнсису Холлу, Шватке, а потом и Расмуссену в 1920-ых. Мыс Джона Хершела, место, где расположена пирамида из камней Диза и Симпсона, находится на восточном конце Вашингтон Бэй; даже если бы ни одна из отправленных ранее групп не продвинулась так далеко, очевидно, что последние выжившие, которые тащили свои сани по прибрежному льду, прошли бы мимо этого пункта. Есть также другие доказательства этому: Фрэнсис Леопольд МакКлинток нашел человеческий скелет в Гладман Пойнт, к западу от мыса Хершела, и он вместе с другими исследователями не раз писали, что останки участников экспедиции были разбросаны по всему оставшемуся побережью, самые последние на островках Тодда все еще находятся там: они были показаны команде корабля Сент-Рох-II Луи Камукаком, чей дед, офицер Королевской канадской конной полиции, нашел их в 1930-ых.

Так что, если под словом "открытие" подразумевается установление на карте водяного маршрута между востоком и западом, то скорее всего Франклин действительно открыл Северо-западный морской путь. В честь этого и написано внизу статуи Франклина на площади Ватерлоо: "они провели последнюю линию на карте ценой собственных жизней".

Но с этим можно поспорить, ведь путь не был проплыт; признаться честно, отмеченный Франклином путь в принципе невозможно было проплыть. Это действительно правда, однако никто и не говорит, что Франклин проплыл путем – только что он нашел один вариант навигации пути. Политик из Нунавута Тагак Кёрли громко заявляет, что "мертвые не могут ничего открыть", однако даже если брать в расчет только одни свидетельства инуитов, то предельно ясно, что некоторые из последних выживших действительно открыли путь. Сам Франклин, как мы знаем, давно умер (хотя он мог быть жив к моменту обнаружения пути, если бы его обнаружили раньше июня 1847 года), но в любом случае, остальные участники экспедиции точно могут называться первооткрывателями пути. Кен МакГуган не согласен с этим и аргументирует свою позицию тем, что "Чтобы по-настоящему что-либо открыть, нужно вернуться домой с новостями об открытии" – но лично я не согласен с этим. Открыть – значит найти, узнать, обозначить. Было бы открытие Рэем пролива, который теперь носит его имя, недействительным, если бы он попал в аварию по дороге домой до того, как рассказал кому-либо об этом?

Среди Поклонников Рэя существует убеждение, что открытиями этого исследователя пренебрегали, и все это вытекает из того факта, что в 1854 году он четко установил, что Кинг Уильям является островом. Именно его именем назван южный конец Северо-западного пути. Делает ли это его “первооткрывателем” пути? Что ж, он, безусловно, обнаружил нужный путь, и тот, который, как доказал Амундсен, действительно был судоходным для небольшого судна. Но это не умаляет заслуг Франклина. Оставим шотландские национальные чувства в стороне – ведь можно с такой же легкостью обвинить одного шотландца (Джеймса Кларка Росса) в неправильном названии пролива “Залив Поктес”, как и приписать другому доказательство того, что это ошибочно - нет никаких оснований утверждать, что мы должны чтить Рэя вместо Франклина. Вместо этого, я считаю, мы должны почитать его так же, как и Франклина. Ни один из них не хотел бы, чтобы одного почитали вместо другого.

АВТОР: РАССЕЛ ПОТТЕР

ПЕРЕВЕЛА: МЕЛИНА КАЛЕНОВА