Открытая киностудия «Лендок» под руководством продюсеров Алексея Тельнова и Елены Дементовой совместно с режиссером Андреем Богатыревым приступила к съемкам авантюрной киноленты «Золото Умальты».
Первый производственный блок стартовал 17 марта в Питкярантском районе Карелии, и, несмотря на непростые погодные условия, весьма успешно: традиционная кинотарелка с именами съемочной группы разбита с первого раза, а первые тракты с актерами сняты с первых дублей.
Съемки на этой локации продолжался до 19 марта, затем команда фильма переместится в другую часть Ленинградской области, а позже съемки затронут территорию самого Санкт-Петербурга и Хабаровского края.
Создатели проекта называют ленту первым масштабным историческим истерном в современном российском кино. В главных ролях зрители увидят Павла Деревянко, Михаила Горевого, Артема Ткаченко, Алексея Шевченкова, Илью Соловьева и других известных отечественных артистов.
Что же представляет собой этот жанр кино, насколько он привычен российскому зрителю, а также, какие трудности могут возникнуть при его съемках — рассказал постановщик картины Андрей Богатырев («Красный призрак») в беседе с изданием «Слово и Дело».
Существует ли золото Умальты?
Сюжет готовящейся приключенческой картины «Золото Умальты» основан на реальных событиях 1917 года. Тогда в окрестностях реки Умальты, что находилась в районе ныне исчезнувшего одноименного села в Хабаровском крае, был ограблен обоз с золотом.
Однако, что стало с участниками этого преступления и куда делись драгоценности — известно мало. К слову, золото долго искали, но так и не нашли даже на территории современного Верхнебуреинского района.
Сама идея экранизировать эту доподлинную историю с хищением золота возникла у губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Сюжет понравился генеральному директору петербургской студии «Лендок» Алексею Тельнову, и он охотно поддержал эту инициативу.
«Я считаю, что это будет один из самых значимых проектов, когда выйдет в следующем году. Надеюсь, мы поразим зрителя тем, что это история достаточно фактурная. Во-первых, это исторически правдивая история. Мы немножко документалисты, если вы знаете, поэтому для нас очень важно, что история на самом деле происходила в начале XX века», — заявил Тельнов.
Стоит отметить, что глава Хабаровского края также примет участие в съемках проекта, сыграв одного из участников этого «хищения века». Правда, кого именно — пока держится в секрете, как и подробности остального сюжета.
Режиссерские ожидания от фильма
Поскольку авторы предполагают создать масштабный проект, который должен быть интересен каждому, журналисты спросили у Андрея Богатырева о его собственных ожиданиях от готовящейся картины. Оказалось, что надежды на «Золото Умальты» действительно грандиозные.
«Ожидания всегда такие: "Оскар" получить, 6 миллиардов собрать, как "Чебурашка", Каннский, Венецианский [кинофестивали], ну, и по Первому каналу показаться», — отшутился режиссер.
Однако, по словам кинематографиста, когда начинаешь снимать ленту, о наградах и лаврах задумываешься в самую последнюю очередь. Богатырев считает, что каждый фильм первоначально должен нести в себе какую-либо историю, а уже в нее закладывается какая-либо философия, мысль или образ. И уже на эту основу накладывается определенный сюжет, который помогает транслировать эти идеи. К тому же, получит ли проект успех — решать уже зрителю.
Сложно ли снимать в «ледяной» Карелии?
Поскольку населенный пункт Умальта больше не существует, снимают его, по большей части, в похожей, но не менее живописной местности — Карелии. Конечно, погодные условия северного города оставляют желать лучшего, но режиссер Андрей Богатырев старается не жаловаться. По его словам, все эти мелочи, пусть даже такие неприятные, как мороз в -17 градусов, и помогают складывать каждый снятый кадр в качественную киноленту.
«С каждым фильмом все одно и тоже: погода, стечение обстоятельств. Вообще, я могу такую вещь сказать: каждый фильм снимает себя сам, или даже высшие силы его снимают — огромное количество обстоятельств, так скажем, сталкиваются в одном месте и формируют фильм. Конечно, мы тоже влияем. Я как режиссер пытаюсь влиять, актеры. Но сейчас, например, то солнце вышло, то солнца нет, то тучи, то был дождь тут недавно ледяной, то снег — все надо будет как-то компоновать. Каждый фильм, и каждый раз такие проблемы решаются. Это нормально», — рассказал постановщик.
Однако трудностей удается избегать не только благодаря грамотной работе режиссера в кадре, но и продуктивной атмосфере за ним. Ведь без хорошей, дружественной атмосферы не выстроится и качественная работа на площадке. А для этого нужно сойтись в характере, общих целях и с продюсером фильма, и с его непосредственными участниками: операторами, монтажерами и самими актерами.
«В каждом фильме это проходит так, что ты ищешь актеров, ищешь единомышленников, которые могут сделать то, что ты задумал или вместе вы можете это воплотить. Потому что актер всегда привносит с собой свою органику, свое видение, свою харизму, свои какие-то мысли. Я как режиссер всегда считаю, что с актером всегда надо работать в такой связке. Вообще вся группа должна работать в некой связке, каждый человек в группе может внести какую-то свою лепту», — признался Богатырев.
Почему именно жанр истерна?
Истерн или остерн — это жанр приключенческих фильмов, названный по аналогии с вестерном из-за общих характерных черт. Иными словами, это тот же вестерн, только адаптированный под условия «Дикого Востока» — с его особенностями и холодным темпераментом местных жителей.
Сам же режиссер «Золота Умальты» отмечает, что не хочет зацикливаться на определенной тематике, вдохновленной, к примеру, «ковбойскими» работами Квентина Тарантино. Но, конечно же, в фильме будут присутствовать погони на лошадях, перестрелки и другие экшен-сцены.
«Понимаете, все фильмы — это все рассказывание историй. А истерны это, ужасы или фантастика — это всего лишь одежда, это как бы внешняя одежка», — пояснил Богатырев.
Режиссер считает, что главное — быть вдохновленным своей работой и любить то, что ты делаешь. Тогда и проект будет удачным.
Будет ли «Золото Умальты» документальным?
Богатырев отметил, что несмотря на исторически подтвержденную реальность, на экране все отразить с такой же точностью не получится. А все, кто был замешан в этом таинственном преступлении — промышленные воротилы, офицер-дезертир и даже китайская мафия — послужили лишь прототипами персонажей художественной ленты режиссера Андрея Богатырева.
«Каждый режиссер пытается сделать сценарий, как он это понимает, как он это чувствует. Поэтому сценарий мы немножечко меняли. … Мы пытаемся перенести все это в нашу культурную традицию и создать здесь нашего героя. И если здесь речь идет о 1917 годе — времени очень сложном, мы пытаемся вычленить таких героев того времени, которые были разные: один коммунист, один верующий, один анархист. Это действительно срез того общества, которое было очень разношерстным», — пояснил режиссер.
Однако экранные должности действующих персонажей и их судьбу режиссер не уточник – держит интригу.
Коротко о персонажах
Одних из главных героев, которые будут открывать фильм, сыграют Павел Деревянко и Михаил Горевой. Именно они — представители охранного агентства того времени — и привезут груженый золотом обоз в руки мошенников. Правда, пока не понятно — случайно или намеренно. По словам режиссера, интрига финала картины и каждого из персонажей, а также их истинные мотивы в охоте за ценным грузом будут сохраняться до конца фильма.
«Мы, на самом деле, даже не знаем, кто умрет в самом начале, а кто — нет. Мы не знаем», — признался, улыбаясь, Богатырев.
Известно лишь, что одного из участников ограбления по имени Евграф сыграет актер Илья Соловьев. Однако тоже не ясно — положительная или отрицательная характеристика у этого персонажа. Это, скорее всего, останется на суд зрителей, которые станут очевидцами реальных поисков золота и увидят, насколько далеко готов зайти человек ради обладания этим драгоценным металлом. Ведь для каждого золото «обещает» что-то свое: богатство, любовь, власть или свободу. И всем персонажам киноленты золото «приготовило» испытания, но победить и выжить сможет только один.