Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Что значит "отсечь руку" и "вырвать глаз"?

Недавно мы слышали в храме евангельское чтение (Мк. 9:42-50), в котором есть, во-первых, грозное предупреждение тем, кто соблазняет верующих во Христа: «тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море».

А во-вторых, Господь говорит, что и тем, кто соблазняется, не следует быть беспечными – мол, меня же соблазнили, значит, виноват не я, а тот, кто соблазнил. Если ты соблазнился, то и твоя вина в этом есть, как показал еще пример Адама и Евы. И вот Христос говорит, что «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый», и то же самое говорится про ногу и про глаз, который соблазняет. Это истина, которую даже некоторые животные понимают. Иногда зверь, попавшийся в капкан, отгрызает себе лапу для того, чтобы спастись, понимая, что если он так и останется здесь, то погибнет полностью. Лучше уж без лапы, но все-таки остаться живым. Мой двоюродный брат-охотник, рассказывал, что видел такие примеры, когда в капкане находил уже отгрызенную лисью лапу.

Но о том ли говорит нам Господь в этой притче, что мы должны поступать буквально так, как поступают звери? Есть люди в разных еретических сообществах, которые понимали Его слова именно так. Помню, еще в 1990-е годы читал в газете сообщение про одного американского протестанта, который выколол себе глаз поскольку увидел в нем что-то соблазнительное, смотрясь в зеркало. Но это, скорее всего, был психически больной человек. Однако мне известен и другой пример. Есть в Каире одна коптская церковь, построенная в начале XXI века. И там в качестве фрески имеется изображение одного из основателей данной общины. Он был сапожником, и однажды к нему пришла женщина, чтобы он ей сделал обувь. Она показала ему свою ногу, чтобы примерить, а он, глядя на ее ногу, почувствовал похоть, и тут же своим инструментом для починки обуви выколол себе глаз «во исполнение заповеди». И этот поступок изображен как фреска, а рядом написаны слова из сегодняшнего евангельского чтения.

Однако это ошибочное понимание. И узнаем мы это, обратившись к толкованиям святых отцов. В частности, священномученик Климент Римский писал об этих стихах Евангелия: «Пусть никто из вас, братья, не думает, будто Господь повелел отсекать части тела. Произнеся эти слова, Он хочет, чтобы не части тела, но помыслы и причины, ведущие к греху, устранялись». Священномученик Климент Римский являлся непосредственным учеником апостола Петра. А евангелист Марк, чьи слова мы сегодня читали, записал свое Евангелие как раз со слов апостола Петра, то есть святой Климент объяснял так, как это понимал сам апостол Петр, лично слышавший эти слова от Господа.

Видите, насколько повреждено понимание Священного Писания в еретических сообществах? Об этих горьких плодах писал апостол Петр, говоря, что «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают», то есть, превратно толкуют Писание (2 Пет. 3:16).

Как же надо понимать слова: отсеки руку, ногу или глаз?
Преподобный Максим Исповедник говорит, что здесь есть два уровня понимания. На первом уровне понимания под рукой, ногой или глазом имеется в виду близкий нам человек, родственник, друг, или возлюбленный, который начинает нас соблазнять, вести к тому или иному греху. Как бы ни был он нам дорог, нужно прекратить общение с ним. На втором уровне понимания преподобный Максим говорит, что глаз – это знание, которое надмевает человека, или же вводит его в какой-либо соблазн. Под рукой имеется в виду делание, то есть какая-либо добродетель, и если ею мы начинаем надмеваться и превозноситься, то это нужно отсечь. Под ногой имеется в виду какое-либо наше служение кому-либо - если оно подпитывает нашу гордость и тщеславие, то это ситуация, которая требует исправления.

Но как? Мы же не можем удалить у себя какое-то знание, которое получили, или прекратить любое доброделание. Речь идет о самой гордыне. То есть, нужно удалить из себя доверие собственному знанию, больше, чем Богу и Церкви Божией, а в отношении доброделания нужно изгонять сопутствующее тщеславие и прневозношение. Согласно преподобному Анастасию Синаиту, Господь в этой притче в целом учит удалять из нашей души греховные страсти.

В свою очередь, священномученик Григорий (Лебедев) говорит, что нужно выкорчевывать из своей души корень нашей привязанности к чему-либо земному и греховному. Это может быть болезненно. Иногда такой человек говорит: понимаю, это грех, но что поделать, я ведь люблю! Если ты влюбился в замужнюю женщину, или незамужнюю, но ты сам женатый – это от лукавого, а не от Бога, это не любовь, а соблазн, его нужно вырвать из сердца. Может быть нелегко, но не тяжелее, чем лисицам отгрызать себе лапу. То же самое и с другими страстями греховными, которые укоренились в нас. Кто пробовал бороться с ними, знает, что это долгий и болезненный процесс, но оно того стоит.

Нужно заметить, что не все животные ведут себя разумно. Мне доводилось читать об одном из способов, которым в Индии ловят обезьян. Охотник ставит сосуд с узким горлышком и кладет внутрь, допустим, апельсин. Обезьяна это видит издалека. И когда человек уходит, обезьяна подбегает, засовывает руку в сосуд, хватает апельсин, а вытащить руку не может и сосуд зафиксирован. Охотник, видя это, возвращается. Обезьяна боится, пытается вырваться, но остается зафиксированной, человек подходит к ней и убивает или забирает живой. Но все то время, пока охотник к ней идет, в любую секунду обезьяна может спастись, - для этого ей достаточно просто отпустить апельсин. Без апельсина она спокойно вытащит свою руку и убежит. Но именно желание до последнего держаться за этот апельсин ее губит. То же самое и с нашими греховными привязанностями, это для нас такой же «апельсин в капкане».

Очень многие христиане на самом деле знают, что им нужно делать для того, чтобы исправиться. Проблема не в том, что им не хватает знаний, а в том, что не хватает воли реализовать свои знания Евангелия и правильно поступить. Они, находясь в положении этой попавшейся обезьяны, все откладывают: я потом как-нибудь отпущу, пока ведь еще не подошел ко мне охотник, пока еще не схватил, пока еще есть время, я как-нибудь потом… И это, конечно, очень глупо. Ведь если ты сейчас не готов отречься от того, что соблазняет и губит тебя, то откуда у тебя появятся силы сделать это позже?

Так что будем стараться беречь себя от всяческих соблазнов. И в конце сегодняшнего евангельского чтения Господь указывает, что именно в этом нам поможет. Слова «всякая жертва солью осолится», подразумевают, что мы как жертва, сами себя посвятившие Богу, сохраняемся солью апостольского учения. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что потому апостолы были названы Господом в Евангелии солью (Мф. 5:12), что как соль сохраняет мясо от гниения, так и учение святых апостолов, хранимое в истинной Церкви Христовой, сохраняет нас от всякой греховной гнили этого мира и от соблазнов.