Найти тему

К ГИБЕЛИ «АРМЕНИИ»… НОВЫЕ ФАКТЫ, НОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ (опубликована в 2020 году в альманахе "Старая Ялта")

Ты никогда не решишь проблему,

если будешь думать так же,

как те, кто её создал.

Альберт Эйнштейн

Более десяти лет назад скромная мемориальная доска, размещенная на стенке фундамента часовни-мемориала памяти Собора новомучеников и Исповедников российских в Ялте, обратила на себя мое внимание. Надпись на доске гласила: «В память о морской трагедии – гибели санитарного теплохода «Армения». 7 ноября 1941 года крупнейшее судно Черноморского флота вышло в свой последний рейс из ялтинского порта и было потоплено у побережья фашистским истребителем. Погибли почти все: капитан Владимир Яковлевич Плаушевский, 96 человек экипажа, 5500 раненых жителей Севастополя, Балаклавы и Ялты». К своему стыду, за предшествующие 35 лет своей сознательной жизни я ничего об этой трагедии не слышал. Возникло желание узнать о гибели этого теплохода более подробно. Интерес подогревался и тем, что в семейном архиве лежал дневник моего прадеда Николая Андреевича Дешкина, который он вел в оккупированной Ялте с 1 ноября 1941 г. по 16 апреля 1944 г.с небольшими перерывами[1]. Такая катастрофа, как гибель санитарного судна на глазах всей Ялты, не могла пройти мимо дневника, но, уже давно ознакомившись с его содержанием, я не припоминал отражения этого события.

Вернувшись в Москву, тут же открыл дневник на соответствующих страницах, но … там практически ничего не нашел. Вернее нашел, но это породило новые вопросы. Для разрешения загадки с теплоходом «Армения» обратился к ресурсам Интернета. Оказалось, что на тот момент вопрос гибели «Армении» достаточно бурно обсуждается исследователями и на различных форумах любителями; было снято два документальных фильма[2], затрагивающих это событие; очевидцы приводили описание гибели «Армении» в своих мемуарах. Недостатком этих материалов являлось то, что в большинстве своем они не имели даты «снятия показаний», лишь некоторые из них удалось идентифицировать по времени. Вторым этапом познания стало обращение к мемуарно-краеведческой литературе об обороне Одессы, Севастополя, о партизанском и подпольном движении на ЮБК. Именно на этом фоне я пришел в краеведение Крыма и Ялты, что позволило мне ознакомиться и с некоторыми немногочисленными документами, которые ещё не опубликованы для широкого круга читателей.

Погрузившись в сравнительный анализ всех материалов, я вдруг осознал, что в общепринятой версии гибели «Армении»не обращается внимание на массу противоречий в показаниях очевидцев. Более того, некоторые факты, относящиеся к одному событию, приписываются другому. Причем этот процесс, пускай и крохами, но начался практически после войны, а именно с секретной на тот момент Хроники Великой Отечественной войны на Черноморском театре, которая сообщала, что 7 ноября «в 11 ч. 25 мин. ТР «Армения», шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с раненными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 мин. он затонул… Спасено восемь человек»[3]. В нижеприведенных размышлениях я старался опираться не только на относительно новые источники, но и на широко растиражированные факты, связанные с крупнейшей трагедией на Черном море.

Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре, выпущенная в 1945 году, сообщает, что 4 ноября 1941 года в 5 часов 40 минут транспорты «Абхазия» и «Армения» в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз» вышли из Туапсе в Севастополь. Однако, в 11 часов транспорт «Армения» из-за неисправности машины в сопровождении тральщика «Груз» и двух сторожевых катеров вернулся в Туапсе. Когда «Армения» вышла после устранения неисправности, в Хронике не упоминается. А транспорт «Абхазия» благополучно добрался до места назначения и в 6 часов утра 5 ноября вошел в Севастополь, а в 20 часов 47 минут этого же дня вышел обратно в Туапсе. Вероятнее всего, «Абхазия» должна была войти в Туапсе поздним вечером 6 ноября, но сообщения об этом в Хронике нет ни за вечер 6-го, ни за утро 7 ноября. Правда присутствует запись о том, что «за истекшие сутки восемь транспортов прибыли в порты назначения». Анализируя эту информацию, мы видим, что хода для транспортов типа «Абхазия» от Туапсе до Севастополя было чуть более суток, а погрузка занимала световой день. К этому следует добавить, что 4 ноября начальник Штаба Черноморского флота объявил по флоту, что побережье от г. Ялта до мыса Чауда занято противником, хотя, как теперь нам известно, в этот день была занята Алушта.

В дневнике бухгалтера Кореизской больницы Е.В. Гладковой есть запись о том, что 4 ноября 1941 г. в 23.00 больница получила телеграмму из Райздравотдела с разрешением врачам эвакуироваться на теплоходе «Армения», который должен отойти из Ялты 5 ноября в 5 часов утра[4]. И здесь возникает вопрос, если бы «Армения» не возвратилась в Туапсе, могла ли она в 5 утра 5 ноября выходить из Ялты. Теоретически могла, если бы конечным пунктом маршрута значилась Ялта. Иными словами, «Абхазия» следует в Севастополь, а «Армения» в Ялту, куда прибыла бы в ночь с 4 на 5. Ночью должна была произойти погрузка и утром «Армения» ушла бы обратно в Туапсе. Косвенно эту информацию подтверждает и справка от 11 ноября 1941 г. временно исполняющего должность Начальника Третьего управления ВМФ СССР В.И. Бударева: «…5 ноября с.г., вследствие ничем необоснованной светограммы командира тральщика «Восток» - КРОЛЬ о том, что Ялта занята противником – теплоход «Армения» прибыл в Ялту с суточным опозданием»[5].

О том, что портом назначения для «Армении» могла быть Ялта, говорит и тот факт, что она принимала самое активное участие в эвакуации именно Ялты. «В помощи пароходства особенно нуждалась Ялта. Этот крупный курортный город не имел железнодорожного сообщения. Первым туда был подан в августе танкер «Советская нефть». Он принял на борт 2 тыс. человек, санаторное и обсерваторское оборудование, лом цветных металлов и другие грузы. Танкер «Ялта» вывозил оборудование ялтинской кинофабрики. Теплоходы «Украина» и «Армения» эвакуировали больных, санаторных работников, раненых, население (всего 6 тыс. человек), а также оборудование санатория ВЦСПС и пионерского лагеря «Артек». Пароход «Пестель» перевозил санаторное имущество и до 1500 жителей города. Пароходы «Одесский горсовет» и «Сакко и Ванцетти» совершили по нескольку рейсов из Ялты с оборудованием Алуштинского, Каташипского эфиромасличных заводов, учебного комбината Никитского ботанического сада. В эвакуационных перевозках участвовали также парусно-моторные суда «Березань» и «Массандра» – это из книги Б.А. Вайнера «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне», изданной в 1989 году.

Уже упомянутая Гладкова в своем дневнике от 5 ноября записала: «В городе паника…Теплохода нет. К вечеру ни с чем вернулись обратно. На море, против Ай-Тодорского маяка гибнет пароход разбомбленный немцами. Жертвы которых удалось спасти, 11 человек, доставлены к нам в больницу». По данным портала «Черноморский Флот» 5 ноября 1941 г. «при переходе из Балаклавы в Туапсе с грузом запчастей, авиамоторами ГАМ-34, испытательным стендом и полуторками мастерской Охраны водного района Главной базы и 80 членами семей комсостава, в 16 ч. 24 м. на расстоянии 6 миль по пеленгу 168° от Ай-Тодорского маяка … был торпедирован и потоплен авиацией противника» тральщик «Работник»[6]. «Груз погиб полностью, часть людей удалось спасти». Удивительно, но об этой трагедии Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре сообщает 2 ноября. Кто здесь прав?

В записи от 5 ноября 1941 г. житель Ялты Н.А. Дешкин указывает, что до 16.30, когда он пришел домой, «в порту стоит и грузится теплоход. Люди мечутся, а уйдет ли он неизвестно». Поскольку записи от 1-11 ноября сделаны лишь 12-го, то далее мой прадед пишет, что «потом ночью на 6/XI он, говорят, вышел, но очень многие говорят, что он и потоплен». Дивизионный комиссар В.И. Бударев в своей справке факт суточного опоздания отметил. Правда я думаю, что опоздание было не суточным, а примерно полусуточным – должна была прийти ночью 5-го, а пришла днем. И что послужило причиной опоздания – неисправность мотора или сообщение о том, что Ялта занята противником? Или «неисправность мотора» лишь прикрытие того, что «Армения» оказалась в Ялте значительно позже назначенного времени. Возможно, она вышла из Туапсе в Ялту, но по пути капитану сообщили, что Ялта занята противником и поэтому судну следует идти в Севастополь, а уже в Севастополе сообщается, что Ялта ещё не занята противником и в ней «Армению» ждут. Быстро погрузив раненых, врачей и эвакуированных, проследовала в Ялту. Судя по всему, днём суда ещё ходили, т.к. накануне 4 ноября в порт Ялты, не смотря на бомбежки, в 14.08 зашли сторожевой корабль «Петраш» с буксируемым минным заградителем (гидрографическим судном) «Гидрограф». В 15.37 в порт зашел транспорт «Черноморец». «Петраш» и «Гидрограф» после выхода из Ялты были атакованы авиацией противника. «Гидрограф» в 19 милях на ост от Ялты затонул[7].

Теперь представим, что «Армению» ждали в ночь с 4-го на 5 ноября, но она не пришла. Что должно было произойти с людьми, которые ожидали её как последнюю возможность эвакуации? В большинстве случаев возникает паника. И это подтверждается некоторыми источниками – и дневниковыми записями Гладковой («в городе паника») и Дешкина («люди мечутся»). А вот Командующий войсками Крыма Г.И. Левченко в своей дневниковой записи от 7.11.41 г. прямо увязывает панику с трагедией: «паника в Ялте привела к гибели транспорта «Армения» с ранеными бойцами и гражданами, командир транспорта вышел днем и был потоплен торпедоносцем, погибло около 5 тыс. человек»[8]. Обращаю внимание, запись сделана 7-го, но дата трагедии прямо не указана.

О возможной дате 5 ноября говорит и тот факт, что И.З. Вергасов в своей книге «В горах Таврии», изданной в 1949 г., писал: «… Первое, о чем мы узнали в городе, – противник занял Алушту, бои уже идут в районе Гурзуфа. Нас позвали в кабинет, с нами зашел и Герасимов. Он доложил: – Все, предназначенное к эвакуации из Ялты, эвакуировано. Вина массандровских подвалов вылиты в море, коллекционные вина отправлены на Кавказ. Теплоход «Армения» с ранеными – на причале, погрузка закончена. … – Шестой день враг штурмует город, – сказал он в полной тишине …». Алушта была занята противником 4 ноября, т.е. узнать об этом могли минимум, как в ночь с 4-го на 5. А вот фраза «шестой день враг штурмует город», в которой речь идёт о Севастополе, первый штурм которого начался 30 октября 1941 г., могла быть произнесена только 5 ноября и никак не позже! Да и в «Крымских тетрадях», написанных И.З. Вергасовым в 1963-67 гг., если описание разложить на смысловые части, то выходит, что «Армения» была в Ялте 5 ноября. «Батальон подняли по тревоге. Утро сырое и холодное. … Фашисты бомбили порт, а попали черт знает куда. Бомба угодила в городскую баню, убила пятерых». По информации Хроники в 14.12 4 ноября «три Ю-88 безуспешно бомбили порт Ялта». Н.А. Дешкин в своем дневнике в записи от 4 ноября пишет: «…На Массандре бомба попала в здание рядом с баней, и все здание разрушено, частично захвачена баня и почти полностью дом [на]против… в нижнем этаже [разрушенного дома] была домовая контора, в которой погибли все счетные работники (чел[овек] 7) … В домике [на]против жили цыгане; кажется, все погибли, чел[овек] 10». Далее Вергасов пишет, что «толпы раненых, врачей, сестер и санитарок толкутся на причалах. Ждут «Армению», вот-вот судно должно появиться». Если принять во внимание дневниковую запись Е.В. Гладковой о том, что 5-го в 5 утра «Армения» должна была покинуть Ялту, то ждать её могли только 4-го вечером. Но она не появилась! Читаем «Крымские тетради» дальше… «Фашисты рядом, они уже заняли Алушту... Горит Ялта, в разных местах раздаются взрывы … Над нефтехранилищем бушуют огненные языки, черный дым кружится над молом, обволакивает последний теплоход — «Армению». Она наконец-то пришла» – расцениваю эту запись как описание событий, произошедших 5 ноября. Как уже отмечалось выше, днем или вечером 5 ноября «Армения» могла быть в Ялте. «Мы переночевали в райотделе НКВД и на рассвете двинулись в лес. «Армения» все еще грузилась… Дорога круто идет в горы, за спиной Ялта, «Армения» все еще на причале» – думаю, что раз «переночевали», то это события утра 6 ноября. Видимо, какие-то обстоятельства не дали выйти «Армении» затемно.

В эту же гипотезу укладывается дневник-воспоминание участника обороны Севастополя А.С. Пантюшенко: «Раненых не успевали возить на теплоходе «Армения». Там их полно, не принимают. ... Госпиталь эвакуируется на «Армении». Там 3500 раненых, 500 человек медперсонала и 500 человек гражданских лиц. Это – 5/XI [19]41 г.»[9]; воспоминания командира взвода пулеметчиков Сводного полка войск НКВД, лейтенанта Н.П. Малявкина: «С горных высот – Ялта как на ладони. Мы видели, как 6-го ноября, днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход «Армения» с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и … начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю...»[10]; первого секретаря Ялтинского ГК ВКП(б) П.И. Бугрова: «Эвакуирую раненых на теплоходе «Армения» (это было 6 ноября)»[11]. Кстати, как он сам пишет в воспоминаниях, его пытались обвинить в гибели теплохода, хотели даже судить, но потом оправдали. А в чем была его возможная вина? Только в том, что не смог предотвратить панику, не продумал порядок и не организовал оперативную посадку? А может быть что-то ещё? Вот и В.И. Бударев в своей справке пишет: «В последующем, благодаря необеспеченности своевременной погрузки и выхода теплохода из Ялты по вине оперативного дежурного по штабу флота ИВАНОВА и капитана 1-го ранга БУРМИСТРОВА, руководящего погрузкой, теплоход вышел днем, не дождавшись темноты».

Ещё один момент в пользу данной гипотезы – время начала эвакуации медицины Черноморского флота. Несмотря на то, что только 6 ноября начальник санитарного отдела флота С.Н. Золотухин подписал приказ о начале передачи руководства медико-санитарным обеспече­нием войск начальнику санитарного отдела Приморской армии военврачу 2 ранга Д.Г. Соколовскому, о свертывании госпита­лей и лазаретов, а также об отправке их личного со­става на Кавказ[12], непосредственные исполнители приводят совершенно другие данные. Так полковник медицинской службы М. Шапунов свидетельствовал: «Последовал приказ 5 ноября всем флотским медицинским организациям свернуться и эвакуироваться»[13]; полковник медслужбы А.И. Власов: «Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя...»[14]. Не потому ли такая спешка, что пришла незапланированная «Армения»?

Подводя итог, можно сформулировать следующую гипотезу. Теплоход «Армения» вышел из Туапсе утром 4 ноября 1941 года, но в море узнал, что Ялта занята врагом. Видимо, поступила команда идти на Севастополь, куда она и прибыла утром 5 ноября. В Севастополе, не дожидаясь письменного приказа, спешно начинают грузить медицину Черноморского флота, но приходит известие, что Ялта ещё не занята противником и там есть кто-то или что-то, что надо обязательно эвакуировать. Закончив погрузку, «Армения» выходит в Ялту, куда и прибывает вечером 5 ноября. Но в Ялте к этому моменту уже паника, т.к. теплоход ждали в ночь с 4 на 5, а его не было. Паника и сложности размещения, видимо, послужили затягиванию погрузки и «Армения» вышла из порта только утром 6 ноября. И тут её стали бомбить… Думаю, что погибла она буквально в акватории порта Ялты. Об этом тоже есть косвенные свидетельства: Н.П. Малявкина (смотреть выше); Веры Чистовой, которая с крыши центрального гастронома видела, как погибла «Армения»[15]; Анастасии Поповой («выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией»)[16]. Кстати, атака на «Армению» вблизи порта Ялты объясняет и тот факт, что Анастасия Попова сумела самостоятельно добраться до берега. Кстати, есть ещё одна фамилия спасшегося с «Армении». В дневнике заведующей Севастопольским отделом народного образования Н.Н. Донец в записях за декабрь 1941 г. есть такая информация: «несколько дней назад в Ялте немцы разбомбили теплоход «Армения» и на глазах погибла жена. Сам он [Ленько Кузьма Иванович, был директором Симферопольской школы] остался жив только потому, что взрывной волной был сброшен в море»[17].

Думаю, что «Армения» не затонула сразу, а долго ещё горела… И возможно экипаж боролся за живучесть корабля, а с берега помощи не было… Ведь Попова пишет: «Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей – всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня». А в дневнике Н.А. Дешкин записывает, что 6 ноября 1941 г. примерно в 10 вечера «бегал в сквер Калинина. Пылает морской вокзал, судно большое у мола, горят вещи на молу… Еще позже ходил: пламя на морвокзале и судне усиливается». 7 ноября утром: «Опять побежал в сквер. Вокзал пылает во всех местах. Судно горит ярко, точно даже море кругом пылает», а 8-го утром: «судно, горевшее в порту, наконец, затонуло».

Вот такая гипотеза у меня выстроилась после обобщения всего доступного сейчас материала. Справедливости ради следует отметить, что некоторые элементы её уже рассматривались исследователями[18].

[1] Дневник готовится к публикации, ориентировочно должен выйти в конце 2020 г.

[2] «Севастопольский вальс» (Телекомпания ВиД), «Гибель «Армении» из серии «Искатели». На сегодняшний день добавился ещё один документальный фильм Н. Брайко «Фотографии из семейного альбома».

[3] Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре. М., Л. Вып.1. 1945. С. 220.

[4] Коновалова Л.В. Сборник материалов о партизанах и подпольщиках, действовавших на Южном берегу Крыма в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2014. С. 54.

[5] Документ пока не опубликован, но его копия размещена на соответствующих интернет-форумах.

[6] http://www.kchf.ru/ship/tral/t504.htm

[7] Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре. 1945.

[8] Союз краеведов России, Российское общество по изучению Крыма. КРЫМЪ №2 Историко-краеведческий альманах. – Москва: Издательский центр «Краеведение», 2013. С. 289.

[9] Историко-публицистический альманах «Москва-Крым» № 5, Москва, 2003

[10] Лезинский М.Л. Хроника полка Герасима Рубцова. http://zhurnal.lib.ru/l/lezinskij_m_l/gerasimrubzov.shtml

[11] Коновалова Л.В. Сборник материалов о партизанах и подпольщиках, действовавших на Южном берегу Крыма в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2014. С. 11.

[12] Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942 Хроника героической обороны. Видавництво Украина, 1995.

[13] Там же.

[14] Непомнящий Н.Н. Военные катастрофы на море. http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html

[15] https://zen.yandex.ru/media/id/5b6dac1bf1a01f00a9b72834/teplohod-armeniiapomnim-5be233b146c14100ab2aa751

[16] Там же.

[17] Лезинский М.Л. Время памяти или день первый – день последний. http://www.litkonkurs.com/projects/doc_view_2prn.php?tid=38985&pid=0

[18]