Ты никогда не решишь проблему,
если будешь думать так же,
как те, кто её создал.
Альберт Эйнштейн
Более десяти лет назад скромная мемориальная доска, размещенная на стенке фундамента часовни-мемориала памяти Собора новомучеников и Исповедников российских в Ялте, обратила на себя мое внимание. Надпись на доске гласила: «В память о морской трагедии – гибели санитарного теплохода «Армения». 7 ноября 1941 года крупнейшее судно Черноморского флота вышло в свой последний рейс из ялтинского порта и было потоплено у побережья фашистским истребителем. Погибли почти все: капитан Владимир Яковлевич Плаушевский, 96 человек экипажа, 5500 раненых жителей Севастополя, Балаклавы и Ялты». К своему стыду, за предшествующие 35 лет своей сознательной жизни я ничего об этой трагедии не слышал. Возникло желание узнать о гибели этого теплохода более подробно. Интерес подогревался и тем, что в семейном архиве лежал дневник моего прадеда Николая Андреевича Дешкина, который он вел в оккупированной Ялте с 1 ноября 1941 г. по 16 апреля 1944 г.с небольшими перерывами[1]. Такая катастрофа, как гибель санитарного судна на глазах всей Ялты, не могла пройти мимо дневника, но, уже давно ознакомившись с его содержанием, я не припоминал отражения этого события.
Вернувшись в Москву, тут же открыл дневник на соответствующих страницах, но … там практически ничего не нашел. Вернее нашел, но это породило новые вопросы. Для разрешения загадки с теплоходом «Армения» обратился к ресурсам Интернета. Оказалось, что на тот момент вопрос гибели «Армении» достаточно бурно обсуждается исследователями и на различных форумах любителями; было снято два документальных фильма[2], затрагивающих это событие; очевидцы приводили описание гибели «Армении» в своих мемуарах. Недостатком этих материалов являлось то, что в большинстве своем они не имели даты «снятия показаний», лишь некоторые из них удалось идентифицировать по времени. Вторым этапом познания стало обращение к мемуарно-краеведческой литературе об обороне Одессы, Севастополя, о партизанском и подпольном движении на ЮБК. Именно на этом фоне я пришел в краеведение Крыма и Ялты, что позволило мне ознакомиться и с некоторыми немногочисленными документами, которые ещё не опубликованы для широкого круга читателей.
Погрузившись в сравнительный анализ всех материалов, я вдруг осознал, что в общепринятой версии гибели «Армении»не обращается внимание на массу противоречий в показаниях очевидцев. Более того, некоторые факты, относящиеся к одному событию, приписываются другому. Причем этот процесс, пускай и крохами, но начался практически после войны, а именно с секретной на тот момент Хроники Великой Отечественной войны на Черноморском театре, которая сообщала, что 7 ноября «в 11 ч. 25 мин. ТР «Армения», шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с раненными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 мин. он затонул… Спасено восемь человек»[3]. В нижеприведенных размышлениях я старался опираться не только на относительно новые источники, но и на широко растиражированные факты, связанные с крупнейшей трагедией на Черном море.
Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре, выпущенная в 1945 году, сообщает, что 4 ноября 1941 года в 5 часов 40 минут транспорты «Абхазия» и «Армения» в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз» вышли из Туапсе в Севастополь. Однако, в 11 часов транспорт «Армения» из-за неисправности машины в сопровождении тральщика «Груз» и двух сторожевых катеров вернулся в Туапсе. Когда «Армения» вышла после устранения неисправности, в Хронике не упоминается. А транспорт «Абхазия» благополучно добрался до места назначения и в 6 часов утра 5 ноября вошел в Севастополь, а в 20 часов 47 минут этого же дня вышел обратно в Туапсе. Вероятнее всего, «Абхазия» должна была войти в Туапсе поздним вечером 6 ноября, но сообщения об этом в Хронике нет ни за вечер 6-го, ни за утро 7 ноября. Правда присутствует запись о том, что «за истекшие сутки восемь транспортов прибыли в порты назначения». Анализируя эту информацию, мы видим, что хода для транспортов типа «Абхазия» от Туапсе до Севастополя было чуть более суток, а погрузка занимала световой день. К этому следует добавить, что 4 ноября начальник Штаба Черноморского флота объявил по флоту, что побережье от г. Ялта до мыса Чауда занято противником, хотя, как теперь нам известно, в этот день была занята Алушта.
В дневнике бухгалтера Кореизской больницы Е.В. Гладковой есть запись о том, что 4 ноября 1941 г. в 23.00 больница получила телеграмму из Райздравотдела с разрешением врачам эвакуироваться на теплоходе «Армения», который должен отойти из Ялты 5 ноября в 5 часов утра[4]. И здесь возникает вопрос, если бы «Армения» не возвратилась в Туапсе, могла ли она в 5 утра 5 ноября выходить из Ялты. Теоретически могла, если бы конечным пунктом маршрута значилась Ялта. Иными словами, «Абхазия» следует в Севастополь, а «Армения» в Ялту, куда прибыла бы в ночь с 4 на 5. Ночью должна была произойти погрузка и утром «Армения» ушла бы обратно в Туапсе. Косвенно эту информацию подтверждает и справка от 11 ноября 1941 г. временно исполняющего должность Начальника Третьего управления ВМФ СССР В.И. Бударева: «…5 ноября с.г., вследствие ничем необоснованной светограммы командира тральщика «Восток» - КРОЛЬ о том, что Ялта занята противником – теплоход «Армения» прибыл в Ялту с суточным опозданием»[5].
О том, что портом назначения для «Армении» могла быть Ялта, говорит и тот факт, что она принимала самое активное участие в эвакуации именно Ялты. «В помощи пароходства особенно нуждалась Ялта. Этот крупный курортный город не имел железнодорожного сообщения. Первым туда был подан в августе танкер «Советская нефть». Он принял на борт 2 тыс. человек, санаторное и обсерваторское оборудование, лом цветных металлов и другие грузы. Танкер «Ялта» вывозил оборудование ялтинской кинофабрики. Теплоходы «Украина» и «Армения» эвакуировали больных, санаторных работников, раненых, население (всего 6 тыс. человек), а также оборудование санатория ВЦСПС и пионерского лагеря «Артек». Пароход «Пестель» перевозил санаторное имущество и до 1500 жителей города. Пароходы «Одесский горсовет» и «Сакко и Ванцетти» совершили по нескольку рейсов из Ялты с оборудованием Алуштинского, Каташипского эфиромасличных заводов, учебного комбината Никитского ботанического сада. В эвакуационных перевозках участвовали также парусно-моторные суда «Березань» и «Массандра» – это из книги Б.А. Вайнера «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне», изданной в 1989 году.
Уже упомянутая Гладкова в своем дневнике от 5 ноября записала: «В городе паника…Теплохода нет. К вечеру ни с чем вернулись обратно. На море, против Ай-Тодорского маяка гибнет пароход разбомбленный немцами. Жертвы которых удалось спасти, 11 человек, доставлены к нам в больницу». По данным портала «Черноморский Флот» 5 ноября 1941 г. «при переходе из Балаклавы в Туапсе с грузом запчастей, авиамоторами ГАМ-34, испытательным стендом и полуторками мастерской Охраны водного района Главной базы и 80 членами семей комсостава, в 16 ч. 24 м. на расстоянии 6 миль по пеленгу 168° от Ай-Тодорского маяка … был торпедирован и потоплен авиацией противника» тральщик «Работник»[6]. «Груз погиб полностью, часть людей удалось спасти». Удивительно, но об этой трагедии Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре сообщает 2 ноября. Кто здесь прав?
В записи от 5 ноября 1941 г. житель Ялты Н.А. Дешкин указывает, что до 16.30, когда он пришел домой, «в порту стоит и грузится теплоход. Люди мечутся, а уйдет ли он неизвестно». Поскольку записи от 1-11 ноября сделаны лишь 12-го, то далее мой прадед пишет, что «потом ночью на 6/XI он, говорят, вышел, но очень многие говорят, что он и потоплен». Дивизионный комиссар В.И. Бударев в своей справке факт суточного опоздания отметил. Правда я думаю, что опоздание было не суточным, а примерно полусуточным – должна была прийти ночью 5-го, а пришла днем. И что послужило причиной опоздания – неисправность мотора или сообщение о том, что Ялта занята противником? Или «неисправность мотора» лишь прикрытие того, что «Армения» оказалась в Ялте значительно позже назначенного времени. Возможно, она вышла из Туапсе в Ялту, но по пути капитану сообщили, что Ялта занята противником и поэтому судну следует идти в Севастополь, а уже в Севастополе сообщается, что Ялта ещё не занята противником и в ней «Армению» ждут. Быстро погрузив раненых, врачей и эвакуированных, проследовала в Ялту. Судя по всему, днём суда ещё ходили, т.к. накануне 4 ноября в порт Ялты, не смотря на бомбежки, в 14.08 зашли сторожевой корабль «Петраш» с буксируемым минным заградителем (гидрографическим судном) «Гидрограф». В 15.37 в порт зашел транспорт «Черноморец». «Петраш» и «Гидрограф» после выхода из Ялты были атакованы авиацией противника. «Гидрограф» в 19 милях на ост от Ялты затонул[7].
Теперь представим, что «Армению» ждали в ночь с 4-го на 5 ноября, но она не пришла. Что должно было произойти с людьми, которые ожидали её как последнюю возможность эвакуации? В большинстве случаев возникает паника. И это подтверждается некоторыми источниками – и дневниковыми записями Гладковой («в городе паника») и Дешкина («люди мечутся»). А вот Командующий войсками Крыма Г.И. Левченко в своей дневниковой записи от 7.11.41 г. прямо увязывает панику с трагедией: «паника в Ялте привела к гибели транспорта «Армения» с ранеными бойцами и гражданами, командир транспорта вышел днем и был потоплен торпедоносцем, погибло около 5 тыс. человек»[8]. Обращаю внимание, запись сделана 7-го, но дата трагедии прямо не указана.
О возможной дате 5 ноября говорит и тот факт, что И.З. Вергасов в своей книге «В горах Таврии», изданной в 1949 г., писал: «… Первое, о чем мы узнали в городе, – противник занял Алушту, бои уже идут в районе Гурзуфа. Нас позвали в кабинет, с нами зашел и Герасимов. Он доложил: – Все, предназначенное к эвакуации из Ялты, эвакуировано. Вина массандровских подвалов вылиты в море, коллекционные вина отправлены на Кавказ. Теплоход «Армения» с ранеными – на причале, погрузка закончена. … – Шестой день враг штурмует город, – сказал он в полной тишине …». Алушта была занята противником 4 ноября, т.е. узнать об этом могли минимум, как в ночь с 4-го на 5. А вот фраза «шестой день враг штурмует город», в которой речь идёт о Севастополе, первый штурм которого начался 30 октября 1941 г., могла быть произнесена только 5 ноября и никак не позже! Да и в «Крымских тетрадях», написанных И.З. Вергасовым в 1963-67 гг., если описание разложить на смысловые части, то выходит, что «Армения» была в Ялте 5 ноября. «Батальон подняли по тревоге. Утро сырое и холодное. … Фашисты бомбили порт, а попали черт знает куда. Бомба угодила в городскую баню, убила пятерых». По информации Хроники в 14.12 4 ноября «три Ю-88 безуспешно бомбили порт Ялта». Н.А. Дешкин в своем дневнике в записи от 4 ноября пишет: «…На Массандре бомба попала в здание рядом с баней, и все здание разрушено, частично захвачена баня и почти полностью дом [на]против… в нижнем этаже [разрушенного дома] была домовая контора, в которой погибли все счетные работники (чел[овек] 7) … В домике [на]против жили цыгане; кажется, все погибли, чел[овек] 10». Далее Вергасов пишет, что «толпы раненых, врачей, сестер и санитарок толкутся на причалах. Ждут «Армению», вот-вот судно должно появиться». Если принять во внимание дневниковую запись Е.В. Гладковой о том, что 5-го в 5 утра «Армения» должна была покинуть Ялту, то ждать её могли только 4-го вечером. Но она не появилась! Читаем «Крымские тетради» дальше… «Фашисты рядом, они уже заняли Алушту... Горит Ялта, в разных местах раздаются взрывы … Над нефтехранилищем бушуют огненные языки, черный дым кружится над молом, обволакивает последний теплоход — «Армению». Она наконец-то пришла» – расцениваю эту запись как описание событий, произошедших 5 ноября. Как уже отмечалось выше, днем или вечером 5 ноября «Армения» могла быть в Ялте. «Мы переночевали в райотделе НКВД и на рассвете двинулись в лес. «Армения» все еще грузилась… Дорога круто идет в горы, за спиной Ялта, «Армения» все еще на причале» – думаю, что раз «переночевали», то это события утра 6 ноября. Видимо, какие-то обстоятельства не дали выйти «Армении» затемно.
В эту же гипотезу укладывается дневник-воспоминание участника обороны Севастополя А.С. Пантюшенко: «Раненых не успевали возить на теплоходе «Армения». Там их полно, не принимают. ... Госпиталь эвакуируется на «Армении». Там 3500 раненых, 500 человек медперсонала и 500 человек гражданских лиц. Это – 5/XI [19]41 г.»[9]; воспоминания командира взвода пулеметчиков Сводного полка войск НКВД, лейтенанта Н.П. Малявкина: «С горных высот – Ялта как на ладони. Мы видели, как 6-го ноября, днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход «Армения» с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и … начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю...»[10]; первого секретаря Ялтинского ГК ВКП(б) П.И. Бугрова: «Эвакуирую раненых на теплоходе «Армения» (это было 6 ноября)»[11]. Кстати, как он сам пишет в воспоминаниях, его пытались обвинить в гибели теплохода, хотели даже судить, но потом оправдали. А в чем была его возможная вина? Только в том, что не смог предотвратить панику, не продумал порядок и не организовал оперативную посадку? А может быть что-то ещё? Вот и В.И. Бударев в своей справке пишет: «В последующем, благодаря необеспеченности своевременной погрузки и выхода теплохода из Ялты по вине оперативного дежурного по штабу флота ИВАНОВА и капитана 1-го ранга БУРМИСТРОВА, руководящего погрузкой, теплоход вышел днем, не дождавшись темноты».
Ещё один момент в пользу данной гипотезы – время начала эвакуации медицины Черноморского флота. Несмотря на то, что только 6 ноября начальник санитарного отдела флота С.Н. Золотухин подписал приказ о начале передачи руководства медико-санитарным обеспечением войск начальнику санитарного отдела Приморской армии военврачу 2 ранга Д.Г. Соколовскому, о свертывании госпиталей и лазаретов, а также об отправке их личного состава на Кавказ[12], непосредственные исполнители приводят совершенно другие данные. Так полковник медицинской службы М. Шапунов свидетельствовал: «Последовал приказ 5 ноября всем флотским медицинским организациям свернуться и эвакуироваться»[13]; полковник медслужбы А.И. Власов: «Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя...»[14]. Не потому ли такая спешка, что пришла незапланированная «Армения»?
Подводя итог, можно сформулировать следующую гипотезу. Теплоход «Армения» вышел из Туапсе утром 4 ноября 1941 года, но в море узнал, что Ялта занята врагом. Видимо, поступила команда идти на Севастополь, куда она и прибыла утром 5 ноября. В Севастополе, не дожидаясь письменного приказа, спешно начинают грузить медицину Черноморского флота, но приходит известие, что Ялта ещё не занята противником и там есть кто-то или что-то, что надо обязательно эвакуировать. Закончив погрузку, «Армения» выходит в Ялту, куда и прибывает вечером 5 ноября. Но в Ялте к этому моменту уже паника, т.к. теплоход ждали в ночь с 4 на 5, а его не было. Паника и сложности размещения, видимо, послужили затягиванию погрузки и «Армения» вышла из порта только утром 6 ноября. И тут её стали бомбить… Думаю, что погибла она буквально в акватории порта Ялты. Об этом тоже есть косвенные свидетельства: Н.П. Малявкина (смотреть выше); Веры Чистовой, которая с крыши центрального гастронома видела, как погибла «Армения»[15]; Анастасии Поповой («выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией»)[16]. Кстати, атака на «Армению» вблизи порта Ялты объясняет и тот факт, что Анастасия Попова сумела самостоятельно добраться до берега. Кстати, есть ещё одна фамилия спасшегося с «Армении». В дневнике заведующей Севастопольским отделом народного образования Н.Н. Донец в записях за декабрь 1941 г. есть такая информация: «несколько дней назад в Ялте немцы разбомбили теплоход «Армения» и на глазах погибла жена. Сам он [Ленько Кузьма Иванович, был директором Симферопольской школы] остался жив только потому, что взрывной волной был сброшен в море»[17].
Думаю, что «Армения» не затонула сразу, а долго ещё горела… И возможно экипаж боролся за живучесть корабля, а с берега помощи не было… Ведь Попова пишет: «Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей – всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня». А в дневнике Н.А. Дешкин записывает, что 6 ноября 1941 г. примерно в 10 вечера «бегал в сквер Калинина. Пылает морской вокзал, судно большое у мола, горят вещи на молу… Еще позже ходил: пламя на морвокзале и судне усиливается». 7 ноября утром: «Опять побежал в сквер. Вокзал пылает во всех местах. Судно горит ярко, точно даже море кругом пылает», а 8-го утром: «судно, горевшее в порту, наконец, затонуло».
Вот такая гипотеза у меня выстроилась после обобщения всего доступного сейчас материала. Справедливости ради следует отметить, что некоторые элементы её уже рассматривались исследователями[18].
[1] Дневник готовится к публикации, ориентировочно должен выйти в конце 2020 г.
[2] «Севастопольский вальс» (Телекомпания ВиД), «Гибель «Армении» из серии «Искатели». На сегодняшний день добавился ещё один документальный фильм Н. Брайко «Фотографии из семейного альбома».
[3] Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре. М., Л. Вып.1. 1945. С. 220.
[4] Коновалова Л.В. Сборник материалов о партизанах и подпольщиках, действовавших на Южном берегу Крыма в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2014. С. 54.
[5] Документ пока не опубликован, но его копия размещена на соответствующих интернет-форумах.
[6] http://www.kchf.ru/ship/tral/t504.htm
[7] Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре. 1945.
[8] Союз краеведов России, Российское общество по изучению Крыма. КРЫМЪ №2 Историко-краеведческий альманах. – Москва: Издательский центр «Краеведение», 2013. С. 289.
[9] Историко-публицистический альманах «Москва-Крым» № 5, Москва, 2003
[10] Лезинский М.Л. Хроника полка Герасима Рубцова. http://zhurnal.lib.ru/l/lezinskij_m_l/gerasimrubzov.shtml
[11] Коновалова Л.В. Сборник материалов о партизанах и подпольщиках, действовавших на Южном берегу Крыма в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2014. С. 11.
[12] Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942 Хроника героической обороны. Видавництво Украина, 1995.
[13] Там же.
[14] Непомнящий Н.Н. Военные катастрофы на море. http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html
[15] https://zen.yandex.ru/media/id/5b6dac1bf1a01f00a9b72834/teplohod-armeniiapomnim-5be233b146c14100ab2aa751
[16] Там же.
[17] Лезинский М.Л. Время памяти или день первый – день последний. http://www.litkonkurs.com/projects/doc_view_2prn.php?tid=38985&pid=0