Найти тему

Бэкон о ложных понятиях (идолах) разума.

Френсис Бэкон, один из виднейших представителей философии Нового времени, ориентированный на преобразование мира, выступал за развитие науки, за проверку всякого знания и создания условий, в которых человек смог бы полностью реализовать свой потенциал.

Будучи мыслителем с большой буквы, Бэкон говорил о необходимости сведения философии к делам, а не словам, как это было прежде. Выступал за проверяемость всякого знания и заложил основы научного эмпиризма. Он разработал собственную теорию о предрассудках, где говорил об «идолах» или «призраках», мешающих людям познавать истину.

"Человек, слуга и интерпретатор природы, - пишет Бэкон в начале первой книги "Нового Органона", - действует и понимает настолько, насколько может восстановить устройство природы путем наблюдения за вещами и работой ума; он не знает и не может знать ничего сверх этого". [1] Отсюда наука и человеческие возможности совпадают, первая, помогает второму достигать результата. Позволяет влиять на явления, вмешиваться в них, но при одном условии, что известны причины их возникновения. Т.е. человек, должен знать правила, которые необходимо соблюдать, для того, чтобы правильно понимать природу для ее изменения. Но люди, продолжает Бэкон, указывая на своих современников, «до настоящего времени, занимаются этим не очень активно и малоуспешно». [2]

Он говорит о необходимости помощи разуму человека. Утверждает и критикует закостенелость современной ему науки. Считая ее пронизанной аксиомами «наспех сформулированными на основании немногих недостаточных примеров, которые ни в коей мере не раскрывают действительности и служат только для того, чтобы питать бесплодные диспуты. Логика силлогизмов, допускающая так называемые аксиомы со столь слабым основанием, более вредна, чем полезна, поскольку годна более для «установления и закрепления ошибок расхожего мнения, нежели для поисков истины». [3]

Бэкон ставит перед собой задачу «обратить людей к изучению частных конкретных явлений, сосредоточив внимание на их последовательности и порядке, вынудив на какое-то время отвлечься от понятий и привыкнуть к самим вещам» [4] Для этого, он проводит разграничения между антиципации природы – понятий, сконструированных «скороспело и без обдумывания» [5] и интерпретацией природы. Выводимой через путь исследования вещи, путем сбора данных о ней и их анализа. И если первые, овладевая разумом, заполняют воображение, создают ложные образы, то интерпретации, конституируют истинное знание. Так как базируются на новом методе, новом органоне, выступающем правильным инструментом постижения истины. От этого, они плодотворны.

Бэкон критикует методы Античности и Средневековья, основанные на дедукции. Суть которого сводилось к формуле: «из общих самоочевидных положений (аксиом, или постулатов) делаются частные выводы». [6] И предлагает индуктивное познание. Основанное на изучении частных, конкретных, фактов. А это, в свою очередь, влечет за собой опирание на опыт (эмпиризм).

Тех, кто не придерживался такого подхода, философ относил к последователям идолов. Где идолы, «ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пустив в нем глубокие корни, не только препятствуют поиску истины, но (даже если доступ к ней открыт) они продолжали бы вредить в процессе обновления наук, если бы люди, предупрежденные об этом, не боролись, насколько возможно». [7]

Бэкон выводит четыре вида идолов, мешающих человеку правильно постигать природу. «В дидактических целях, - говорит он, - назовем их: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Конечно, наиболее надежный способ их удаления из человеческого ума заключался бы в наполнении последнего аксиомами и концептами, выработанными с помощью правильного метода, истинной индукции. Однако даже индивидуализация идолов - уже большой прогресс». [8]

Идолы рода «вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом … Человеческий ум все равно что кривое зеркало, отражающее лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает» [9] Так появилась идея о том, что «в небе любое движение должно всегда происходить по окружности и никогда - по спиралям или серпантинам». [10] «Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным, или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. И даже если мощь и число противоположных понятий больше, он или не признает этого - из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасывает - из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения». [11]

Идолы пещеры возникают благодаря человеку. Как результат его заблуждений, свойственных всем людям. От этого, каждый имеет свою пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет, по причине воспитания, прочтения книг или просто впечатления от увиденного. Поэтому, души людей всегда заняты предубеждениями. Которые они, нередко, переносят в философские системы.

Идолы площади. «Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением». [12] Они результат использования языка. Люди «верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными». [13]

Идолы театра. «проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства». [14] «все философские системы сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров». [15].

Бэконовские «идолы» - это путь нового постижения мира, «позволяющий умам более скромным достичь больших результатов». [16]

СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.

ПРЕДЛАГАЙТЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ КОММЕНТАРИЕМ).

Сноски.

1. Френсис Бэкон Великое восстановление наук. Новый Органон. https://www.litmir.me/br/?b=129618&p=1

2. Там же

3. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. с.284

4. Френсис Бэкон Великое восстановление наук. Новый Органон. https://www.litmir.me/br/?b=129618&p=1

5. Там же

6. Аблеев С.Р. история мировой философии. https://alleng.org/d/phil/phil073.htm

7. Френсис Бэкон Великое восстановление наук. Новый Органон. https://www.litmir.me/br/?b=129618&p=1

8. Там же

9. Там же

10. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. с. 285

11. Там же

12. Там же

13. Там же

14. Там же

15. Там же

16. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. с. 288

Литература.

1. Аблеев С.Р. история мировой философии. https://alleng.org/d/phil/phil073.htm

2. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. / Т.1 М: ТОО ТК "Петрополис", 1994

3. Френсис Бэкон Великое восстановление наук. Новый Органон. https://www.litmir.me/br/?b=129618&p=1