Для начала, давайте, определим, что именно взрослый вводит ребенка в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.
Развитию речи помогают:
- Грамотная разборчивая и понятная речь у членов семьи. Достаточно медленная, чтобы малыш мог разобрать слова.
- Постоянное общение со взрослым.
- Готовность взрослого слушать своего ребёнка.
- Открытые вопросы, отвечая на которые малыш учится выражать свои мысли и желания с помощью устной речи.
- Чтение и слушание книг, подобранных по возрасту.
- Насыщенная деятельность дома, в детском саду или на площадке – так малыш знакомится с новыми предметами и процессами, учится общаться с другими.
- Поддержка ребёнка в проявлении самостоятельности, не навязывание помощи, когда малыш справляется сам.
- Речь взрослого, направленная на малыша.
- Дружелюбный тон, правильное и чёткое произношение слов.
Развитие речи затормаживают:
- Слова-паразиты и ошибки в речи взрослого или сложная, слишком беглая, перенасыщенная информацией речь взрослого.
- Редкое общение со взрослым.
- Тенденция взрослого не слушать и перебивать ребёнка, мешать ему договаривать фразы.
- Закрытые вопросы (предполагают односложный ответ «да» или «нет»).
- Малое количество книг, несоответствие книг возрасту и интересам малыша.
- Отсутствие самостоятельной деятельности у малыша, однообразность.
- Гиперопека – предвосхищение желаний ребёнка (когда малыш ещё не успел сформулировать желание и попросить, а взрослый уже его исполнил).
- «Сюсюканье» со стороны взрослых, обилие уменьшительно-ласкательных слов в лексиконе.
Чтобы ребёнок скорее заговорил, нужно обеспечить:
• Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.
• Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.