При пейзажной съемке полезно иметь в своей фото сумке три специальных фильтра для объектива. Это фильтр с круговой поляризацией (CPL), фильтр нейтральной плотности (ND) и градиентный фильтр нейтральной плотности (GND).
В этой статье мы разберем, что такое градиентный фильтр и при каких условиях лучше всего его использовать.
Что такое градиентный фильтр нейтральной плотности?
Градиентный фильтр нейтральной плотности, или просто GND-фильтр, является очень полезным инструментом для пейзажной съемки и съемки на открытом воздухе.
Очень распространенная проблема, с которой сталкивается большинство пейзажных фотографов в полевых условиях, заключается в том, чтобы сбалансировать экспозицию между (иногда) очень ярким небом и более темным передним планом.
GND-фильтр позволит фотографу сбалансировать яркость сцены между ярким небом и более темной землей, например, при съемке во время восхода или заката.
Градиентные ND-фильтры состоят из стекла, которое разделено на две части. Верхняя сторона более темная и действует как обычный ND-фильтр (доступен с разным коэффициентом пропускания света), в то время как нижняя часть представляет собой прозрачное стекло, которое не влияет на изображение.
Весь смысл состоит в том, чтобы поместить небо, которое обычно намного ярче, чем сцена внизу, в верхнюю часть фильтра и уменьшить поступающий свет в той части, позволив окружающему свету со стороны земли проникать через прозрачное стекло.
Типы GND-фильтров
Теперь давайте проанализируем типы градиентных ND-фильтров.
Мягкий градиентный фильтр
Мягкий градиентный фильтр (GND-S) обеспечивает эффект мягкого перехода между более темными и светлыми зонами сверху фильтра. Вероятно, это наиболее широко используемый тип градиентного фильтра, который можно использовать практически во всех сценариях, независимо от того, ровный горизонт или неровный, например, в городских условиях.
Жесткий градиентный фильтр
Жесткий градиентный фильтр обеспечивает очень резкий эффект перехода между более темными и светлыми зонами сверху фильтра, а плотность фильтра остается постоянной почти на всей его половине. Этот тип, в основном, используется, когда горизонт прямой и виден в большей части кадра, то есть, к примеру, на морском пейзаже.
Обратный градиентный фильтр
В то время как фильтр с обратным градиентом (R-GND) по-прежнему имеет более темную часть сверху, как у мягкого и жесткого, основное отличие заключается в том, что переход от более темной зоны к более светлой инвертирован, в результате чего ближе к середине остается более темная часть.
Это обеспечивает более светлый эффект, чем мягкий градуированный фильтр, и идеально подходит для сценариев, в которых солнце находится близко к горизонту.
Полный градиентный фильтр
У полного градиентного фильтра используется вся поверхность стекла, что означает очень длительный и непрерывный переход между самой плотной и самой светлой областями стекла. Например, самая плотная область может состоять из 3-х стопов, а самая светлая - из 1-го стопа.
Центральный градиентный фильтр
Фильтр с градиентом по центру - это фильтр, который можно использовать для настройки экспозиции на небольшом участке кадра. Этот фильтр можно использовать в сценариях, когда необходимо затемнить определенную часть изображения, например, когда вы снимаете на берегу моря и солнце видно близко к горизонту, но небо затянуто облаками.
Как и в случае с обычными ND-фильтрами, градиентные ND-фильтры также бывают разной степени светопропускания, например, с 1, 2,3 и 4 ступенями. Фильтр с жестким градиентом с 1-м стопом, будет иметь очень незначительное затемнение по сравнению с 4-х стоповым мягким GND-фильтром.
Форматы градиентных ND-фильтров
Градиентные фильтры нейтральной плотности обычно имеют прямоугольную форму, чтобы было легче разместить горизонт в нужном или желаемом месте, но в последнее время они стали чаще выпускаться в обычном для фильтров форм-факторе.
Резьбовые GND-фильтры, как правило, представляют собой фильтры «полного» типа, что означает, что переход от самой темной части к самой светлой очень мягкий. Хотя площадь стекла намного меньше по сравнению с прямоугольным фильтром GND и эффект градиента может повлиять на большую часть кадра, все же это очень полезный фильтр для пейзажной съемки, особенно когда вы хотите более компактный вариант. Также эти фильтры будут более практичны в условиях съемки с сильным ветром, где большая поверхность может повлиять на устойчивость камеры при съемке.
Как надеть градиентный ND-фильтр?
Теперь, когда вы знаете, какие виды градиентных фильтров нейтральной плотности представлены на рынке, давайте перейдем к обсуждению того, как их надеть на объектив.
Резьбовой GND-фильтр
Если вы используете круглый навинчивающийся фильтр, то, как и в случае со всеми обычными фильтрами, вы просто надеваете его перед объективом, навинчивая на резьбу. После этого вы поворачиваете переднюю часть фильтра до тех пор, пока уровень горизонта и перехода не станет ровной (в зависимости от вашего пейзажа), и делаете снимок.
Высококачественные фильтры этого типа также оснащены небольшой стрелкой на внешнем кольце, которая информирует пользователя, когда фильтр находится в правильном прямом положении.
Эффект вращения можно увидеть в этом видео:
Прямоугольный GND-фильтр
С другой стороны, если выбран прямоугольный градиентный ND-фильтр, независимо от его типа (мягкий, жесткий и т.д.), для получения наилучших результатов требуется держатель фильтра. Можно держать его рукой перед объективом, хотя это и не рекомендуется, так как в какой-то момент на фильтре появятся нежелательные царапины и отпечатки пальцев.
А также, используя держатель фильтра, у вас есть возможность добавлять и использовать еще больше фильтров одновременно. Например, используя ND, CPL и градиентный ND для создания великолепно выглядящей экспозиции с длинной выдержкой!
После того, как держатель прикреплен к объективу, пришло время установить градиентный ND-фильтр и зафиксировать его положение относительно горизонта (или в зависимости от ваших потребностей).
Важно отметить, что необязательно, чтобы фильтр располагался прямо и параллельно горизонту, так как в зависимости от сцены и того, откуда исходит свет, некоторые участки неба могут быть уже темнее других, а это означает, что фильтр можно сориентировать под любым необходимым углом.
В случае, если вы планируете установить два или более фильтров, рекомендуется, чтобы градиентный ND-фильтр размещался последним, например, перед 10-ю стоповым ND-фильтром, чтобы избежать каких-либо оптических аберраций.
В целом, прямоугольные градиентные ND-фильтры предпочтительнее из-за их большой поверхности, они дают возможность расположить горизонт точно в нужном вам положении, а также обеспечивают гораздо более плавный переход между темной и светлой областями.
Правильный способ рассчитать экспозицию
Хотя новые электронные видоискатели и жидкокристаллические экраны новейших камер могут помочь нам на лету понять, достигли ли мы сбалансированной экспозиции для нашего снимка, все же существует более правильный способ установить идеальную экспозицию при использовании градиентного ND-фильтра.
Первый шаг - изменить режим съемки камеры на ручной, чтобы использовать экспонометр камеры. Нам необходимо правильно проэкспонировать передний план, поэтому для замера лучше всего переключиться в режим «точечного замера»
Затем мы замеряем экспозицию неба, большая часть которого находится в нашем кадре.
Сравнивая два отдельных показания, мы можем найти разницу в яркости (в f-стопах) между небом и землей, чтобы знать, какой коэффициент ND должен иметь фильтр GND для этой конкретной сцены.
Однако в полевых условиях это занимает определенное время, что может привести к пропущенному «тому самому» кадру, поэтому более простой способ рассчитать правильную экспозицию - это просто воспользоваться первым шагом и снять показания, используя режим замера «Центрально-взвешенный» только с земли, и выбрать настройки экспозиции на основе этих показаний. Затем прикрепите GND - фильтр и сделайте снимок, как показано на видео:
Почему бы просто не сделать брекетинг (HDR) или просто использовать Photoshop?
Брекетинг - это еще один способ создания эффекта, аналогичного градиентному ND-фильтру, и, за исключением того, что он требует дополнительной работы при постобработке, он может создавать другие проблемы, которые в большинстве случаев не так просто устранить.
Например, если на месте съемки в ветреную погоду есть движущиеся элементы, такие как деревья и цветы, выровнять эти снимки будет очень сложно, независимо от того, длительная экспозиция или нет (обратите внимание на облака на следующем HDR-изображении).
И имейте в виду, что для съемки с брекетингом рекомендуется стабилизировать камеру, то есть носить с собой штатив.
Вот два кадра с брекетингом экспозиции— один для неба и один для моря:
Вот результат смешивания двух кадров в одно HDR-изображение:
Существует также возможность добавления эффекта цифрового градиента в Photoshop / Lightroom, хотя начальная экспозиция должна быть близка к идеальной, чтобы получить необходимые данные для работы, то есть не переэкспонировать, избежать размытых бликов и в целом добиться очень сбалансированного снимка.
Хотя иногда цифрового градиента достаточно (в зависимости от сценария, конечно), все же вы должны иметь в виду, что тональный диапазон градиентного перехода в камере при использовании реального фильтра по сравнению с цифровым будет отличаться.
Еще одно преимущество использования реального GND-фильтра заключается в том, что вы можете непосредственно видеть эффект во время съемки, вносить необходимые корректировки на месте и не тратить дополнительное время на редактирование.
С другой стороны, цифровой градиентный фильтр в Photoshop и / или постобработка с брекетингом не будут стоить вам дополнительных денег за их использование по сравнению с покупкой GND-фильтра и необходимых аксессуаров к нему (держатель, футляр и т.д.) и, конечно, оставят много свободного места в сумке для фотоаппарата.
Так что, в конце концов, всё зависит от ваших потребностей и стиля, или, возможно, в зависимости от сценария съемки.
Вывод
Независимо от того, насколько продвинулись технологии фотокамер, фильтры по—прежнему являются обязательным инструментом для фотографов.
Они не только могут ускорить съемку в полевых условиях, помогая фотографу на лету вносить необходимые коррективы в кадрирование и экспозицию, но и обеспечивают лучший и более естественный конечный результат без необходимости проводить дополнительное время перед экраном.
И, возможно, в целом вам больше понравится процесс фотосъемки.