Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 11).
Эклектика в переводе с греческого языка – выбирать или отбирать. Здесь и кроется основная идея стиля – не смешивать разные стили между собой, а отбирать определенные элементы.
Если у эклектики какие-то правила? Безусловно. Главный принцип, это вписать декор и мебель одного стиля в пространство интерьер другой эпохи. Согласно этом правилу работали декораторы прошлых эпох и современности. Но если работы современных декораторов стиля эклектики легко можно найти в журналах и интернет-пространстве, то с историческим стилем несколько сложнее.
Эклектика переживала несколько этапов: самый ранний – начало XIX века. Декораторы в классический интерьер начали вписывать восточные элементы. Зрелый период связан с развитием городской застройки. Из частных домов люди переселяются в квартиры, но все еще сохраняют любовь к дворцовым интерьерам. Так роскошь приспосабливалась к другим габаритам и это был период середины XIX века.
Поздняя эклектика больше связана с архитектурой, чем с интерьером. Начало XX века – эпоха строительного бума, небоскребы, общественные здания, вокзалы офисы. Начиналась эра стекла и бетона.
Нам довольно сложно составить портрет дома эпохи эклектики. Это может быть и роскошный торговый дом, как например Дом Зингер и Торговый пассаж, жилой дом и чикагский небоскреб, и даже деревянные терема.
Экстерьер домов эпохи эклектики весьма разнообразен, а вот в дизайне интерьеров можно проследит закономерности
Начнем с того, что уходит понятие парадных комнат – комнат, где не живут, а только принимают гостей. В интерьере эклектики все комнаты жилые, то есть используются владельцами в частной жизни. Но выделяется гостиная – самая большая комната, обычно расположена в центре дома или квартиры, возможно с камином.
В гостиной семья проводит вечера и принимают гостей. Остальные комнаты: спальни, детские, кабинеты, библиотеки и пр. для частного пользования, но также заботливо украшены и декорированы.
Стиль эклектики приходится на эпоху технической революции, осваиваются новые способы производства. Только-только зарождается эпоха масс-маркета и потребления. Современного человека скорее всего удивит любовь декоратора эклектики к всякого рода мелочам. Квартиры той поры просто забиты декором, в комнатах нет живого места. Это очень хорошо видно на старых фотографиях, где даже мебель, кажется стоит хаотично, нарушая естественные законы эргономики. Но это характерная черта интерьера конца XIX века.
В целом довольно просторные комнаты из-за большого количества мебели и декора кажутся меньше. Еще одной отличительной чертой эклектики можно назвать свободный выбор стилей мебели. В одной комнате вполне могут уживаться стулья «в стиле второго рококо» и чугунные этажерки, классические кожаные кресла и фарфоровые статуэтки.
Однако все всем этом многообразии можно выделить и определенные тенденции. Так, например, декор стен чаще всего это дерево или обои в мелкий рисунок.
Пол – паркет, ковер и знаменитая метлахская плитка.
В интерьере эклектики много текстиля: подушки, скатерти, абажуры. Много светильников.
Как уже отмечалось выше, к выбору мебели дизайнеры подходили свободно.
Популярными были массивные стулья и кресла с изогнутыми ножками, обитые бархатом или кожей.
Также встречается мебель из чугуна – нового и модного в тот период материала. Чугунные печи, лестницы и даже стулья!
Эклектика очень интересный стиль. Последнее эхо больших исторических стилей: барокко, рококо, классицизма. Сейчас интерьеры конца XIX века кажутся перегруженными деталями, мебелью. Вряд ли современному человеку будет комфортно жит в таких. Но главная заслуга дизайнеров эклектики – они не боялись экспериментировать! И нам есть, чему у них поучиться.
Дарья Воронина, искусствовед и художник в партнерстве с компанией Kraska-Store.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и регистрируйтесь на наши мероприятия по ссылке: https://kraska-store.ru/events/