Молодые россияне все чаще демонстрируют здоровые привычки — от занятий спортом до отказа от спиртного. Доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но нередко эти практики сдерживает родительский пример регулярных возлияний.
Только факты
Таковы результаты исследования социолога из Высшей школы экономики Валерии Кондратенко на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ. Данные свидетельствуют, что за 2006–2019 годы доля пьющей молодежи в возрасте от 14 до 22 лет уменьшилась в 2,3 раза — с 62,1% до 26,9%. В подгруппе подростков 14–17 лет этот показатель упал с 39% до 9,8%, а среди 18–22-летних — с 77,1% до 43,1%.
Структура потребления алкоголя у россиян за последние полтора десятилетия изменилась: доля пьющих с каждым годом снижается, а доля трезвенников растет. Кроме того, идет переход от северной модели с редким, но обильным потреблением крепкого алкоголя к новой, близкой к южной (частое, но умеренное потребление более легких напитков), что отвечает мировым трендам.
Молодежь сильно отличается от остального населения по потребительским практикам, ссылается социолог на исследования Вадима Радаева: представители молодого поколения «не только меньше пьют, но и больше занимаются спортом, разделяют более позитивные настроения относительно своего будущего и жизни в целом». Среди других возрастных групп динамика также положительная, но прирост трезвенников поскромнее (среди россиян 26–40 лет эта доля увеличилась с 14,6% до 28,6%, среди 41–60-летних — с 18,3% до 30,7%). Переход от крепкого спиртного к более легкому у молодежи также более заметен.
Эти изменения начались после усиления мер по регулированию потребления алкоголя. В 2006 году были созданы системы контроля ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), введены акцизные марки. В 2009 году для снижения потребления алкоголя вдвое была разработана антиалкогольная политика до 2020 года.
Все это важные и действенные меры. Но на формировании потребительских практик молодежи сказываются и особенности социализации. Семья — главный фактор. Причем с пролонгированным действием: сегодня молодежь позже отделяется от родителей, поскольку дольше самоопределяется. Если родительский пример возлияний все время перед глазами, сложно его не перенять. Трезвое отношение к алкоголю тоже транслируется исправно.
Как изучали?
Работа выполнена на данных лонгитюдного обследования домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ. Общая выборка молодежи за 2006–2019 годы составила 27 638 человек. Возрастные подгруппы 14–17 лет и 18–22 лет рассматривались отдельно, поскольку 18 лет — рубежный возраст (официально можно покупать алкоголь), к тому же родители могут по-разному влиять на поведение у подростков и юношества.
Доля пьющих молодых людей представлена по трем показателям: потребление алкоголя хотя бы иногда, за последний месяц и чрезмерное потребление алкоголя (оценивается на основе суммарного объема выпитого человеком чистого спирта). Респондентов также спрашивали о предпочитаемых напитках. Диапазон варьировался от пива, сухого вина и шампанского до водки, самогона и коньяка.
В части определения типов потребления алкоголя выборка составила 3095 человек. Это молодежь в возрасте от 14 до 22 лет, которая пила спиртное за последний месяц перед проведением опроса. С помощью кластерного анализа Валерия Кондратенко выделила основные типы потребления алкоголя.
Что получили?
Снижение доли пьющей молодежи в обеих возрастных подгруппах с 2006 года составило 30 и более процентных пунктов. В 2006 году злоупотреблявших алкоголем было 0,5% среди подростков и 5% среди юношества. В последующее десятилетие этот показатель упал до нуля в младшей группе и до 2% в старшей. Сейчас доля чрезмерно пьющих среди молодежи 14–22 лет — 1,1%.
Школьники потребляют алкоголь в меньших объемах, чем студенты. В группе 14–17-летних средний объем потребления чистого алкоголя как среди юношей, так и девушек варьировался от 100 до 200 г в месяц. При этом среди девушек 18–22 лет средний объем потребления чистого алкоголя — от 150 до 180 г в месяц. А вот среди молодых мужчин — вдвое-втрое выше всех других когорт и колеблется от 200 г до почти 400 г в месяц.
Доминирующий напиток среди молодых — пиво, которое, впрочем, с годами теряет популярность (с 2006 года — более чем втрое, с 37% до 11%). Второе по популярности — вино. Его пили до 15% респондентов в 2006–2012 годах и 5–10% в последующие годы. На третьем месте — водка. За 2006–2012 год уровень ее потребления упал вдвое — до 5%, а затем еще ниже.
Предпочтения напитков у юношей и девушек различаются, при этом пиво — всеобщий фаворит. Второй по популярности напиток среди всех пьющих мужчин старше 16 лет — водка, что справедливо и для юношей 18–22 лет (почти 27% пили водку в 2006 году и около 8% в 2019 году). Для этой же подгруппы на третьем месте — вино (5% в 2019 году). А вот среди ребят 14–17 лет вино на втором месте: в 2006 году его пили 4%, к 2019 году эта цифра снизилась. Среди 18–22-летних есть еще любители (5–8%) коньяка/виски/ликера.
У молодых девушек изменения в структуре потребления спиртного схожи с изменениями среди всех пьющих женщин старше 16 лет. Во-первых, лидирует пиво, затем вино. Во-вторых, доля потребителей обоих напитков снижается в течение всего периода. Среди девушек 14–17 лет доля любителей пива упала с 13% до почти 2,5%, вина — с 9% до 3%. Среди 18–22-летних соответствующие цифры — с 40% до 12,5% и с почти 24% до 16%. На третьем месте по популярности у девушек — алкогольные коктейли.
Пример семьи
Отдельный сюжет в исследовании — взаимосвязь практик потребления алкоголя у детей и родителей. В большинстве семей так или иначе пьют спиртное и мать, и отец (63,8%). Трезвенники — лишь 12,6%. Пьет только отец в 16,5% семей, только мать — в 7,1%. Но важно и количество потребляемого спиртного.
В младшей возрастной подгруппе примерно в четверти домохозяйств матери — трезвенницы, в более чем 40% домохозяйств матери пьют умеренно, 20% не потребляли алкоголь за последний месяц. Лишь 4% пьют чрезмерно. А вот у молодежи 18–22 лет все цифры относительно матерей пониже.
В случае с отцами ситуация другая. У респондентов 14–17 лет умеренно потребляют алкоголь 40% отцов. Но меньшая доля, по сравнению с матерями, не пьет вообще (13%) или не пила за последний месяц (11%). Злоупотребляют спиртным 6,8% отцов. Это объясняется как большей долей пьющих мужчин в России, так и тем, что они потребляют алкоголь обильнее.
Как итог — доля молодежи, употребляющей алкоголь, выше в семьях, где пьют и отец, и мать. В подгруппе 14–17 лет таких около 20%, в подгруппе 18–22 лет — до 70%. Похожая доля потребляющих спиртное — в семьях, где пьет только мать — около 20% в младшей возрастной подгруппе и около 60% в старшей. В подвыборке, где пьет только отец, довольно много пьющих респондентов 18— 22 лет, причем у юношей почти двойной перевес: 45% против 25,7% у девушек.
Если же учитывать количество потребляемого спиртного, то расклад следующий: доля пьющей молодежи выше среднего по выборке, когда хотя бы один родитель пьет чрезмерно или его нет в домохозяйстве — семья неполная.
Среди юношей 14–17 лет доля пьющих при злоупотребляющей спиртным матери достигает 40,4%, что выше средней доли пьющих по выборке (19,8%). А при выпивающем отце доля детей 14–17 лет с соответствующими привычками составляет 28,4% при 19,6% в среднем по выборке. Иными словами, злоупотребление алкоголем у матери больше сказывается на привычках подростков школьного возраста.
Доля пьющих респондентов 18–22 лет при наличии в семье «чрезмерных потребителей» оказывается ощутимо выше, чем в среднем по выборке. 78,4% юношей пьют при злоупотребляющей спиртным матери, 70,6% — при чрезмерно пьющем отце. У девушек эти доли — 65,9% и 61,2%.
Когда пьянствуют оба родителя, то среди ребят 14–17 лет потребляют алкоголь 41,3% у юношей и 32,1% у девушек (при 19% в среднем по выборке для обоих полов), а среди молодежи 18–22 лет — 80% и 77,3% при 60% в среднем по выборке для обоих полов. «Пьющие чрезмерно родители больше снижают вероятность того, что ребенок будет трезвенником, если сравнивать их с родителями, которые потребляют алкоголь в умеренных количествах или не пьют совсем», — резюмирует исследователь.
Для чего это нужно?
Исследование подтверждает эффективность государственной антиалкогольной политики. Оно также служит ориентиром для родителей. Нужно учитывать, что дети часто воспроизводят негативные родительские практики, а значит нужно постепенно менять свои привычки.
По материалам научно-популярного портала Высшей школы экономики iq.hse.ru
Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников