«Скажите мне, как я должен поступить с сэром Генри Баскервилем, который приедет на вокзал Ватерлоо, — доктор Мортимер посмотрел на часы, — ровно через час с четвертью.»
Лондонский вокзал Ватерлоо, который произносится «Уотелу-у» и является самым загруженным транспортным узлом в Европе, когда-то выглядел так.
Сначала предполагалось, что станция не будет конечной, что железнодорожная ветка будет продлена в Сити. Поэтому и выглядела станция, как самая обычная: рельсы, платформы, кассы. Все расширения, что добавлялись к уже существующей структуре, считались временными, и поэтому никто и не подумал всё объединить общим архитектурным планом.
Вокзал становился всё более запутанным, ветшающим и неудобным. Понятно, что если вам нужна платформа с номером 9¾, то найти такую будет сложновато на любом вокзале.
Но представьте себе, что вы ищете всего лишь платформу №4, ожидая увидеть её между 3 и 5, а её там нет! Она в другой части станции. Или, что ещё веселее, особенно, когда бежишь с тяжёлым чемоданом, опаздывая на поезд, платформы №4 не одна, а две!
Новые платформы очень быстро получали прозвища, по которым их все и знали, – две платформы 1878 года - "Кипрский вокзал", а шесть платформ 1885 года - "Хартум". Каждая из этих станций внутри самого вокзала имела свою собственную кассу, стоянку такси и общественные входы с улицы, и иногда было совершенно непонятно, как пройти в библиотеку в остальную часть станции. Эту сложность и запутанность стали высмеивать в карикатурах «Панча», в выступлениях комиков мюзик-холла и многими писателями в своих книгах. В «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером отразил общее мнение о вокзале:
«В одиннадцать часов мы прибыли на вокзал Ватерлоо и стали спрашивать, с какой платформы отправляется поезд одиннадцать пять. Конечно, никто этого не знал; на Ватерлоо никто никогда не знает, откуда отправляется поезд, равно как не знает, куда идет поезд, если уж он отправился, равно как не знает вообще ничего, относящегося к этому делу.»
Книга вышла в 1889 году. Это тот самый год, когда доктор Мортимер встречал сэра Генри Баскервиля на вокзале. Видимо, им обоим повезло, и поезд прибыл к платформе с единственным номером, которую было легко найти.
Открытие в 1898 году ветки метро как раз по маршруту, который намечали для продления железной дороги, решило судьбу вокзала, как проездной станции. Теперь он официально стал конечной. И началась «Великая трансформация» (это не моя ирония, а официальное название) – проект о полной реконструкции вокзала Ватерлоо.
Для начала была приобретена и расчищена огромная территория, в том числе 6 улиц (!), в другом месте города построили шесть многоквартирных домов, чтобы расселить около 1750 человек, чьи дома снесли для освобождения площади. В 1903 году были, наконец, начаты работы.
Новая станция открывалась поэтапно. Строительство не прерывалось, хоть и сократилось, даже во время Первой мировой войны. Станции повезло – война коснулась её только одним взрывом на одной из линий 29 сентября 1917 года.
Восстановленный вокзал был официально открыт 21 марта 1922 года. Электрификация пригородных перевозок началась в 1920-х годах, а система громкой связи запущена в 1932. Причём звучали не только объявления, но и музыка.
Ватерлоо несколько раз подвергался бомбардировкам во время Второй мировой войны. Причём пожары иногда продолжались по несколько дней. Одну бомбу весом 910 кг обнаружили только в 1959 году во время строительных работ.
Ещё несколько интересностей:
Главным входом вокзала является Арка Победы, построенная Джеймсом Роббом Скоттом в память об участии Великобритании в Первой мировой войне.
В центре главного вестибюля висят часы с четырьмя циферблатами. Каждый имеет диаметр 5 футов 6 дюймов (1,68 м). «Под часами» - традиционное место встречи на вокзале.
До ноября 2007 года (до ввода в строй нового терминала на вокзале Сент-Панкрас) Ватерлоо являлся конечной станцией Евротоннеля под Ламаншем. Вот такой была на прощанье благодарность вокзалу:
Этому вокзалу посвящена самая известная песня рок-группы "The Kinks" - "Waterloo Sunset" /«Закат Ватерлоо»(1967). Рэй Дэвис, автор и солист группы, правда, в большей степени воспел само место: «Ватерлоо было знаковым местом в моей жизни. И я, действительно, был свидетелем нескольких закатов в Ватерлоо. Я лежал в госпитале святого Томаса, когда сильно болел в детстве, и смотрел в окошко на Темзу. Позже я регулярно проезжал через местный вокзал, когда ездил в художественный колледж на поезде. А ещё я познакомился со своей первой девушкой, ставшей моей первой женой, на набережной в Ватерлоо». Поскольку слова «Ватерлоо» и «вокзал» звучат в одной фразе, присоединяюсь к общему мнению.
Все, кто смотрел «Ультиматум Борна», побегал по вокзалу вместе с Мэтом Деймоном, спасаясь от погони и убийства.
Вокзал Ватерлоо стал последней остановкой в полувековой истории лондонского красного двухэтажного автобуса "Рутмастер", последний рейс которого состоялся по 159 маршруту к вокзалу Ватерлоо. Это произошло 9 декабря 2005 года.
Год основания вокзала Ватерлоо в разных источниках один и тот же – 1848. А вот день и месяц разные – от марта до мая. В любом случае, это весна. Так что назначаю день рождения вокзала сегодня, 21 марта! Поздравляю!