Фудшеринг – практика, позволяющая предотвратить нерациональное использование продуктов питания. Это не только имеет значение не только для экологии как инструмент борьбы с пищевыми отходами, но и важно для социальной сферы в качестве одного из этапов помощи бедным и малоимущим слоям населения.
Что такое фудшеринг
По оценкам Росстата, в России насчитывается 19,9 млн жителей с доходами ниже прожиточного минимума. А стоимость продуктов питания, которые отправляются на свалки, оценивается триллионами рублей.
Фудшеринг – это движение по сохранению еды, которое помогает организациям и людям перестать выбрасывать еду, а нуждающимся слоям населения – получать её бесплатно.
Супермаркеты, кафе и рестораны регулярно выбрасывают продукты с истекающим сроком годности, повреждённой упаковкой и пр. То же самое делают люди, которые купили или приготовили слишком много и не успевают съесть всё. С помощью специальных сайтов или групп в соцсетях можно отдать или забрать такую еду. В этом и заключается суть явления.
Цель фудшеринга – снизить количество продуктов питания, попадающих на свалку и решить проблему питания малоимущих.
Практика привлекает внимание к проблеме нерационального использования пищевых ресурсов и того, почему это плохо для экологии: еда на мусорных полигонах разлагается и выделяет метан и углекислый газ, которые усиливают парниковый эффект.
Некоторые организаторы сообществ фудшеринга ставят ограничения, например, по внутренним правилам один человек может забирать продукты питания не чаще, чем два раза в неделю. Во-первых, это делается для того, чтобы привлечь к участию в движении и накормить как можно большее число людей. Во-вторых, это попытка ограничить тех, кто пытается перепродавать продукты питания, которые достались бесплатно.
История фудшеринга
Фудшеринг возник и начал активно развиваться в Германии в 2012 году по инициативе известных экоактивистов Валентина Турна и Рафаэля Фельмера. Они создали сайт foodsharing.de, на котором любой желающий может поделиться едой или, наоборот, забрать её. В России фудшеринг появился на три года позже, когда активисты в Москве и Санкт-Петербурге запустили свой проект по примеру немецких коллег.
Проекты работают по модели B2C: они сотрудничают с кафе и магазинами, оттуда и забирают и распространяют невостребованные продукты питания движения. Но в этой сфере существует и модель C2C – это специальные группы в соцсетях, где обычные пользователи просто делятся друг с другом оставшейся едой. Также в России действует банк продовольствия – благотворительная организация «Русь», которая занимается сбором пищевых продуктов от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся. Появляются и приложения-маркетплейсы, которые позволяют супермаркетам и предприятиям общепита продавать товары с истекающим сроком годности с крупными скидками.