Найти тему

Люди в белых халатах: уйти нельзя остаться

Оглавление

Выход из зоны комфорта… Психологи говорят, что каждому из нас периодически необходимо кардинально менять привычный образ жизни: мол, это способствует работе мозга и стимулирует к новым свершениям. Так уж получилось, что накануне нового, 2023-го года автору этой статьи пришлось выйти из той самой привычной зоны комфорта и приспосабливаться к новым жизненным обстоятельствам. Коротко поясню: гололед, падение, тройной оскольчатый перелом, операция. (Подробности можно почитать в первом номере газеты «Абакан» за 2023 год.) Но «бескомфортная» зона сдаваться не собиралась и преподнесла мне новый сюрприз…

После шестинедельного пребывания в гипсе первое же исследование показало, что мне необходимо еще одно оперативное вмешательство. Доктор Светлана Крафт была предельно откровенна: расстраивайся - не расстраивайся, но нерв не реагирует, и без нейрохирургов вернуть былую подвижность руке не получится. Врачи поликлинического отделения сразу же порекомендовали ехать в другой регион и предупредили — придется ждать, везде очереди. Ждать времени не было, и я позвонила доктору Тихоновичу…

С Алексеем Тихоновичем — главным врачом республиканской больницы, а по совместительству депутатом республиканского парламента (который, в отличии от коллег-парламентариев, лишь раз пропустил сессию, во время пандемии круглосуточно находясь с covid-пациентами) мы занимаемся в одном спортзале. Доктор, его супруга и дети активно поддерживают здоровый образ жизни. Между круговыми нагрузками наша группа любит поболтать о делах житейских. У спортзала есть общий чат, и в надежде на то, что получу от доктора рекомендацию хорошей клиники, я рискнула написать ему СМС. Ответ Алексея Валерьевича был оперативным и кратким, что-то вроде «быстро в больницу».

Оказалось, что в нашей республиканской больнице есть собственное нейрохирургическое отделение, врачи которого, ознакомившись с многочисленными заключениями коллег городской больницы, сказали, что оперировать будут здесь. Дело, действительно, не терпит отлагательств. Алексею Валерьевичу, отзывов о работе которого от благодарных пациентов не счесть, я доверяю безоговорочно. Он уверен в профессионализме своей команды, а значит, я тоже. В течение трех дней я прошла необходимые перед госпитализацией обследования: в поликлинике эта система отлажена четко, главное — строго придерживаться очередности посещения кабинетов. А после передо мной распахнулись двери Республиканской больницы им. Г.Я. Ремишевской…

Вы, уважаемые читатели, наверняка прекрасно помните, как строилось это здание, как после землетрясения в 2011-м на старом пошли трещины, как его сносили в 2013-м и как в 2016-м Виктор Зимин — глава региона в то время — открывал современное здание главной больницы республики. К счастью, с того момента я здесь оказалась впервые. Просторные коридоры, палаты с душевыми кабинами, чистота, порядок. Хочется верить, что все наши учреждения здравоохранения вскоре станут такими же комфортными.

Но перейдем к главному…

«Люди в белых халатах...»

Бригада нейрохирургов — Васютин, Ким и Какаев — работают под руководством заведующего отделением Владимира Хозеева. Пациенты зовут его «Хозяин», трепещут, прислушиваются и в операционные дни стараются на глаза не попадаться. Он суров, но справедлив. Хотя, по мне так, напоминает добродушного и вовсе не страшного Айболита. Операционную ответственность за мою руку взял на себя доктор Дмитрий Васютин. До операции и после, он долго и обстоятельно пояснял мне все нюансы лечения, давал рекомендации, постоянно был и остается на связи. Под его уверенный голос легко и очень спокойно уплывать в операционный сон. Надо сказать, что вход в ординаторскую отделения открыт в дежурство любого из врачей. И доктор Ким, и доктор Какаев объясняли мне, взвинченной женщине, почему, когда и зачем проводится та или иная манипуляция… А если бы вы видели, как доктор Ким присаживается рядом, обнимает и тормошит приунывших, в силу возраста особенно встревоженных пациентов, вы бы прослезились. Это для людей,порой, важнее очередного укола.

Нейрохирургия — отделение тихое, пациентам здесь не до суеты, нервы — дело такое… Важно лежать... Но… некоторым так лежится, что уж лучше бы встали, честное слово. Я, в силу профессии, не склонна к сентиментализму. О халатности и равнодушии в больницах жесткие отзывы пациентов слышу часто. И откровенно скажу: моя ершистость была настороже. Но поверьте: терпению наших медработников можно позавидовать. Откуда в госпитализированных появляется вот это «вы мне все тут должны!» — особенно по отношению к медсестрам и санитаркам — непонятно. Лечить — да, должны, наблюдать днем и ночью должны, но уж точно не должны бежать и вызывать из операционной доктора, потому что больному приспичило что-то спросить.

Действительно, есть пациенты, которым кажется, что у него болит сильнее, и неважно, что он сам может ходить: пусть несут завтрак, обед и ужин в палату. Неважно, что люди восстанавливаются после операций, ведь дома забыты наушники, а не спится, поэтому можно смотреть на полную громкость свой сериал… Я не преувеличиваю, уважаемые читатели, и передаю привет и пожелания скорейшего выздоровления одной из своих соседок, благодаря которой мы, пациенты соседних 5-й и 6-й палат, прослушали курс лекций Владимира Жириновского и ряд концертов творческих коллективов Тывы. По ночам...

И все же пациенты — дружная братия. Вот где понимаешь, как важна и сильна взаимовыручка и помощь. Люди полны душевного тепла. Помочь, приободрить, позвать сестру, пропустить в очереди, принести воды, поправить покрывало, бессознательному после операции, больному. Иногда до слез… Доброта спасет мир, я уверена…

Медсестры и санитарки отделения... Люди, у которых действительно нет ни одной свободной минуты. Они перемещаются от пациента к пациенту, от перевязочной до процедурной, успевают шутить, пока ставят капельницу, и даже угостить больного, к которому из района никак не доберутся родственники. Многие пациенты страдают бессонницей. Стресс. Санитарки заглянут в палату, поинтересуются, не беспокоит ли чего, если нет ничего срочного — поболтают, и под их размеренный шепот пациент засыпает. Девочки, вы крутые!

«...твою жизнь охраняют от бед»?

Но людей, которые жалуются на равнодушие врачей, я понимаю… Глядя на некоторых медработников, очень хочется напомнить им клятву, которую они давали, начиная свой профессиональный путь. Выгорание? Быть может… Но уместно ли оно, когда ты - доктор?

Один из медработников на этапе лечения между двумя операциями выписал мне препараты. Довольно дорогие. Так вот, лечащий травматолог Илья Лютых, случайно увидев меня в коридоре и заглянув в карточку, одно из лекарств просто вычеркнул, поскольку оно дублировало второе.

Еще один доктор даже не подняла от стола глаза, когда я зашла в кабинет. Спросила, на что жалуюсь, потом дала направление и выписала таблетки. В процедурный кабинет поликлиники, куда я пошла сразу от нее, была большая очередь. Поэтому я решила перейти дорогу и поставить уколы в станции скорой помощи. Доктор скорой, увидев направление, округлила глаза и немедленно отправила меня к лечащему врачу, спросив, не успела ли я уже выпить таблетки. Оказалось, что доза в рецепте выписана в таком объеме, словно я мужчина весом не менее 120 килограммов. Лечащий врач Илья Евгеньевич схватился за голову и исправил дозировку, выписанную коллегой. Тогда, топая в аптеку, думала: если бы не очередь в поликлинике, благодаря которой я оказалась в станции скорой помощи у опытного врача, я бы пила таблетки в неприемлемой для меня дозировке… Так что не стесняйтесь проверять и спрашивать!

Скажу и о том, что вынуждена была остановить доктора, в руке которой был гвоздик, чтобы проверять чувствительность. Этим же гвоздиком до меня она проверяла конечность другого пациента. В итоге обошлись без проверки моей руки — стерильного гвоздика не нашлось…

«Вечный подвиг — он вам по плечу…»

И все-таки врачей, которые горят свои делом, болеют за пациентов, переживают, звонят и настаивают на том, чтобы держать их в курсе того, как идет выздоровление — гораздо больше. Реабилитолог республиканской больницы Татьяна Геннадьевна Гандзюкевич... До встречи с ней я уже проходила первые этапы реабилитации и уяснила, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но нет! Она буквально взяла меня за руку, и сквозь мои слезы, крики и стоны мы ежедневно продираемся с ней обратно, в мою зону комфорта. Я иду за ее руками, подчиняясь беспрекословно. Шаг за шагом. Дорога у нас непростая и небыстрая.

Врач-травматолог Илья Евгеньевич Лютых. Спасибо за терпение, рекомендации, желание помочь и отзывчивость независимо от времени приема.

Медсестры поликлиники, которые старались причинить минимум дискомфорта, меняя гипсовую повязку и зная, как болезненно любое прикосновение. Медсестры в процедурных кабинетах, в кабинетах рентгена, на приемах, замечательные, добродушные санитарки. Команды нейрохирургов, травматологов, анестезиологов, работников поликлиники, кухонные работники и все-все-все! Вас не сломила пандемия, пусть не сломят и капризы пациентов! Берегите себя. Спасибо за верность врачебному долгу!

Лилия ФЕДОТКО,
экс-пациент палаты № 5
нейрохирургического отделения
Республиканской больницы
им. Г.Я. Ремишевской

P. S. (Специально для чиновников) Общаясь с заболевшими людьми и став пациентом двух больниц Хакасии, очень бы хотелось обратиться к людям с чиновничьими портфелями. Вы все-таки бывайте в социальных учреждениях почаще. Попробуйте, чем кормят. Посмотрите, на каком белье спят. Пройдитесь по палатам, выясните — не дует ли из окон, удобные ли кровати, не требуется ли ремонт, хватает ли стоек для капельниц, поинтересуйтесь зарплатой среднего и младшего персонала. Никто не застрахован от того, чтобы стать пациентом. Даже если вы рассчитываете, что будете лежать на особенных условиях, задумайтесь о том, что особенных условий может и не быть. Портфель, знаете ли, он такой… Сегодня у вас, завтра у другого, и вот вы обычный пациент обычной городской больницы, которому требуется стойка для капельницы. А вы, будучи большим чиновником, когда-то средств на нее не нашли...

-2