Найти тему

Физиогномика - литературный троп

Оглавление

Как же я до этого дошёл?

Вспомнилась мне одна книга, которую я ещё в 2020-ом нашёл в ящике стола у знакомого офицера. "Физиогномика" - гласила обложка. И нет, цветастой она не была (что может показаться удивительным для книги, уходящей недалеко от понятий "тарология", "онейромантика" и т.п.).

Сказать, что я был удивлён - значит не сказать ничего. И тем больше было моё удивление, чем дольше я продолжал её читать.

Во-первых - смущало уже то, что подобным увлекается военный офицер.

Во-вторых - меня затянуло настолько, что я проглотил её за пару вечеров и не подавился.

Суть книги манила своей простотой и обоснованностью. В ней (что несвойственно тому, что можно услышать от "физиогномиков") не было места для рассуждений о связи больших ушей с добротой или отзывчивостью.

https://slide-share.ru/fiziognomika--fenotipologiya-54162
https://slide-share.ru/fiziognomika--fenotipologiya-54162

Нет, всё совсем не так. В той книге лаконично и просто говорили о взаимосвязи привычек с их выражением на внешнем виде. Другую книгу, как мне кажется, в военной прокуратуре держать бы не стали. Что, к слову, не касается журналов с похабными картинками. Но, мы тут не за этим...

Не стоит путать: психологов, которые выставляют физиогномику за психологию - и физиогномиков, которые объясняют человеческий внешний вид РУКОВОДСТВОМ ЗВЁЗД.

Уважайте классику!

Начнём с простого - со школьных уроков литературы. Там, неизменно, - всякий душегуб с оттянутой вниз губой, а прелестная светская дама не может прикрыть белые зубки вечно поднятой верхней губкой. С усиками впридачу, если брать Лизу Болконскую.

Мы ярко себе представляем портрет персонажа, - отрицательный он или положительный, - и клеймим их внешними ярлыками. Символизм. И даже те писатели, что намеренно уходят от общего к узконаправленному - сейчас, увы, создают героя по принципу "Волк в овечьей шкуре". Или наоборот.

Но! От правды-то далеко не убежишь. Всё в герое, с головы до пят, должно выражать его и двигать главную мысль внутри произведения, будь-то книга или фильм. Кривая спина, мозоли на пальцах, очки в роговой оправе - он чинуша или шахматист?

В век саморекламы и вакансий на PR-менеджеров - такая мысль не должна удивлять. Если хочется под яркой шоколадной обёрткой найти коричневое мыло - то пожалуйте в магазин. А образность играет роль большую, когда достаточно обусловлена.

Панки сейчас - это ранимые натуры, участники безбашенных перфомансов. Но если написать о нём книгу, то его маска должна быть видна.

И, уж не думал, что когда-либо это скажу, в этом авторам поможет физиогномика.

***

Ещё больше своих мыслей я выкладываю тут.