В прошлой части мы рассказали краткую историю возникновения такого удивительного явления, как дома на ножках, и посетили один из таких, находящийся на Проспекте Мира. А сегодня мы заглянем в дом на ножках на ул. Беговой - он же "дом-сороконожка", он же "дом авиаторов" - самый известный и самый массивный из всех себе подобных.
Дом расположен на пересечении Беговой улицы и Ленинградского проспекта. В нем ровно сорок железобетонных опор, так что в народе дом называют "сороконожкой". А название "дом авиаторов" появилось потому, что квартиры в этом здании давали преимущественно работникам авиационных предприятий, которые в изобилии находятся вокруг Ходынского поля.
Дом был выстроен незадолго до Олимпиады 1980 года архитектором Андреем Меерсоном. Здание построили так, что его прекрасно видно всем, кто въезжает в город со стороны международного аэропорта Шереметьево. Так что иностранные гости, приехавшие на Олимпиаду, ехали по "Ленинградке" и производили своеобразный смотр помпезной современной советской архитектуры.
Дом до сих пор поражает: в нем 13 этажей, но если учесть, что первый находится на уровне четвертого, то всего их 17. Кроме того, здесь 3 подъезда на 298 квартир, а потолки вышиной 2,8 м.
Андрей Меерсон был не чужд эстетике брутализма. Это такой архитектурных стиль, где натуральные материалы и бетон как бы "играют мускулами" перед каждым встречным. Ножки дома кажутся очень неустойчивыми, но они сделаны из первосортного монолитного железобетона, хоть у основания их легко могут обхватить два человека.
Из того же железобетона построены и пожарные лестницы - они сразу бросаются в глаза при взгляде на дом. Вообще, такие сугубо практичные элементы конструкции принято прятать, но здесь они выставлены на обозрение. Они сильно выступают вперед, а окошечки на них напоминают средневековые бойницы.
С пожарной лестницы можно сразу попасть в подъезд, а затем к лифтам.
Все мои друзья, когда узнают, что я живу в этом доме, делятся на два лагеря: первые им восхищаются, а вторые говорят: "Ты живешь в этом уродливом доме на ножках?!". Я отвечаю: "Да, я здесь живу и мне здесь очень нравится", - рассказывает нам один из жителей дома Никита.
Формально Никита живет на первом этаже, но находится он на высоте четвертого.
Моя первая реакция: "У него нет дна!". Ты приходишь в дом и не веришь, что он стабильно стоит и не падает. Еще меня удивило огромное окно в квартире с видом на современную новостройку. Если мы с друзьями собираемся где-то, то всегда у меня.
Окна в доме открываются очень необычно - перпендикулярно; а еще есть маленькие узкие форточки для проветривания помещения.
Насколько мне известно, таких оригинальных окон в доме осталось очень мало. Мне очень нравится как "римфуются" вместе неровный угол стены со слегка приоткрытым окном огромного размера. Они становятся параллельными, и из-за этого я получаю какое-то эстетическое удовольствие.
По признанию нашего собеседника, в доме довольно шумно из-за близости шоссе. "По ночам бывают 15-20 секунд тишины, и то хорошо". Радует, что шум из других квартир почти не передается из-за толстых стен.
Раньше напротив дома находился стадион "Юных пионеров" - первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. Там проходили соревнования Олимпийских игр 1980 по хоккею на траве. Вот он:
В доме есть винтовая лестница. Она довольно необычная в отношении акустики: если ты снизу скажешь что-либо, даже тихим голосом, это будет отчетливо слышно на самом верху.
Это же улица Беговая, и тут рядом есть ипподром, в 5-10 минутах ходьбы. Как-то раз мы с другом решили сходить на лошадиные бега ради интереса: пришли туда в костюмчиках, разодетые. Мы думали, что придем и увидим полный стадион, где будет играть громкая веселая музыка. А в реальности на огромном ипподроме сидело человек 50-100, в основном, дедушки, очень увлеченные скачками. Мы пришли, не понимая что происходит и что нам делать. К нам подошел один из таких дедушек и все нам рассказал: как читать программы, на что смотреть, как выбирать правильную лошадь. Мы провели там почти 5 часов! Я очень рад, что живу близко с ипподромом, потому что иначе я бы туда никогда не пошел.
Архитектор специально возвысил дом, и это помогает современным жителям спасаться от выхлопных газов Ленинградского проспекта и построенного в конце 90-х начале 2000-х Третьего транспортного кольца.
Конечно, такие дома в основном ценят иностранцы и те, кто непосредственно занимаются архитектурой и изучают ее. Брутализм - это пока что не тот стиль, который вызывает всеобщую теплоту, но квартиры в доме на Беговой очень уютные и помогают своим обитателям скрыться от внимания многомиллионного города.
Мы поговорили с еще одной жительницей дома, которая поделилась многими подробностями о своей квартире, включая схему планировки. Но о ней мы расскажем в следующий раз, если Вам понравится эта статья. Друзья, подписывайтесь, лайкайте и комментируйте - это очень помогает нашему каналу!