25 июня несколько улучшилась погода, и бомбардиpoвщики Северного фронта и ВВС СФ, согласно предвоенным планам, начали налеты на аэродромы противника во всем регионе между Финским заливом и
Баренцевым морем, пытаясь уничтожить силы 5-го воздушного флота и финских ВВС на земле. К операции бьmи привлечены силы двенадцати бомбapдиpoвoчныx и пяти истребительных полков советских ВВС, а также бомбардировочных полков авиации Балтийского и Северного флотов (всего 375 бомбардировщиков и 165 истребителей, но фактически в воздух
смогли подняться только около 300 самолетов).
Серия советских налетов на авиабазы, длившаяся шесть дней, стала поводом для возобновления военных действий между СССР и Финляндией.
Однако и качество (устаревшие самолеты и низкая точность бомбометания), и размер атаковавших сил ВВС не соответствовали поставленной задаче, что предопределило отсутствие серьезного успеха. Дело в том, что советские бомбардировщики действовали без прикрытия
истребителей, дальность полета которых не позволяла достигнуть цели и вернуться обратно.
По утверждению финского историка к.Ф. Геуста, 25 июня советская сторона потеряла в общей сложности 26 самолетов: 24 бомбардировщика СБ2 и два истребителя И-153. Серьезные потери понес и командный состав ВВС РККА - только командиров эскадрилий погибло пятеро. В целом общие потери авиатехники за шесть дней налетов на сегодняшний день оцениваются в 51 сбитый бомбардировщик и 20 истребителей, потери летно- подъемного состава достигли 170 человек. В воздушных боях и на аэродромах было выведено из строя более 130 вражеских самолетов.
Советская авиация была вынуждена перейти к обороне. Бомбардировщики и штурмовики до конца года осуществляли в основном беспокоящие налеты, добившись тем не менее нескольких крупных
успехов.
Что касается боевых действий на земле, то до конца июня продвижение 2-й и 3-й горнострелковых дивизий генерала Эдварда Дитля на Мурманск, поддерживaeмое IV.(St)jLG 1, натолкнулось на серьезное сопротивление со стороны советских истребителей в этом секторе.
Ограниченные в средствах, воздушные силы обеих сторон продолжали предпринимать все возможное, чтобы повлиять на ход боев на земле. 19-й горнострелковый корпус столкнулся с большими проблемами,
встретившись с жестким сопротивлением Красной армии при продвижении по дикой местности, почти лишенной каких-либо дорог. Небольшое продвижение немецких частей в первые дни войны стало возможным только благодаря точечным атакам пикирующих
бомбардировщиков на систему дотов, преграждавшую путь к Мурманску.
На кандалакшском направлении 1 июля перешел в наступление 36-й армейский корпус с задачей захвата Кандалакши и нарушения деятельности Кировской железной дороги. Однако тут противник натолкнулся на оборону советского 42-го стрелкового корпуса. Жестокие
бои здесь продолжались в течение сорока дней.
Еще одной задачей, которую командование люфтваффе ставило перед экипажами Ju-88 из II./KG 30, бьmо нарушение движения по Кировской железной дороге - главному пути транспортировки военного имущества
в Мурманск и из него. Эта железная дорога в 1941 году разрушалась немцами более сотни раз, но, имея рассредоточенный по множеству точек запас материалов для ремонта пути, советские железнодорожники
всегда могли быстро привести дорогу в рабочее состояние.
Немецкие истребители, действовавшие в этом районе, получили большое преимущество после того, как была смонтирована радарная станция раннего обнаружения «Фрейя». Это бьmо редким исключением из правил,
поскольку основная часть люфтваффе на Восточном фронте почти всю войну практически не пользовалась целеуказаниями радара. Станция «Фрейя», работавшая на длине волны 2,4 метра, имела дальность
обнаружения 130-160 километров, что позволяло парировать налеты советской авиации. Результаты ее работы стали явственно отражаться на потерях советской стороны. Так, из 53 бипланов Поликарпова, имевшихся
в 147-M иап на 22 июня, через три недели было потеряно 33...
Но, несмотря на личные счета своих летчиков, «Мессершмитты» так и не смогли организовать противодействие советским истребителям-бомбардировщикам, постоянно атаковавшим 19-й горнострелковый корпус.
Об этом явственно свидетельствует и советская статистика: до середины августа 57% боевых самолетовылетов приходилось на удары по аэродромам врага, прикрытие войск на поле боя и перехват вражеской
авиации, а 43% - на поддержку наземных войск. После того как 36-й армейский корпус увяз в тяжелом сражении у Саллы, большей части пикировщиков IV.(St)jLG 1 пришлось в срочном порядке вылетать на
поддержку войск в этом районе. Наступление на Мурманск, лишенное поддержки с воздуха, с неудовлетворительным снабжением из-за практически полного отсутствия дорог и атак советских ВВС, замедлилось до темпов улитки.
Произошло и качественное усиление ВВС Северного флота. Так, в июле
в 72-й сап поступили 6 новых бомбардировщиков Пе-2, что позволило сформировать 5-ю эскадрилью полка. Тогда же на Север прибьmо 1 О истребителей МиГ -3 (с завода) и 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ, а в августе - еще 10 И,;..153 из состава ВВС ЧФ.