Найти тему
Оскар

Влияние революции на кино СССР

После революции советская власть взяла судьбы кинематографа в свои руки. В 1907 г., в годы первой русской революции, лидер большевиков заявил, что «кино, до тех пор, пока оно находится в руках спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес. Но что, кончено, когда массы овладеют кино и когда оно будет в руках настоящих деятелей культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс». Таким образом, новое набирающее популярность массовое увлечение должно было служить делу просвещения масс, агитации и пропаганды политических идей, государственного строительства. Поэтому В.И. Ленина художественные фильмы не интересовали, он всегда отдавал предпочтение документальному и научно-популярному кинематографу.

Параллельно, хотя медленнее и в более ограниченных пределах, шло становление государственного кино как идеологического, просветительского, художественного явления. В.И. Ленин, придавая большое значение просветительскому использованию кино, неоднократно подчеркивал полезность и необходимость сочетания лекций и киносеансов. С момента зарождения для советского кинематографа была характерна социальная направленность.

-2

Существовала традиция не только просмотра кино, но и его обсуждения, что, несомненно, положительно сказывалось на развитии общественных низовых связей и оценке самих фильмов. Следует отметить, что первые годы жизни советского кино не отличались особой радужностью. Только формировалась система организации кинопоказов, приходилось создавать совершенно уникальные и новые в мировой практике социальные проекты. Приходилось закупать за рубежом пленку.

-3

Хроникальные и просветительские фильмы демонстрировались на фронтах гражданской войны. В дни революционных праздников на площадях городов устраивались сеансы под открытым небом, собиравшие толпы людей. Большое внимание уделялось популяризации научных знаний.

Судьба российского кино была предопределена: оно стало государственным. Отныне и до конца 1980-х гг. его деятельность планировалась. Финансировалась и контролировалась специальными организациями при советском правительстве. Кино было провозглашено средством пропаганды, воспитания и посвящения.

-4

Исключительное значение для советского кинематографа в годы гражданской войны имела знаменитая ленинская «пропорция» показа фильмов разных видов. В.И. Ленин требовал, чтобы сеть советских кинотеатров обязательно демонстрировала хроникальные и научно-популярные картины и лишь затем, для привлечения публики, картины развлекательные.

В целом первые годы после октябрьской революции были особенным временем, не имеющим аналогий ни в предыдущей, ни в последующей истории кино. Сотни фильмов, снятых в годы гражданской воны и в начале 1920-х гг., были по своим целям открыто агитационными и просветительными. Они находились в близком родстве с газетой и листовкой, плакатом и выступлением митингового оратора. Революция, прежде всего, захватила организационную сторону отечественного кинематографа.

-5

Были созданы первые советские кино организации в РСФСР и других союзных республиках, заложен фундамент собственного государственного производства фильмов, начата работа по перевоспитанию старых и формированию новых творческих кадров