С Севастополем связана биография многих известных деятелей нашего государства. 21 марта исполняется 140 лет со дня рождения профессионального революционера Владимира Александровича Антонова-Овсеенко (1883–1938). В октябре 1917 г. большевик Антонов-Овсеенко участвовал в аресте Временного правительства в Зимнем дворце. Десятью годами ранее под его руководством из Севастопольской городской тюрьмы был совершен самый дерзкий побег двух десятков политзаключенных.
Московская военная организация РСДРП направила Антонова-Овсеенко в Севастополь в мае 1906 г. для подготовки восстания и участия в выпуске подпольной газеты «Солдат». В Цыганской слободке появился небольшого роста блондин, с длинными, гладко причесанными волосами и холодным жестким взглядом серых глаз, который называл себя Никитой. После «военного мятежа» (Севастопольское восстание) в ноябре 1905 г. сотрудники Севастопольского охранного отделения и жандармского управления с особым рвением выявляли политически неблагонадежных лиц. 11 (24) июня «товарищ Никита» был задержан после «сходки» на конспиративной квартире в доме № 33 по 6-й Продольной улице (ныне Батумская). При задержании оказал вооруженное сопротивление и назвался Антоном Сергеевичем Кабановым, крестьянином Енисейской губернии.
Начальник Севастопольского жандармского управления уведомил департамент полиции о возбуждении дела. Следователь предпринял немало усилий для установления личности Кабанова, но это ни к чему не привело. Дело Кабанова рассматривалось в одной из казарм Белостокского пехотного полка на Куликовом поле. Временный Военный суд приговорил его к смертной казни через повешение. Ни жалобы, ни прошения о помиловании от осужденного не поступили. Командующий флотом адмирал Р.Н. Вирен заменил смертную казнь 20 годами каторги.
Для организации побега Антонова-Овсеенко в Севастополь из Москвы прибыл Константин Цитович, назвавшийся адвокатом осужденного. Связь с ним была налажена через заведующего пивным складом общества «Южная Бавария» Исидора Полотая. Заключенному удалось передать револьверы. 15 (28) июня боевые дружинники прибыли к воротам городской тюрьмы с подготовленным минерами взрывным устройством (снарядом). Приведем далее тексты заметок, опубликованных в городской газете «Крымский вестник» 16 (29) и 17 (30) июня 1907 г.: «…около 5 часов дня со стороны Новослободской улицы <ныне Частника> вдруг последовал страшный взрыв…». «На несколько минут все заволокло густым, едким дымом. После взрыва в стене… оказалась громадная брешь около 2 аршин в диаметре, почти у самой почвы. Немедленно после взрыва раздались несколько отдельных револьверных выстрелов… Бывшие на прогулке арестанты, <воспользовавшись переполохом>, через брешь вышли и скрылись…». «На место взрыва тотчас прибыли власти во главе с градоначальником капитаном 1 ранга В.А. Мореншильдтом и полицмейстером подполковником Е.И. Гангардтом…». Бежавшему Антонову-Овсеенко удалось благополучно скрыться, а затем вернуться в Москву.
Ю.В. Стогний