Найти тему
Морская практика

Дневники полярных экспедиций: Антарктида. Часть 2

Оглавление

Продолжаем вспоминать Антарктиду благодаря нашей практикантке Оксане Немченко, а также ее друзьям по экспедиции Георгию Елисееву и Владимиру Решетину. Первая часть дневника вызвала большой интерес среди наших читателей и, наконец, мы готовы поделиться второй.

Фото: Георгий Елисеев.
Фото: Георгий Елисеев.

День 10.

На следующее утро, сразу же после завтрака (а он снова был королевским – много-много вкусного, как всегда, плюс арбуз), первая группа практикантов на зодиаках отправилась искать ближайшие останки лодок, на которых в своё время выбирались матросы с затонувшего корабля на острове Enterprise. Наслаждаясь видами искрящегося на солнце океана, айсбергов, морских обитателей, неожиданно мы обнаружили, что в это утро у нас появились соседи – огромный лайнер, стоящий на якоре неподалеку, и большое количество каяков и чужих зодиаков с туристами совсем близко с нами. Было странно-непривычно-многолюдно. Мы помахали людям в ответ на приветствия и вернулись на наш корабль, который был в разы меньше, но гораздо теплее и ближе нашим сердцам, чем всё глобальное великолепие увиденного промышленного, если можно так сказать, мирового туризма.

Погода выдалась самой подходящей для первого купания в Южном океане, чем мы и решили заняться перед посещением седьмого континента. В процессе приняли участие почти все, а кто-то даже несколько раз занырнул. Капитан лично привязывал всех желающих и следил, чтобы далеко не уплыли. Потом была фотосессия на палубе нашего любимого Amazone – да, конечно, в купальных костюмах тоже. Температура воздуха была +15С! Ещё один подарок от Антарктиды всем нам. А вот водичка чуть попрохладнее – около +10С.

Наши дни здесь настолько наполнены впечатлениями, что некоторые из нас стали сомневаться, какое же у нас сегодня число – третье или четвёртое? Ответ – второе января! – очень обрадовал многих, обескуражил некоторых, а ещё заставил призадуматься: а здесь точно время течёт по всеобщим законам? Каждый день кажется удивительно длинным, при этом время пролетает стремительно быстро – большая половина пути уже пройдена.

Фото: Владимир Решетин
Фото: Владимир Решетин

Все наши предыдущие высадки были на островах. И вот, наконец-то, мы ступили на сам Материк – седьмой континент, расположенный на самом юге нашей планеты. Нас в школе учили, что материков всего шесть. Но в ряде стран существует и семиконтинентальная модель, поэтому можно смело говорить так, как больше нравится и не ошибиться.

Антарктика – означает «напротив Арктики» – напротив севера. Так назвал её Аристотель, считая, что земли севера должны уравновешиваться землями на юге, и сделал он это более чем за две тысячи лет до открытия самого материка. Мы успели попасть на материк до того, как туда пришли люди, путешествующие на ближайшем к нам большом лайнере Fridtjof Nansen. Он был прекрасен! Как и ещё несколько, встреченных нами позднее. Но ни один из тех восхитительных лайнеров не выдерживал никакого сравнения с НАШИМ великолепным Amazone, в этом нет никаких сомнений.

Лайнер Fridtjof Nansen. Фото: Георгий Елисеев
Лайнер Fridtjof Nansen. Фото: Георгий Елисеев

Солнце отражалось в искрах снега, мы шли по тропинке, проложенной практикантами c яхты Basileus, которые были здесь несколькими часами ранее. Мы шли, разогретые от тепла и довольно крутого подъёма в гору, зажмуриваясь от удовольствия и всей этой великолепной яркости. Останавливались на подъёме только для того, чтобы снять с себя зря надетые толстые непродуваемые пуховики и разные многослойные флиски, нанести очередной слой солнцезащитного крема (и всё равно все успели загореть) и сделать потрясающей красоты кадры. От высоты и от всего этого великолепия кружило голову, дыхание сбивалось. Горы, сверкающая сказочная белизна вокруг и бездонное море, отражающее голубое небо. Или, может, наоборот — небо отражает море?

Как-то всё одномоментно соединяется и объединяется в чём-то большем, чего не расскажешь словами, но чувствуешь каждой частичкой своего тела. Не устаём поражаться великолепному разнообразию природы. Как может быть красивее и красивее день ото дня? Задаём себе и другим этот вопрос всё чаще и по-прежнему не находим на него ответа.

Фото: Владимир Решетин
Фото: Владимир Решетин

Вечер и ещё один зодиак-тур из бухты Орне к острову Cuverville. Бескрайние пляжи с поющими пингвинами – снова папуанские, адели, антарктические; заснеженные вершины скал с протоптанными пингвиньми тропками, весёлые плескания повсюду вокруг нас. Спать мы легко поздно, переполненные волшебством, счастьем и любовью.

От всей этой красоты кружит голову, дыхание сбивается настолько, что я порой просто забываю дышать. Я влюблена во всё вокруг – природу, море, солнце, людей рядом, корабль, жизнь и забываю про то, что не вижу звёзд по ночам, которых сначала не хватало. Кажется, что я слышу не просто голоса, но даже души тех, кто находится рядом – как людей, так и животных, птиц, море, природу. Боже мой, как же я счастлива быть здесь и сейчас. Эти бесценные мгновения глубочайшего восторга и преклонения перед тем, что выше нас. Перед истинной Любовью, что объединяет и насыщает всё живое. Предел эмоций достигнут.

День 11.

Утро, конечно, было добрым! Открыли глаза, ещё не завтракая, уже по привычке вышли на палубу и обомлели от яркого солнца и искрящегося льда айсбергов, больших и маленьких, видимых на всём протяжении взгляда.

Port Lockroy. Фото: Георгий Елисеев
Port Lockroy. Фото: Георгий Елисеев

После сытного, как обычно феерического завтрака, был чай «цветок лотоса», искусно заваренный одним из умельцев-практикантов, а затем поездка на британскую базу Lockroy – Историческую музейную гавань Великобритании. Когда-то это место использовалось для китобойного промысла, потом стало исследовательской станцией, а сегодня это музей и почтовое отделение. Там проживают четыре человека, вахтуясь по четыре с половиной месяца. Они наблюдают за влиянием туризма на жизнь пингвинов и обрабатывают почтовые отправления. Обитают в добром, близком соседстве с пингвинами, которые, уже привыкли к происходящему, принимают людей за не слишком необременительных персон, не мешающих процессу их гнездования.

Там же мы устроили «шоппинг», скупили сувениры (наконец-то!), подписали открытки, наклеили на них марки с местными видами и просунули конверты в прорези металлического красного почтового ящика, пока единственного во всей Антарктиде. Скорее всего, не очень скоро, но когда-нибудь, эти открытки разлетятся оттуда по всему Свету, и будут получены нашими дорогими и близкими людьми. Надписи «с любовью из Антарктиды» согреют сердца даже сквозь вековые толщи вечного льда. Там же можно было поставить сувенирный штамп в паспорт.

По возвращении была установка парусов. Знаем теперь, какие они бывают: грот, фок, стаксель, кливер, бом-кливер. Чуть-чуть понимаем по-голландски (вы, кстати, тоже): такелаж, шкоты, апсель, боцман, лоцман, матрос, ванты, ватерлиния, камбуз, каюта, компас, мачта, полундра, флаг, шлюпка, шторм, штурвал, гафель, дирик-фал, нирал.

Уже начинаем немного волноваться, ведь пошла вторая половина Путешествия. Пока же продолжаем впитывать в себя все виды, восторженно и ненасытно.

Фото: Георгий Елисеев
Фото: Георгий Елисеев

Друзья, если бы вы только знали, как нас благодарила Антарктика! День ото дня она вызывала в нас всё больше и больше чувств и зашкаливающих эмоций, от восхищения, ликования, эйфории до восторженного безмолвного онемения.

Вечер, мы все уставшие, но наполненные эмоциями, отдыхаем в кают-компании и слушаем лекцию о жизни китов от нашего гида-инструктора. На самом интересном месте (хотя интересно было абсолютно всё, каждое слово) вдруг раздались громкие голоса с палубы.

Одна прекрасная практикантка вышла на палубу подышать свежим воздухом и, увидев на поверхности воды струйки фонтанчиков, громко «свистала всех наверх». Что тут началось! На сцене океана нам подарили целое представление – кит, атакованный со всех сторон косатками (пять, шесть или десять?); их битва; шум бурлящего местами океана, совершенно гладкого буквально минуты назад; воинственные звуки участников баталии в воде и заворожённый шёпот нас, сопереживающих на корабле – практикантов, которые не имели никакой возможности вмешаться и как-то предрешить исход, если вдруг допустить, что кто-то нам бы это позволил; ранение кита, которое мы не столько видели, сколько все почувствовали, ощутив на мгновение повисшую в воздухе безысходность и увидев разом притихший океан; последние усилия, которыми он (кит) разгневанно раскидал косаток в разные стороны, вызвав кипение волн. Мы замерли в надежде на счастливое спасение главного героя, за которого очень эмоционально переживали, но не были до конца уверены в happy end. Ждали кадров с дрона одного из практикантов. Мы столпились вокруг экрана монитора, вглядываясь с надеждой в его маленькое зеркало. Тихо произнесённое «уф, ушёл» привело нас в радостный экстаз. Мы обнимались, смеялись от переполнявшего упоения, немного даже поплакали от переизбытка счастья и всколыхнувшихся чувств. Мы были в восторге, господа, в дичайшем, неконтролируемом, совершенном и первобытном одновременно.

Битва кита и косаток. Фото: Владимир Решетин
Битва кита и косаток. Фото: Владимир Решетин

Здесь хочу процитировать слова из части гениально-сказанного одним из практикантов, что отражало наши чувства наиболее ярко: «Есть стойкое ощущение, что этот громкий финал целенаправленно показала нам Антарктида, чтобы дать понять, что мы увидели в ней всё, что могли. Если бы в момент схватки в горизонт начали уходить титры, то автор бы со смирением принял окончание этого фильма». Другой практикант отметил, что забирает обратно свои вчерашние слова о том, что дрон можно убрать, что красивее уже быть не может и снято было всё.

Мы все не понимаем, что происходит. Пленены, очарованы, восхищены, распластаны. Прозвучит пафосно, но иногда хотелось встать на колени перед этим величием и любоваться вечно, сложив все чувства к подножию непревзойдённого, не виденного ранее совершенства.

Как вишенка на торте, вечер продолжился в нашей гостиной-кают-компании – под гитару другого талантливого практиканта, с громкими, более чем заслуженными аплодисментами и хором наших блаженных голосов. Опять никто не хотел спать.

Фото: Георгий Елисеев
Фото: Георгий Елисеев

День 12.

Завтрак и блины – большие, тонкие, вкууусные! Фрукты, сметана, «тазик» варёной сгущёнки (местный десерт – Dulce dе Leche). На десерт после десерта – фисташки от главного механика, добрейшего человека с золотыми руками, единственное «нет» которого касается допуска всех посторонних в машинное отделение. А когда он работает с паяльником в руках – оторвать от него взгляд ну просто невозможно – и это был наш особый вид медитации. Ещё у него очень тонкое чувство юмора – шапку с надписью «Спирт! Спирт! Спирт!» и футболку «Не клюёт. Только пришёл. На червя. Водку буду» может надеть только человек глубоко непьющий. Он отвечает за всю технику на корабле, начиная от дверных замочных скважин и заканчивая управлением важнейшим на корабле устройством силовой установкой. Разбирает, паяет и собирает все, что угодно, в том числе наши ноутбуки, если они вдруг барахлят. От него же узнали «слово дня» — кризализм (происходит от латинского chrysalis — «куколка», одна из стадий развития бабочки). Из названия не совсем очевидно, но означает это чувство блаженности, защищённости и покоя, которое испытываешь сидя в тёплом доме, когда за окном бушует непогода.

Послушали лекцию от инструктора про облака: бывают слоистые, кучевые, перьевые, ну и и смешанные. Обсудили, какие из них видели в этом путешествии. Мы снова подходим к Дрейку. Прогноз довольно позитивный, но, как говорят настоящие моряки, не будем ничего загадывать. Капитан сегодня рассказал немного про волны и нужно ли их опасаться, сыпал цитатами, а мы только успевали (или не успевали) их записывать: «Шторм надо встречать в море, а не у берега» – интересно, но не знали! «В море победить стихию невозможно, можно только подстраиваться, используя силу стихий для достижения собственных целей» – кажется, это можно применять не только в море. «Помимо знания теории и бумажных данных м не забудь проверить реальность, нужен ещё и визуал! Даже если знаешь, какая температура на улице, прежде чем выходить – посмотри/выгляни в окно» – снова море и жизнь переплетаются, теснее и теснее эта связь ощущается именно здесь.

Высота волны сначала была два метра, потом повышалась до четырёх. Не удивились и не испугались. Всё-таки мы уже были в Дрейке. Второй раз проходим – плавали, знаем! В Дрейке! Где ближайшая к нам земля расположена в пяти тысячах пятьсот метров прямо под нами – и это океанское дно, господа, дно этого самого пролива! Капитан с нами, улыбается, рассказывает истории. Все счастливы.

Фото: Георгий Елисеев
Фото: Георгий Елисеев

День 13.

И вот ночью, мы вошли в грозный Пролив. Произошло это для меня относительно незаметно. Может, лишь почувствовала чуть бОльшую морскую качку, когда наш прекрасный Amazone поднимался и опускался на волнах, как будто заботливая мама качала колыбель.

По совету Капитана утро начала не с приёма «Драмины», а с фруктов, сметаны, сырников, свежевыпеченного хлеба. К вечеру ветер усилился, волны стали круче и пенистее, вместо прежней глади на воде появились «барашки».

По-прежнему каждый день узнавали новые слова и факты из корабельной жизни, полезные и/или просто неожиданные. Экипаж корабля отвечал на наши бесконечные вопросы и делился самыми разными лайфхаками, которые навряд ли смогут пригодиться на суше, но, как факты – очень интересны. Благодаря любопытству одного из практикантов, получили информацию о том, как стричь ногти на ногах в качку: лайфхак – лучше делать это в пакете. Ещё узнали от старшего механика, каким образом на корабле опресняют морскую воду (не путать с процессом дистиллирования) и сколько её потребляют в течение суток – 1,5-2 тонны для нужд двадцати человек. Неочевидным фактом, по крайней мере для меня, было то, что оказывается количество потребляемой воды на корабле напрямую зависит от того, сколько на борту женщин, но не потому, что они, как можно подумать, тратят больше воды на гигиенические цели, а потому, что мужчины более внимательно относятся к таким вопросам, например, как закрытие крана полностью. Ещё один интересный факт – при ветреной погоде паруса не просто не убирают, а наоборот ставят, т.к. они работают как стабилизаторы, и бортовая качка чувствуется не так сильно.

Инструктор Ольга Преображенская провела небольшую лекцию и показала на карте места, где мы побывали. Ого, сколько всего было-то! Сегодня мы снова в Дрейке, но теперь он уже не кажется непредсказуемым и пугающим. Мы не спим, смотрим фильмы, сделанные одним из практикантов уже по нашей поездке, и ждём турнира по игре в «уголки» (почти авторская игра от одной из практиканток) и в «шляпу». Думаем и говорим много и обо всём. А вот о чём конкретно – и не расскажешь.

Фото: Ник Бондарев. Экспедиция 4 - 21 декабря 2022.
Фото: Ник Бондарев. Экспедиция 4 - 21 декабря 2022.

День 14.

Обратный путь, говорят, всегда быстрее. И в нашем случае было именно так. Мы продолжаем наш путь. Все в полном здравии, прикачавшиеся и накормленные счастливым поваром.

Дрейк был гораздо мягче, чем он мог бы быть (и часто бывает), однако Капитан всё же часто не разрешал нам выходить на палубу, даже с учётом соблюдения всех правил безопасного там нахождения. Но зато можно было сколько угодно любоваться морскими просторами и дышать свежайшим воздухом, высунувшись из брандерщита (дверь из кают-компании на палубу).

Почти все практиканты чувствовали себя хорошо, и мы постоянно придумывали новые игры и развлечения, грызли микс свежеобжаренных орешков, наслаждались авторским чаем.

Ольга Преображенская регулярно рассказывала интересные факты, проводила лекции, показывала предусмотрительно закаченные фильмы.

Ольга Преображенская — инструктор и гид «Морской практики» на экспедициях в Антарктиду. Фото: Георгий Елисеев
Ольга Преображенская — инструктор и гид «Морской практики» на экспедициях в Антарктиду. Фото: Георгий Елисеев

Рождество мы встретили в тепле и уюте, за просмотром старых, добрых классических фильмов. В ходу много развлечений, которые вспоминаем и/или придумываем на ходу. Один из практикантов, которого я уже цитировала в других постах, написал заметку для телеграм-канала для родныз и близких, куда мы могли передать сообщение с помощью спутниковой связи, и ее название очень точно отражало уклад нашей жизни в течение тех четырёх дней в проливе Дрейка: «Пенсионеры из Дома престарелых под парусом продолжают свой путь из Антарктиды».

День 15.

Мы всё ещё в Дрейке, он по-прежнему заботливо укачивает по вечерам и нежно тормошит утром. По ночам мы уже снова видим Луну и Звёзды. Их не было с нами в Антарктике, но теперь мы вместе возвращаемся в мир и цивилизацию. Туда, где есть привычные нам дни и ночи, Wi-Fi, Google, мессенджеры, бытовые и служебные дела, друзья, родные и ещё много всего, ради чего мы едем обратно. Говорят, что из Антарктиды можно забрать только фото и воспоминания, а оставить там нужно только свои следы. Думаю, что мы там оставили ещё и частичку сердца.

Фото: Ник Бондарев. Экспедиция 4 - 21 декабря 2022.
Фото: Ник Бондарев. Экспедиция 4 - 21 декабря 2022.

День 16, 17 и 18. Прибытие.

Вообще дорога назад всегда быстрее. Эти несколько дней в проливах Дрейк и Бигль прошли примерно так же – весело, спокойно, сытно, с нотками лёгкой грусти от приближающегося расставания с Антарктидой, Amazone, друг с другом.

Мы периодически уговаривали Капитана развернуть Корабль обратно, но он не поддался. Было несколько вариантов добиться своего и совладать с Капитаном: 1. Уговорить; 2. Напоить чаем до отвала; 3. Связать. Но почему-то поговорили между собой и оставили всё же эту затею, грустно забившись каждый по своим уютным уголкам в кают-компании.

Путешествие подошло к концу.

И вот мы прибыли в город Ушуайя – самую южную часть Южной Америки; город на архипелаге Огненная Земля, с официальным статусом Край света.

Недолгие сборы и вручение сертификатов на борту. Быстрое прощание и тёплые объятия. А за час до поездки в аэропорт было прощание с Amazone. Ещё одно, неофициальное, на расстоянии. Мы с одной из практиканток стояли и просто смотрели на наш парусник; видели кого-то на палубе, но так и не подошли к причалу, не стали тревожить команду, которая ответственно готовилась к приезду новых практикантов. Чуть позднее мы случайно встретили одного из них на набережной. Он шёл навстречу и сам спросил, не с Amazone ли мы? Сказал, что очень похоже. А мы ответили, что c него, любимого; что очень рады за него и немного завидуем тому, сколько у их группы всего ещё впереди. Передали привет команде, сделали селфи на память, так сказать, сдали вахту и пошли в гостиницу за чемоданами.

И вновь дорога в аэропорт, которая на этот раз была намного быстрее, чем из него, почти три недели назад. За окном такси – любимая уже Ушуайя, она тоже грустит и прощается южными слезами летнего прохладного дождя.

Сижу в самолёте и смотрю на его крылья, вспоминая лекцию одного из практикантов про самолёты (наш новый – крылья загнуты, отметила автоматически). Взлетаем. В иллюминаторе Край света – такая близкая и снова уже очень далёкая Ушуайя. Она прощается и показывает одну картину красивее другой.

Дождь природы снаружи, внутри – «дождь» на моих щеках то ли от всей этой невозможной красоты, то ли от переизбытка собственных чувств.

Фото: Георгий Елисеев
Фото: Георгий Елисеев

Завершение Путешествия.

Я приехала. Из Антарктиды.

Я описала, как оно проходило, что мы видели, что я чувствовала. Однако, ни сразу после возвращения, ни сейчас, спустя несколько длинных рассказанных историй, я не смогу описать всего, что произошло со мной, в той нереальной действительности. Наверное, я до сих пор этого даже и не осознаю до конца.

На момент возвращения, слов в моём лексиконе почти не было, остались только чувства, эмоции, разрозненные мысли, разобранное сердце и нераспакованный чемодан. Как будто бы вместе с непродуваемой курткой и жилетом безопасности я сняла с себя всю свою кожу. Я чувствовала малейшее дуновение ветра, первые лучики солнца, ещё скрытого облаками, каждый незнакомый взгляд, любое слово, сказанное или непроизнесённое, слышала, как кровь бежит по моим обнажённым венам, видела, как мой телефон готовится принять звонок или сообщение от кого-то ещё до того, как звучал сигнал об их получении. У меня нет разумного объяснения всему, что происходило, всей этой непривычной чуткости, да я и не стараюсь найти логику в этом, если честно. Просто принимаю факт, что так бывает.

Друзья и знакомые хотели знать про это Путешествие, что было, чего не было. Вопросы задавали лично, по телефону, в сообщениях. Но всё, что могла отвечать на вопросы о поездке можно описать тремя фразами: «Да, там невероятно. Когда вернулась? Знаете, я ещё, наверное, там. Да, конечно, расскажу, обязательно, но не сейчас».

Amazone перед экспедицией 13 - 30 января 2023. Фото и рисунок: Анна Лямина
Amazone перед экспедицией 13 - 30 января 2023. Фото и рисунок: Анна Лямина

И тогда моя близкая подруга сказала: «Не можешь говорить – и не надо. Попробуешь написать, может?» И я решила написать один пост, где готова была немного рассказать о том, что видела и чувствовала в этой поездке. Получилось 20 настоящих лонгридов.

Вернувшись из Южного океана, сложно погрузиться в океан прежней реальности. Всё теперь по-другому внутри, даже если это не отражается снаружи. Покинув Антарктиду, я как будто рассталась с чем-то из своего прошлого.

Люди. Природа. Сознание. Понимание. И то, что понять невозможно. Я. Настоящее, будущее и прошлое. Всё сплелось и воссоединилось в мозаику, которую теперь предстоит собрать.

Как бы не расплескать, не забыть, не обесценить тот опыт, который получила так мощно и бережно от нее, призрачной Антарктиды – места, где сбываются мечты.

В сезоне 2023-2024 мы возвращаемся на край света и на этот раз сразу на двух парусниках: Amazone и Eldorado! Один из форматов путешествия — FLY&SAIL, благодаря которому не придется преодолевать пролив Дрейка: 2 часа на самолете и мы окажемся на станции «Беллинсгаузен», где нас будет ждать парусник Eldorado. Узнайте о том, как присоединиться к одной из экспедиций, на нашем сайте и следите за новостями в телеграм-канале.