Найти тему
Андрей Сталк

Люси

"Люси", Франция, 2014
"Люси", Франция, 2014

42
Однажды ночью тебе приснится необыкновенный сон. Сон-озарение, сон-инсайт. В нём все сложности бытия выстроятся гранями кубика Рубика за пару вращений, откроются тайны, мучавшие всю сознательную жизнь, и вечные вопросы человечества станут ясными, будто таблица умножения однозначных чисел. Одухотворённый и окрылённый, ты бросишься по пробуждению рассказывать постигнутую истину близким, может, даже попробуешь изложить её простыми предложениями на бумаге или нетерпеливыми набросками на холсте. И с недоумением увидишь, как выкристаллизованная гармония потускнеет россыпью банальных истин. Попробуешь ещё и ещё, с каждым разом получая всё более графоманские заурядности. И в какой-то мгновение осознаешь, что ты опять по ту сторону таинственной двери безрезультатно ищешь замочную скважину.


Люк Бессон вознамерился показать зрителю новую ступеньку мироощущения привычным языком блокбастера. Его замысел «Люси» давно лежал в условном ящике условного письменного стола, пока планеты и необходимая сумма денежных единиц не заплелись в венок, где нашлось место и аллюзии на микеланджелевское «Рождение Адама», и биологическому лекционному минимуму, и парочке приглашенных голливудских звёзд. Спусковым механизмом перехода человеческого индивидуума на следующий уровень, уровень Бога, стал синтетический наркотик, активировавший максимальную эксплуатацию человеческого мозга сферической блондинки. Китайские бандиты, хронотелепортация в мезозойскую эру, замещение материи сгущённой энергией и прочие визуальные фишки укутали идею в пуленепробиваемый коммерческий проект, позволяющий мессианский посыл облагородить увеличением конкретного банковского счёта, что в итоге и произошло.


Естественно, «Люси» (по имени австралопитека афарского, считающегося всеобщим предком) подверглась куда большей критике, нежели другие блокбастеры, где герои в красно-синих лосинах спасают Галактику от северного песца. Ещё бы, каждый представляет уровень Бога по-своему. Вдруг люди – это молекулы правого коленного сустава некоего сверхгуманоида, и то, что назвали Большим Взрывом всего лишь подкат в футбольном матче высших по отношению к своим молекулам существ. А, может, и нет ничего материального, и наша необъятная Вселенная с её конфликтами разной масти – это логарифмирование функции энного порядка, которое проецируется в сознание одного-единственного разума доступными тому образами. Попробуй сними по таким вводным понятный всем боевик.


И радостный от интеллектуального превосходства зритель бодро отмечает один недочёт за другим. Что это за наркотик, который вместо кайфа приносит андрогенную трансфигурацию? Где отыскали беспомощных стюардесс, которые не в силах открыть туалетную кабинку родного самолёта? Почему гигантская рептилия и бутафорские индейцы телепорта в офисном кресле видят, а утомлённым урбанизацией как заслепило? И в чём, конкретно, смысл жизни, где карта, Билли? В-общем, шестерка по рогам за спецэффекты, популярную Йоханссон и мудрого Фримана, и подальше на полку картину, слепленную некогда культовым режиссёром из «Никиты», «Областей тьмы», «Превосходства» и «Газонокосильщика» с галочкой «отсмотрено».


И так-то оно вроде и так. В кинокондуиты «Люси», если и попадёт, то только в разделе «Сборы», затерявшись в серединке среди финансово выгодных фильмов. Но ведь нельзя влезть на кактус и не уколоться. Посетителям кинозалов уже давно подавай трах-бабах под ведерко попкорна, в крайнем случае, они согласны на серые оттенки вампиров. И, если 20% аудитории слегка напрягли пропатченные проценты головного мозга во время и после просмотра этой ленты, пусть даже в скептическом направлении, то это много лучше знания родословной десептиконов и очередной дозы аляповатого мира Марвела. В крайнем случае, кое-кто просто не согласится на просьбу шапочного приятеля передавать непонятный чемоданчик за вознаграждение. Ибо чревато.


А где-то в российской лаборатории или индийском подвале уже какой-то полу-аутист, полу-ботаник забросил собранную рандомайзером смесь в микроволновку, чтобы получить бирюзовые кристаллы, запускающие уровень Бога в отдельно взятой блондинке.