Найти тему

«Добрая Шахерезада»: забытый романист Пазухин

Алексей Михайлович Пазухин родился в 1851 году в Ярославле. Учился в гимназии, работал народным учителем, служил чиновником особых поручений при ярославском губернаторе. В 1881 году переехал в Москву, где и прославился как знаменитый романист.

Алексей Михайлович Пазухин.
Алексей Михайлович Пазухин.

А началась его слава с популярной газеты «Московский листок» Николая Ивановича Пастухова. Гиляровский вспоминал: «Когда знаменитый впоследствии писатель Алексей Михайлович Пазухин принес первый раз в "Листок" свою повесть, то побоялись взять: вдруг краденная!

—А, может быть, ты ее украл! — так и сказал писателю Пастухов. И тут же, в редакции, заставил написать на заданную тему рассказ. Пазухин написал «Приезд сельского учителя», который и был напечатан. Впоследствии Пазухин написал сотни сценок и десятки романов из купеческого и мещанского быта, всегда кончавшиеся благополучием. Читатели Пазухина любили – во вторники и пятницы с его романами тираж газеты увеличивали»...

У Пазухина было бойкое перо – за 30 лет он написал более 50-ти романов!

Правда, критики язвили, что у Пазухина все романы похожи друг на друга как близнецы-братья. Историк литературы А.И. Рейтблат дал такую характеристику романам Пазухина: «Развитие действия в его романах, имеющих жесткую (как правило, мелодраматическую) сюжетную конструкцию, определяется любовной страстью или жаждой обогащения. В качестве высшей ценности утверждается счастливая семейная жизнь, а погоня за деньгами и чувственными удовольствиями порицается. Носителями соблазнов выступают обычно аристократы; резко негативное отношение к светской жизни… Романы … написаны добротно и профессионально, но они во многом вторичны, используют давно отработанные … сюжетные схемы и стилистические приемы».

Всё это так. Да и сам Пазухин говорил про себя, что он — «поставщик фельетонных романов, на которые любое литературное ничтожество смотрит много-много, что с презрительным снисхождением».

Пазухина иронично называли властителем дум низов. Но зато у него читателей было во много раз больше, чем, скажем, у Льва Толстого или Чехова. Некоторые романы Пазухина насчитывали более 20-ти изданий.

На современный манер писателя можно было бы назвать поставщиком бестселлеров. Да и названия у произведений были соответствующие: «По трупам к счастью», «Розы в крови», «Женская доля», «Буря в стоячих водах», «Так было суждено», «Купленная невеста», «Московские коршуны», «Драма на Волге», «Последний поцелуй», «В когтях дикой страсти»...

И в этих романах всегда, в отличие от реальной жизни, добро побеждало зло. «Всепримиряющий свет теплого оптимизма» – так отзывался о романах Пазухина писатель А.В. Амфитеатров.

А завистники говорили, что Пазухин «набивает свой карман» и ничто кроме денег и славы его не интересует. Но на самом деле Алексей Михайлович жил весьма скромно, никогда не умел устраивать свои материальные дела, помогал деньгами нуждающимся.

И насчет тщеславия писателя тоже зря злословили. В 1906 году он отказался от предложения устроить торжества в честь 35-летия его литературной деятельности. Пазухин сказал, что «количество проработанных лет и написанного не может служить мерилом полезности»...

После революции «Московский листок» закрыли, а советские газеты и издательства его произведения не печатали.

Коллега Алексея Михайловича по «Листку», журналист Е.И. Вашков записал 30 марта 1919 года: «Пазухин умер буквально от голодной смерти. Последний раз, когда я виделся с ним, это было около месяца тому назад, он говорил мне:

— Дорогой мой, я голодаю. Если так продолжится, я умру голодной смертью.

Словно проклятый рок тяготеет над судьбой русского писателя. Почти полвека напряженной работы и в результате голодная смерть и жалкий некролог».

Влас Михайлович Дорошевич вспоминал: «Я помню, давно это было, я жил на Балкане, в Живорезном переулке, и снимал крошечную комнату. Сквозь тоненькую перегородку я слышал, как слышат пульс, как билась унылая жизнь. Я снимал комнату у двух сестер-портних. Старшая была хоть вдова. Хоть в прошлом видела дом, семью, ласку и радость. Младшая осталась старой девой, и работа сделала ее кривобокой. Эта в жизни не видела ничего. Бедно они жили. Когда не было спешной работы, в сумерках не зажигали лампы:

— Чтоб не тратить керосина.

Единственной их радостью было почитать «Листочек» («Московский листок» - мое прим.). Они покупали его два раза в неделю, по средам и субботам, когда печатался роман А.М. Пазухина. Они читали про богатого купца-самодура, про его красавицу-дочку, про приказчика, который был беден:

— Как они.

Которому приходилось терпеть:

— Еще побольше.

Но который, в конце концов, добивался счастья. Они верили этой золотой сказке. И прерывали чтение замечаниями:

— Это правда!

— Это взято из жизни! На Пятницкой даже был такой дом. На углу.

И Пазухин, добрая Шахерезада, рассказывал им сказку за сказкой.

И они видели золотые сны.

Милый добрый писатель, да благословит вас счастьем небо за те хорошие минуты, которые вы внесли в жизнь маленьких, бедных и обездоленных. Вас и ваших близких».