Найти тему

Города ЮАР не созданы для пеших прогулок?

434 прочитали

Хороший вопрос, а ответ на него, как часто бывает, неоднозначный...

У белых южно-африканцев совершенно нет традиции пеших прогулок по городу. Знаю, что это предложение звучит как-то странно, но это именно так. Я поначалу не мог понять прикол, почему, когда я говорю о желании погулять в Йоханнесбурге или Претории, хотя бы так же как я это делал, например, в Белграде или Неаполе, они смотрели на меня как на человека "с приветом". А потом, со временем, я начал замечать некоторые особенности, которые отражают эту их национальную черту. Что это за особенности?

Гуляем в центре Йоханнесбурга
Гуляем в центре Йоханнесбурга

Отсутствие тротуаров. Я сейчас говорю не об исторических центрах городов (нормальный африканер туда не сунется и под дулом пистолета или за большие деньги), а про районы - субурбии агломерации Претория - Йоханнесбург. Большинство улиц либо не оснащено тротуарами, либо они уложены эпизодически в рандомных местах. Банально, но нет тут такого понятия - "СХОДИТЬ в магазин за хлебом". Съездить - пожалуйста, даже если магазин находится в пятиста метрах от дома, но не как не сходить. Да и неудобно ходить тут, большую часть пути приходится преодолевать по проезжей части, а это тоже не приятно, поскольку...

Улица без тротуаров в Претории
Улица без тротуаров в Претории

Автомобилисты тут не уважают пешеходов. И это вторая причина. Я до сих пор удивляюсь, как тут в людях сочетается аккуратное и уважительное вождение и полное игнорирование прав пешеходов. Белый ты или черный, с иголочки одет или в лохмотьях - без разницы, на дороге ты - никто и звать тебя никак. На пешеходных переходах стой и жди, пока все проедут; редко какому водителю придет в голову притормозить, чтобы пропустить тебя. "А что со светофорами?", - резонно просите вы. Пять секунд, и это в лучшем случае, отвечу я! У вас есть 5 секунд зеленого цвета, чтобы перейти улицу на перекрёстке. Естественно, это невозможно сделать, поэтому приходится вертеть головой на 360 градусов (а с учётом того, что тут левостороннее движение, то ориентироваться куда смотреть в первую очередь бывает трудно). Ну, а про то, что светофоры часто в принципе не работают из-за лоадшеддингов, и упоминать, мне кажется не стоит даже. Слушайте, ну я серьёзно - машина поворачивает на перекрёстке, как раз там ты пытаешься перейти дорогу, прекрасно видишь водителя, он видит тебя, и ты понимаешь, что ему совершенно плевать на тебя, он не собирается рассматривать тебя в качестве вероятной помехи на его пути. Это очень раздражает.

Йоханнесбург
Йоханнесбург

Криминогенная обстановка в ЮАР. Наверное тоже имеет значение, мне сложно сказать, поскольку я с этим не сталкивался. Ну ходят какие-то щуплые бродяги - попрошайки, меня лично они не смущают. Но конечно в голове у людей сидит простой и логичный принцип - если сидеть дома и передвигаться на авто, то вероятность быть ограбленным существенно снижается. Ну да, наверное.

В тёмное время суток по этому переулку лучше не ходить без автоматчиков...
В тёмное время суток по этому переулку лучше не ходить без автоматчиков...

Вот и не понятно, то ли никто тут не ходит пешком из-за того, что это неудобно, то ли и урбанистические удобства создавать никому не приходит в голову, поскольку всё равно же никто гулять не будет...

Кстати, мне кажется, что поэтому, после падения апартеида, белые так легко отдали на разграбление центры отстроенных ими городов. Те центральные кварталы Йоханнесбурга, например, в которых мне удалось побывать, обладают всей городской инфраструктурой, где можно было бы с комфортом проводить время гуляя на своих двоих... Но никто не стал бороться за это, полагаю, потому что людям в принципе тут не особо это нужно, и возможность свободно и удобно передвигаться по улицам не является для них ценностью. Вместо этой борьбы, они предпочли отстроить себе новые деловые районы (например, Сэндтон), но даже там не часто встретишь на улицах гуляющих белых))

Менлин, Претория. Гуляй - не хочу!
Менлин, Претория. Гуляй - не хочу!

Кстати, сегодня в центре Йобурга есть достаточное количество кварталов, куда зайти и так далее (вот тут и тут у меня на этот счет есть статьи), но всё равно метлой туда не загнать среднестатистического африканера. Необъяснимый для меня парадокс.

Jewel City в Йоханнесбурге. Красивое и безопасное место для прогулок, но белых и там очень мало
Jewel City в Йоханнесбурге. Красивое и безопасное место для прогулок, но белых и там очень мало

Несмотря на вышеизложенное, и с учетом моей сильнейшей тяги (это у нас семейное) к пешим прогулкам, я не сдаюсь, и пытаюсь ломать стереотипы. Если есть необходимость и возможность, то я иду в магазин пешком, а для прогулок по городам и оживленным местам, мы формируем своего рода "кружок по интересам" любителей пеших прогулок и едем изучать новые места.