Третий воскресный день Великого пота называется "Неделей Крестопоклонной". В cубботу вечером на богослужении в центр храма торжественно выносится Крест Господень в напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе. Священники и прихожане совершают перед крестом три поклона и хором поют: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»". Это песнопение потом поется утром в воскресенье на Литургии.
Что это означает и почему орудие казни стало знаменем христианства?
Христиане поклоняются кресту как символу Непостижимой Божьей любви к человеку. Смотря на крест, чувствуется насколько велика любовь Бога к людям, ради которых Он воплотился в человеческом теле и претерпел мучительную смерть на Голгофе.
Во времена Иисуса Христа распятие было самой ужасающей и позорной казнью для мятежников и революционеров. Христос не возглавлял народы, восстания и не собирался быть земным царем. Его предали казни из ненависти и зависти книжники и законники. Сегодня трудно понять всю величину Жертвы, тогда это было сделать еще сложнее. Простой народ хотел царя-освободителя от власти Римской империи. С детства они слышали истории про великого Мессию - спасителя Израиля, образ которого никак не коррелировал с Иисусом из Назарета. "Царство Мое не от мира сего", - говорил Христос, но люди не хотели отказываться от своих фантазий.
Крестная смерть на Голгофе не просто события в истории, а спасение человечества от власти греха и проклятия закона. Апостол объясняет: "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти" (Римлянам 8:3). Иисус Христос, "принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога" (Евреям 10:12). Отныне "смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен", - писал древний подвижник преподобный Ефрем Сирин о спасении. Крест – символ великой жертвы Иисуса Христа ради нашего спасения, смотря на который мы наполняемся благодарностью и силой на пути к радости Воскресения, победы над смертью и открытию Вечной Жизни для каждого.
Как древние христиане почитали Святой Крест
Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. Некоторые христиане даже изображали фигуру креста у себя на лбу, чтобы их узнавали во время гонений как мучеников за веру. Когда сегодня христиан в насмешку зовут фетишистами, то лишь повторяют глупость язычников, убивавших христиан. Желая унизить христиан, они звали их крестопоклонниками (crucicolae).
"А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира", - открыто заявляет апостол Павел (Галатам 6:14). С самого начала Церкви Крест был не просто символом, а центральным понятием христианской веры, выражая сущность искупительной Жертвы Иисуса Христа.
Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться к концу 4 века. Широкое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, увидевшего видение огненного креста на небе с надписью "Сим победиши!"
В древности поклонение кресту праздновалось в день его возвращения в Иерусалим после того, как он был захвачен в 7 веке персидским царем. Дата выпадала на время Великого поста. Поклонение Кресту в дни самого строго поста оказалось очень поддерживающим и воодушевляющим для верующих. Так появилась Крестопоклонная неделя, отмечающая ровно середину поста.
За три недели самоограничений и молитвенных трудов у большинства накапливается усталость, а впереди еще долгий путь. Что же лучше может придать нам сил для дальнейшего усердия в посте, чем напоминание о неисчерпаемой любви Господа к нам?
Страстная Седмица уже близко, а за ней - Светлая Пасха. Любовь Спасителя к людям пусть духовно укрепит для преодоления скорбей и трудностей в дни Великого поста!