Помните, как в фильме "Зимний вечер в Гаграх" герой Александра Ширвиндта ведет передачу "Забытые имена". Посмотрев недавно эту замечательную кинокартину, мне пришло в голову написать некий очерк об одном тоже уже слегка подзабытом имени.
Герман Тимофеевич Орлов. Народный артист России. По совместительству мой двоюродный дед. Начнем, как в Большой Советской Энциклопедии. Родился 24 ноября 1921 года в деревне Красная Долина Воронежской губернии (ныне Курской области) в семье фельдшера и домохозяйки.
В 1934 году, после того, как отца призывали на службу в ряды Военно-морского флота, переехал вместе с семьёй на постоянное место жительства в город Кронштадт. Артистическую деятельность начал в 1939 году юнгой в Театре Краснознамённого Балтийского флота в Кронштадте.
С 1941 по 1945 год служил в военном Театре Балтийского флота, находясь в блокадном Ленинграде.
В 1941 году, в ноябре, был ранен. Всю войну артист участвовал в концертах на кораблях, аэродромах, в легендарной крепости «Орешек», в тылу у немцев на острове Лавасаари. В 1985 году награждён орденом Отечественной войны I степени.
В послевоенные годы стал одним из ведущих артистов советской эстрады.
Это то, что нам говорит Википедия.
***
А теперь немного из анналов семьи.
Отец его, Тимофей Михайлович Орлов, служил фельдшером, в 1944 году скончался, как рассказывала мама Германа, Полина Ивановна, отец отдавал сыну свою пайку, а сам умер от истощения, а, может быть, там было еще что-то, теперь уже никто не расскажет.
Моя прабабушка, Евгения Ивановна и мама Германа, Полина Ивановна, были родными сестрами. Они и детей родили тоже почти синхронно, моя бабушка Ираида Семеновна родилась в апреле, а Герман Тимофеевич в ноябре 1921 года. Так они и дружили до самой смерти бабушки, к сожалению она ушла в 64 года.
Из Воронежской губернии семью выгнал голод, папа Германа оказался шустрым мужчиной, его недаром звали "Орлом", перевез и свою семью, и семьи сестер своей жены в Московскую область, ныне Ногинский район. Сам пошел служить, до конца войны не дожил и семья уже по окончании Великой Отечественной войны обосновалась в городе-герое Ленинграде.
В годы войны почти все артисты, как могли, ездили по фронтам и давали концерты бойцам, чтобы поддерживать их боевой дух. Герман Тимофеевич Орлов был не исключением. Расскажу историю одной песни под названием "Джеймс Кеннеди".
Музыка для «Джеймс Кеннеди» была заимствована из английской песни «Wheezy Anna» британского конферансье, певца и композитора-песенника Лесли Сарони. В 1933 году появилась немецкая версия этой песни «Tante Anna», слова для которой написал немецкий либреттист, поэт-песенник и композитор Чарльз Амберг.
Впервые в СССР эта песня на русском языке была записана зимой 1942 года в блокадном Ленинграде в исполнении Германа Орлова и джазового оркестра Николая Минха, транслировалась в радиоэфире и получила огромную популярность. В 1944 году была выпущена грампластинка с песней.
Не знаю, можно ли здесь приводить ссылки на аудиозаписи, но приведу, заодно и узнаю:
http://www.sovmusic.ru/sam/s16484.mp3
Текст песни:
На эсминце капитан, Джеймс Кеннеди,
Гордость флота англичан, Джеймс Кеннеди,
Ни в тебя ли влюблены, Джеймс Кеннеди,
Шепчут девушки страны: Джеймс Кеннеди
Припев:
Только в море, только в море,
Безусловно, это так!
Только в море, только в море
Может счастлив быть моряк!
Вызвал Джеймса адмирал, Джеймс Кеннеди,!
Вы храбрец, как я слыхал, Джеймс Кеннеди,!
Нужно очень важный груз, Джеймс Кеннеди,,
Отвезти друзьям в союз, Джеймс Кеннеди,
Припев
Вот немецкий перископ, Джеймс Кеннеди,,
Он кричит: "машина, стоп!", Джеймс Кеннеди,
Бьет без промаха рука, Джеймс Кеннеди,
Фриц уже орет со дна: "Джеймс Кеннеди!!!"
Припев
Он в советский порт пришел, Джеймс Кеннеди,,
И машину он привел, Джеймс Кеннеди,,
Очень-очень храбрый сэр, Джеймс Кеннеди,,
Этот бритиш офицер: Джеймс Кеннеди!!!
Ну, песня, хорошая, дядя Гера привозил уже кассеты с этой записью, но самое смешное и удивительное было году в 1993, когда я познакомилась со своим будущим мужем. Он сам родился в Ленинграде, мама блокадница. Мы там слово за слово, я у него спрашиваю, как у ленинградца, не знает ли он такого артиста, Германа Орлова, вообще он не был особо известным за пределами северной столицы. Он мне говорит, конечно, знаю. У меня глаза по 6 копеек. Говорю, ну, уважаю, значит правильный ленинградец.
Выяснилось, что у бабушки моего мужа была эта легендарная пластинка, когда к маме моего мужа сватался его папа, узнав, что у них есть эта пластинка, он попросил ее в качестве приданого у будущей тещи. Вот после этого верьте или не верьте в метаморфозы судьбы. К сожалению, семья моего мужа очень много и часто переезжала с места на место, их мотало от Москвы до Курил и Камчатки, пластинка была утеряна, к сожалению, теперь есть только записи в интернете, хорошо, что хоть так.
Герман Орлов работал на эстраде в разговорном жанре, в 1953 году даже успел поработать в театре у Аркадия Райкина.
Также он периодически снимался в кино. Был занят в фильмах "Балтийская слава", "Золотая мина", "По 206-й", «Дон Сезар де Базан», «Тартюф», , "Цветы календулы", «Челябумбия» и многих других.
Вообще успех и регалии мужчины - это, в основном, труд и заслуга женщины, которая рядом с ним. Герману Орлову с такой женщиной очень повезло. Нина Алексеевна была его и ангелом-хранителем, и нянькой, и директором и импресарио. Надо сказать, что если бы не её настойчивость, не видать было нашему дяде Гере "народного". Это так, теперь уже можно про это говорить. Как говорится: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. Тетя Нина приложила руку и к моему развитию, за что ей очень благодарна, женщина она была строгая, властная, но справедливая, своих детей Бог не дал, поэтому она иногда тренировалась на внучатых племянницах.
Как же Герман радовался, когда ему присвоили звание Народного артиста России. В такие моменты он садился "на телефон", было раньше в ходу такое выражение, и обзванивал половину СССР. У меня на этот счет тоже есть открыточка. В ноябре, перед этим знаменательным событием, мы ездили отмечать его 80-летие. В театре эстрады в Санкт-Петербурге был потрясающий "Бенефис".
Дядя Гера написал 3 книги своих воспоминаний: «Монолог длиною в жизнь: Рассказы артиста эстрады» (1991), «Свой среди своих» (1996), «Откровения ленивого артиста» (2001).
Как только книга выходила из типографии, Герман тут же садился за стол, делал соответствующие дарственные надписи и потом рассылал их родным и знакомым. И такая книга есть в нашем семейном архиве.