Метапредметность – один из основных принципов современного учебного процесса. Он предполагает создание целостной картины мира в сознании учеников. Данный принцип подразумевает, что информация, получаемая ребёнком на разных уроках, складывается в единый пазл.
Ниточкой, связывающей дисциплины учебного плана, может стать литература. Для правильной интерпретации художественного текста нам необходимо подготовить детей к восприятию информации. Так, для понимания проблем социального характера, поднятых в произведении, мы обращаемся к историческим данным. Но литература не ограничивается связью только лишь с историей. Задача современного учителя – наглядно показать, что литература на самом деле становится связующим звеном между всеми изучаемыми в школе предметами.
Рассмотрим, с какими предметами и с помощью каких заданий можно связать литературу и сделать урок более живым и интересным.
- География. Иногда, читая произведение, мы сталкиваемся с названием города, которое претерпело изменение и теперь звучит по-другому. Можно предложить ребятам подготовить небольшую справку об истории этого урбанонима.
Если в произведении упоминается реально существующий географический объект, нужно открыть карту и найти этот объект. Так, место действия, о котором в тексте идёт речь, приобретёт в сознании читателей конкретные очертания.
- Биология. Если в произведении встречается наименование какого-либо растения, животного и т.д., можно задать простой вопрос из области биологии. Так будет обеспечен выход за рамки урока литературы, что поспособствует актуализации ранее полученных знаний.
Если в тексте упоминается название болезни, то можно предложить задание, связанное с описанием данного заболевания и способами его лечения. Такое задание можно использовать в профильном медицинском классе, где ребята часто задают вопрос: «Зачем нам литература, если мы собираемся стать врачами?».
- Математика. Самый простой способ связать литературу с математикой – попросить посчитать, сколько лет было автору, когда произведение опубликовали. Даже самые простые математические операции заставляют мозг работать быстрее. Поэтому важно переключить внимание ребят с одного вида деятельности на другой (с чтения на счёт).
- Иностранные языки. Можно обратить внимание ребят на иноязычные слова. Пусть они попробуют установить, из какого языка было заимствовано слово.
Интересным будет найти небольшой фрагмент произведения на изучаемом в школе иностранном языке и предложить ребятам его перевести, провести сравнительный анализ и посмотреть, как изменился текст оригинального произведения в результате перевода. Можно дать задание, связанное с адаптацией изучаемого текста для носителей другого языка.
- Информатика. Задание, связанное с трансформированием или кодированием исходного авторского текста, обычно вызывает особый интерес у ребят. Оно может быть ориентировано как на весь класс, так и выдано выборочно.
- Киберспорт. Можно предложить задание, связанное с разработкой модели компьютерной игры, основанной на сюжете изученного произведения. Это может быть как большой проект, который в дальнейшем будет представлен к защите на конференции, так и небольшая работа в качестве письменного домашнего задания.
Представленные модели заданий показывают, что литература является универсальным инструментом реализации принципа метапредметности. На уроках мы можем наглядно показать ребятам, что приобретённые ими на других предметах знания – это ценная информация, которой они могут и должны пользоваться. Ведь наш век – это век информации.
Автор - Карина Хосровян, учитель русского языка и литературы