Прокуратура Красноярского края намерена через суд забрать у «КрасКома» всю производственную инфраструктуру. Она муниципальная, но находится у компании в долгосрочной аренде. Надзорный орган считает, что частник довёл её состояние до критической точки и городскому ЖКХ нужен новый инвестор. Впрочем, эксперты не исключают, что претензии прокуроров могут иметь политический подтекст. В уставном капитале «КрасКома» участвуют городские и краевые власти.
Соответствующий иск прокуратура Красноярского края направила в суд. Она требует от мэрии города расторгнуть договор аренды с ООО «КрасКом», которое с 2006 года эксплуатирует все городские очистные сооружения, сети водоснабжения и водоотведения. Также компания арендует некоторые тепловые и электрические сети.
«КрасКом» – это бывший городской водоканал после приватизации. На момент передачи ему сетей в аренду в 2006 году частники обязались вложить в их модернизацию 48,8 млрд рублей. Но в настоящее время, по подсчётам надзорного органа, сумма инвестиций составляет всего 6,2 млрд рублей. Такие скудные по сравнению с обещанными вложения стали причиной частых коммунальных аварий в городе.
Сейчас износ сетей водоснабжения в Красноярске составляет 70–75 процентов, сетей водоотведения – 69–73 процента.
– В 2006 году между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» заключены договоры аренды на совокупность имущества казны города. По указанным договорам организации передано в обслуживание более 10 тысяч объектов движимого и недвижимого имущества. На протяжении многих лет ООО «КрасКом» должным образом не проводились мероприятия по модернизации, строительству инженерных сетей, – говорят в прокуратуре.
Власти хотели модернизации
С момента создания организация принадлежала одиозному местному предпринимателю Валерию Грачёву. В 2016 году она перешла под контроль Сибирской генерирующей компании. Грачёв согласился расстаться с компанией только после заведения уголовного дела по фактам мошенничества и нескольких месяцев в СИЗО. По странному стечению обстоятельств сразу после сделки уголовное дело было прекращено по амнистии ко Дню Победы.
При этом у муниципалитета и Красноярского края в структуре ООО в целом остаётся 26-процентная доля. В городской администрации заявили, что неоднократно указывали компании на необходимость усиления работ по модернизации сетей, и уже два года мэрия работает над переходом на механизм концессии. Он позволит «КрасКому» участвовать в федеральных программах и привлекать дополнительное финансирование. Существующий договор аренды такой возможности не даёт. Что касается обещанных инвестиций, то конкретные сроки по ним не прописаны.
– На данный момент график инвестирования согласно договору аренды со стороны «КрасКома» не нарушен. В случае, если суд примет решение о расторжении договора аренды с ним, будет проведена процедура по выбору ресурсоснабжающей организации. При этом до момента заключения иного соглашения «КрасКом» продолжит обслуживать переданные ему объекты, – заявляют «Октагон.Сибирь» в пресс-службе городской администрации.
Каждый считает по-своему
В «КрасКоме» претензии прокуратуры считают необоснованными. Представители компании отмечают, что сумма инвестиций с её стороны больше заявленной в иске – не 6,2, а 7,4 млрд рублей. А с авариями картина обратная: за последние пять лет в Красноярске число инцидентов на сетях холодного водоснабжения снижается за счёт обновления трубопроводов.
– Предприятие намерено выполнить в полном объёме условия инвестиционного проекта в сроки, указанные в договоре. В связи с тем, что с момента заключения договора аренды в 2006 году изменилось федеральное законодательство в части форм оперативного управления системами жизнеобеспечения, которое дополнилось таким инструментом, как концессионное соглашение, вопрос перехода на данную форму уже рассматривается учредителями, – сообщают в пресс-службе «КрасКома».
Очередной скандал в сфере ЖКХ снова подтверждает, что в отрасли не всё в порядке.
По последним данным, модернизация только лишь водоснабжения и водоотведения в Красноярском крае требует более 100 млрд рублей, теплоснабжения – в полтора раза больше. И это ещё самая консервативная оценка. В регионе анонсировали «масштабную» модернизацию объектов коммунального комплекса в 2023–2025 годах. Но это всего 4 млрд рублей из бюджета.
– Главная проблема – высокий износ инфраструктуры и недостаточная инвестиционная привлекательность. Это препятствует привлечению частного капитала. Как следствие, снижается качество обслуживания, – уверен председатель комитета по строительству и ЖКХ Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш.
За надзором может скрываться политика
Многие собеседники издания отмечают странность того, что претензии прокуратуры были озвучены именно сейчас. С таким же успехом о них можно было говорить и год, и два назад, и даже ещё раньше. Сложная ситуация в сфере ЖКХ – далеко не новость. Кроме того, с формальной точки зрения «КрасКом» ничего не нарушает.
– Эту тему со всех сторон и много раз уже смотрели лет восемь-девять назад. Договор составлен таким образом, что не имеет разделения по годам относительно объёма инвестиций. Есть одна большая сумма на период с 2011 по 2054 год, – размышляет красноярский общественник, директор Института развития ЖКХ Роман Казаков.
«Таким образом, пока договор не закончился, компании “КрасКом” предъявить претензии затруднительно. Они просто заявят, что намерены исполнить договор и все инвестиции в большем объёме произведут в будущих периодах».
Роман Казаков, директор Института развития ЖКХ
Источники «Октагон.Сибирь» предполагают, что инициатива прокуратуры в конечном итоге направлена против губернатора Красноярского края Александра Усса. Заканчивается срок его полномочий. В этой связи активизируются различные силы, которые не против взять под контроль такой важный регион Сибири. Отсюда же проистекают недавние претензии прокуратуры к застройке территории бывшего Красноярского комбайнового завода. Проект, как и девелопера – компанию «Сибиряк», – поддерживает руководство края.
– Таких скелетов в шкафу много в каждом регионе. Материалы по «КрасКому» давно лежали в столе у городского прокурора. Пришла отмашка сверху – их достали. Не исключено, что есть силы, которые хотят снести и краевую, и городскую команду. Насколько они влиятельные, говорит тот факт, что у них есть рычаги в органах Генпрокуратуры, которая спускает указания в регион, – уверен собеседник издания в городском совете Красноярска.