Найти в Дзене
Путешествия, туризм, наука

Почему Гаити никак не может вырваться из бедности (и причем тут Европа)

Занимающая западную часть острова Гаити одноименная республика — одно из беднейших государств мира: доходы львиной доли местного населения не превышают 1$ в день. Цены-то невысокие, но такой доход едва ли позволяет себя прокормить, поэтому местные жители живут впроголодь.

На Гаити нет экономики. Совсем нет: местное население крайне негативно воспринимает наёмный труд, предпочитая ему собирательство или преступность. Образование тоже непопулярно. Оба эти фактора восходят корнями в историю этой многострадальной страны, а бедность отягощена такими факторами, как климат и политика.

Не всем везёт получить независимость так, как она досталась, скажем, Украине или Словакии: даром, да ещё с целым мешком «подарков». Гаитяне заплатили за свободу Франции в самом буквальном смысле: они вступили в обладание своей землёй получив заодно многомиллионный долг, расплачиваться за который пришлось более 80 лет.

Это и многое другое довело некогда цветущий край до нищеты. Да-да, вы не ослышались: две сотни лет назад на острове Гаити в западной части всё было благополучно, в то время как контролируемая испанцами Эспаньола была заштатной колонией без каких бы то ни было перспектив. Жители обеих половин острова ненавидели друг друга.

Отчасти это было обусловлено языковым фактором: на западе говорили на французском и креольском, восточная половина — на испанском, языке Сервантеса и Лопе де Веги. Кроме того, не проходило и десятилетия, чтобы одни не совершили пиратского набега на других.

После каждого такого несколько лет колонии пребывали в разрухе, понемногу восстанавливая силы. А потом приходило время мстить. И так — вплоть до объявления независимости.

В XX век страны вступили как классические банановые республики. Там был похожий политический режим и схожие условия социально-экономического развития, был печальный опыт оккупации со стороны США, но вот дальше всё пошло совсем по-разному: если Доминикана теперь рай для туристов, то Гаити — чуть ли не проклятая земля.

Разница в уровне ВВП на душу населения отличается в 10 раз, плотность населения — в полтора (республика победивших рабов более густо заселена), а живут гаитяне на 20 лет меньше своих восточных соседей. В общем, это одно из мест, где государственная граница отлично видна — точь-в-точь как между двумя Кореями.

Корень этих различий кроется в истории несчастного края.

Гаитянская республика и специфика элит

В 1915 году страна попала под оккупацию США, которая продлилась вплоть до 1934 года. За это время элиты государства полностью выродились, и последующие годы у кормила власти сменяли друг друга коррумпированные по самое не балуй проамериканские лидеры.

Первым был папаша Дювалье: в политику он вошёл в качестве министра здравоохранения, отсюда второе прозвище — папаша Док. В 1957 году, вскоре после изгнания, военная хунта арестовала и выслала из Гаити избранного президента Финьолеи — он был из народа и, как считалось, мог толкнуть половину острова в объятия СССР.

Военные подавили протесты и организовали новые выборы, на которых победил Дювалье. Вскоре после этого обнаружилось, что врач ещё и жрец культа смерти вуду, последователь барона Субботы. Правда, религиозными обрядами он не ограничивался, обзаведясь домашней камерой пыток и добровольной полицией — пресловутыми тонтон-макутами. Зарплату им не платили, но они могли всласть пограбить дома своих жертв, чем не преминули пользоваться.

Медицинская сторона также не была забыта: Дювалье принудительно собирал донорскую кровь и тоннами отправлял в США. Это, впрочем, было кончено при Кеннеди — тот брезговал подобными союзниками и разорвал договор об оказании помощи кровожадному диктатору.

Дювалье умер в 1971 году. Ему унаследовал 19-летний сын, Жан-Клод, который правил аж до 1986 года, пока в стране не прогремела революция. Несколько лет в стране шла гражданская война и бесконечная череда политических убийств.

В 1991 власть попала в руки святого отца Жана-Бертрана Аристида. Казалось бы, Гаити должно было вздохнуть с облегчением, но не тут-то было: Аристид не стеснялся делиться рецептами «правильного сожжения» людей — для этого их нужно было снабдить ожерельем в виде шины с залитым внутрь бензином.

Впрочем, в остальном священник был вполне цивилизованным: например, любил писать музыку и играть на разных музыкальных инструментах. Поэтому когда его свергли, США проявили инициативу и вернули ему «трон». В 2000-м случились перевыборы, а в 2004-м — новый переворот.

Только-только Гаити оправилась от этого «святого человека», как в 2010-м случилось землетрясение. Катастрофа сгубила 200 000 человек и ещё столько же сделала инвалидами — притом что в 10 раз больше людей лишились жилья. Ущерб оценили в 6 миллиардов, мировое сообщество предоставило помощи на 10 миллиардов, из которых 93% оказались украдены, а оставшихся не хватило даже чтобы починить президентский дворец.

Следом, в 2016-м, пришёл ураган «Мэтью». Он едва ли мог причинить колоссальные разрушения уже разрушенной стране, но послужил отличной возможностью, лазейкой для легализации похищенной международной помощи.

На выходе мы имеем 70% безработицы, колоссальный уровень бедности и такое положение дел, что рабский труд на плантациях работорговцев в Центральной Америке для большинства гаитян — облегчение.

Впрочем, работать они не любят, поскольку не верят в то, что смогут получить за свой труд заработную плату (правила хорошего тона не запрещают местным бизнесменам кидать наёмных сотрудников при первой возможности, а у последних есть лишь гипотетическая возможность отомстить, взяв вместо денег кровь или жизнь обидчика).

Не так давно в республике снова сменился президент: предыдущего, Жовенеля Моиза, по прозвищу король Бананов Гаити, убили в собственном доме, невзирая на эшелонированную охрану: те пропустили убийц, так как те представились американскими чиновниками из управления по борьбе с оборотом наркотиков…

Об убитом Моизе переживать и скорбеть не стоит: он был вор, каких мало, и чертовски талантливый управленец — даже американские власти, поспособствовавшие его избранию, неоднократно признавали, что он совершенно недееспособен.

Но вот изменится ли жизнь в стране к лучшему после произошедшего? Очень сомнительно. Убийство, кстати, до сих пор не раскрыто, хотя власти Доминиканы настаивают, что всему виной колумбийские наркокартели.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:
7 привычных нам вещей, которые изначально изобрели с совершенно другой целью

5 городов России, которые стали историей и призраками: почему они исчезли?

3 популярнейшие звезды, которые решили жить отшельниками и без камер