Найти в Дзене
Salad

Почему мороженое и шоколад вызывают привыкание? Это часть циничного заговора, чтобы сделать вас жирными, а пищевые компании супербогатыми

Почему мороженое и шоколад вызывают привыкание? Это часть циничного заговора, чтобы сделать вас жирными, а пищевые компании супербогатыми, пишет один конспиролог. И что-то разумное в его доводах есть.

Когда вы подносите вилку с едой ко рту, неважно, сидите ли вы за ужином с семьей или жуете бургер на вынос во время прокрутки телефона, вы, вероятно, думаете, что это ваше решение.

Особенно, если вы едите то, что, как вы знаете, плохо для вас. В конце концов, у вас есть свобода воли. Так почему же вы продолжаете делать неправильный выбор?

Потому что, вы не свободны. Вы являетесь частью системы, настолько обширной, такой сложной, настолько мощной и настолько тесно вплетенной в повседневную жизнь, что вы вряд ли даже знаете, что она, система, там есть. Каждый выбор, который вы делаете, все, что вы покупаете и едите, основан на работе этой гигантской машины, в которой каждый из нас является невольным винтиком. Продовольственная система больше не является просто средством питания. Это одна из самых успешных и инновационных отраслей на Земле, но она же и наносит ужасный удар по нашему организму. Более 80 процентов обработанных продуктов питания являются нездоровыми - с низким содержанием клетчатки и высоким уровнем соли, рафинированных углеводов, сахара и жиров. Это не потому, что производители продуктов питания вредители: это просто вопрос спроса и предложения.

Поскольку наш вид эволюционировал в мире, где калории было трудно добывать, мы склонны наброситься на что-либо с высоким содержанием жира и сахара. Нездоровую пищу легче продать. Поэтому компании инвестируют больше в ее разработку и маркетинг. Это, в свою очередь, еще больше расширяет рынок. Чем больше рынок, тем больше экономика.

В результате высокообработанные продукты в среднем в три раза дешевле в пересчете по калориям, чем более здоровые продукты. Мы живем в изобилии дешевой, нездоровой, обработанной пищи, перед которой нам трудно устоять. Продовольственная система находится в центре многих наших текущих проблем. Большинство всех форм длительных заболеваний, от болей в спине до рака и даже депрессии, либо вызваны, либо усугубляются нашей плохой диетой.

Эта система берет свое начало после Второй мировой войны, когда человечество столкнулось с экзистенциальной проблемой: как вырастить достаточно продовольствия, чтобы избежать массового голода? И вот появился блестящий (и малоизвестный) американский ботаник по имени Норман Борлауг, которому с помощью генной инженерии удалось развести сорт пшеницы с удивительными урожаями, которые собирают в три раза больше зерна с того же участка земли.

Приняв более продуктивные методы Борлога, фермеры по всему миру спасли миллионы людей от голода. Это то, что стало называться Зеленой революцией. Созданная нами продовольственная система отдает предпочтение количеству, а не качеству. Мы изменили нашу диету в соответствии с этой системой, и эта диета теперь делает и нас, и нашу планету больными.

Но не только обилие еды создало эту проблему. Это также особая природа сегодняшней еды.

Биологически мы все еще охотники-собиратели. Если вам нужно искать пропитание, имеет смысл искать то, что дает вам больше калорий, чем вы потратите. Мед, например, содержит в шесть раз больше энергии, чем эквивалентный вес ягод. Когда мы едим мед, наши вкусовые рецепторы реагируют с большим удовольствием: естественный механизм обратной связи, чтобы вознаградить нас за поиск такого щедрого источника энергии.

Тяга еще сильнее, когда жир и сахар сочетаются в соотношении 1 к 2: соотношение, содержащееся в грудном молоке. Производители используют эту формулу в мороженом, молочном шоколаде и печенье, зная, что мы находим ее неотразимой. Даже якобы соленые продукты, такие как готовые блюда, часто дополняются сахаром и жиром, чтобы придать им вкус. Помимо того, что этот вид пищи легко продавать в больших количествах, его дешево приготовить. Зеленая революция, начатая Борлаугом, создала обилие сахара, муки и растительного масла. Поэтому по уважительным коммерческим причинам компании вкладывают много денег в исследование, разработку и продвижение продуктов питания, которые в основном состоят из этих ингредиентов. Это исследование предназначено не только для того, чтобы захватить большую часть рынка, но и для роста самого рынка. Молодых маркетологов учат «эффекту потребления», а это означает, что потребители, у которых в доме больше еды, будут есть ее еще больше. Такие акции, как классическая «купи один, возьми один бесплатно», предназначены для того, чтобы убедить покупателей купить и забрать домой больше, чем они планировали.

Но не вся вина лежит на производителях. В большинстве современных домохозяйств оба взрослых должны работать, просто чтобы заплатить арендную плату или ипотеку. За последние 60 лет среднее время, потраченное на приготовление ужина, сократилось с полутора часов до чуть более 30 минут. И чем меньше нам нужно готовить, тем меньше вероятность того, что мы научимся готовить, что делает нас все более зависимыми от удобной пищи.

Производители зарабатывают почти все свои деньги на мороженом, сладостях, сладких напитках, чипсах, печенье, тортах и высококалорийных, сладких и жирных готовых блюдах и соусах.

Продовольственные компании, как и потребители, оказались в ловушке этого цикла. Что должны делать боссы компаний? Если они перестанут делать и продавать нездоровую пищу, кто-то другой это сделает. Они потеряют свое конкурентное преимущество.

Почти на протяжении всей истории человечеству просто не хватало еды. Но после Зеленой революции у нас возникла противоположная проблема: высококалорийная пища настолько дешева и повсеместна, что мы изо всех сил пытаемся ее не есть. Мы становимся толще и больнее, потому что живем в неблагополучной продовольственной системе. На протяжении десятилетий обилие соли и сахара в обработанных продуктах переобучило наши вкусы, так что теперь мы хотим этого во всем, что мы едим.

Мы не можем выйти из цикла нежелательной пищи, не изменив саму систему.