Найти в Дзене
Life.Akbars

Надонатить на мечту: как люди собирают деньги на свои проекты

Оглавление

Что общего между развитием экофермы в Тульской области, созданием настольной игры по советской истории, строительством модели-реконструкции ботика Петра I и ремонтом пёсокафе в Новосибирске? Авторы этих проектов собирают средства на финансирование своих идей через специальные сайты — краудфандинговые платформы.

Этой возможностью активно пользуются не только общественные организации и благотворительные фонды. На краудфандинговых платформах, например, ведут сборы российские рок-группы и издатели календарей про старинные наличники.

В статье рассказываем, что такое краудфандинг, как он устроен и на какие проекты можно собирать средства, а также про подводные камни такого привлечения инвестиций.

Что такое краудфандинг

Краудфандинг — это добровольный сбор денег или других ресурсов для реализации проектов: творческих, благотворительных, социальных. Встречаются сборы средств и на личные цели.

Термин «краудфандинг» ввел в 2006 году журналист Джефф Хау, но сам метод существует давно. Например, люди добровольно собирали средства на строительство храмов или общественных зданий еще в начале XX века.

Как это работает

Чаще всего для сбора средств используют сервисы народного финансирования или краудфандинговые платформы. Они отличаются тематикой и аудиторией.

Сервисы Planeta.ru и Boomstarter.ru охватывают направления бизнеса, музыки, дизайна, технологий, общественных инициатив. Платформа dobro.ru работает с благотворительными фондами. На сайте kroogi.com можно поддержать проекты любимых исполнителей и групп.

Для запуска сбора нужно зарегистрироваться на краудфандинговой площадке и создать страницу своего проекта. Затем прописать цель сбора, точную сумму, смету расходов, срок кампании. Дополнительно указать, где найти информацию о ходе сбора и этапах реализации проекта.

Участники краудфандинговых кампаний не просто жертвуют деньги — они меняют их на вознаграждение, не обязательно материальное. Это может быть упоминание на сайте проекта или в соцсетях, благодарственное письмо, открытка, сувенир. Организатор сбора прописывает, на какое вознаграждение может рассчитывать участник при переводе той или иной суммы.

Важная особенность: сумма сбора должна включать стоимость изготовления материальных вознаграждений и их доставку, налоги, которые платит организатор сбора, комиссию платформы.

Каждая площадка сама определяет размер комиссии. Например, Planeta.ru берет 15% от собранных средств при условии, что сбор набрал от 50% до 99,9% от заявленной суммы. Если удалось собрать 100% и больше, комиссия составит 10%. Если менее 50%, кампанию признают несостоявшейся, а деньги вернут участникам сбора.

На Boomstarter.ru разработали тарифную сетку. За размещение информации о сборе можно заплатить от 4,9 до 59 тыс. ₽. Тарифы отличаются набором дополнительных услуг: размещение информации в соцсетях платформы, рассылка по почте, помощь в написании текста заявки, продвижение в СМИ. Кроме того, при выводе средств придется заплатить комиссию в 3,9% от суммы сбора. Минимальная сумма для вывода — 100 ₽.

«Краудфандинг показал, что люди нам доверяют»

Алексей Собченко живет в Москве. Вместе с друзьями-инженерами он основал стартап «Медитроника». Ребята производят высокотехнологичные протезы ног и стоп для детей и взрослых.

В 2021 году решили купить 3D-принтер, чтобы уменьшить массу протеза стопы и снизить его стоимость. Стоимость проекта — 1,5 млн ₽. Часть денег на покупку оборудования решили собрать через краудфандинг.

— Идея воспользоваться краудфандингом пришла спонтанно. Мы нашли на Planeta.ru похожий проект и по шаблону создали заявку на сбор средств, — рассказывает руководитель «Медитроники». — Собрать планировали 290 тыс. — размер первого взноса по договору лизинга. Даже если бы мы не собрали всю сумму, история о «Медитронике» и нашей работе осталась бы в медиапространстве.

3D-модель протеза стопы. Источник: «Медитроника»
3D-модель протеза стопы. Источник: «Медитроника»

О сборе средств ребята из «Медитроники» рассказали в своих соцсетях, сделали публикации на нескольких популярных сайтах.

— В комментариях к посту завязался конфликт между одним товарищем, который обвинял нас в нечестности, и другими пользователями, — вспоминает Алексей Собченко. — Перепалка длилась больше суток. В итоге пост попал в топ, его заметил youtube-канал «Время-вперед!». Они рассказали о нашем проекте. Примерно 40% суммы закрыли их зрители.

Люди переводили от шести до 150 тыс. ₽. Взамен получали персональную благодарность. За перевод в пять-десять тысяч имя жертвователя наносили на один из протезов. За 15 тыс. ₽ можно было побывать на экскурсии по производству. Пользователь, который перевел 150 тыс. ₽, пожелал остаться анонимным и попросил записать видеоэкскурсию для детей.

Результаты краудфандинговой кампании от проекта «Медитроника»
Результаты краудфандинговой кампании от проекта «Медитроника»

Краудфандинговая кампания, по словам собеседника, стартовала в конце 2021 и длилась полтора месяца. Всего удалось собрать 726 тыс. ₽. В феврале началась СВО, курс доллара вырос, стоимость принтера увеличилась с 1,5 млн до 2,5 млн ₽. В итоге деньги направили на аренду помещения, закупили принтеры дешевле, наняли инженера.

По словам Алексея, краудфандинг помог собрать вокруг «Медитроники» сообщество неравнодушных людей. Во время кампании активно росло количество подписчиков в телеграм-канале проекта. Там ребята нашли инженера и набрали фокус-группу для тестирования обновленных изделий.

Сейчас ребятам из «Медитроники» удалось снизить вес протеза стопы с 900 граммов до 690.

— Чтобы расти дальше, нужны большие средства, краудфандинг с такой задачей не справится. Поэтому в планах — классические методы привлечения инвестиций. Но от него мы не отказываемся. Это отличная возможность показать потенциальным инвесторам, что люди нам доверяют, — отмечает Алексей Собченко.

Другие истории удачного краудфандинга читайте в продолжении нашей статьи по ссылке.

Понравился текст? Ставьте лайк, это поможет продвижению! ❤️