Найти тему
Строки на веере

Князь Андрей Боголюбскийблагословение и святая месть

Детство, отрочество

Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукова и половецкой княжны, дочери хана Аэпы. Родился приблизительно в 1100 г. в городе Суздале.

В то время князь не мог оставаться только правителем области, в которой он был посажен на княжение, наряду с административной функцией правителю следовало совмещать роль воеводы при дружине.

Не только на Руси, но и во всем мире повсеместно менталитет средневекового человека олицетворял фигуру правителя с существующей властью, и военачальника с его армией. А значит: достаточно убить князя, и власть изменится, достаточно зарубить воеводу, и его отряды, лишенные координирующего и волевого центра, будут вынуждены бежать в рассыпную.

Поэтому воспитание в детях воинских качеств, начиналось с самого раннего времени. И Андрей познавал воинскую премудрость непосредственно в походах, сопровождая отца. От природы он был человеком храбрым, любил идти в бой впереди полков, позволяя своему коню заносить его в гущу врагов. Он презирал опасности, пьянея от бурной схватки. Так что, если бы княжий сын не был православным, о нем могли бы писать как о неком воплощении бога войны Марса.

Внешне он походил на своего деда Владимира Мономаха, был красивым и статным человеком, не высоким, плотного, коренастого сложения, очень сильный. У князя было приятное лицо, высокий обрамленный рыжими кудрями лоб, большие глаза.

Он женился в 48 лет на дочери боярина Степана Ивановича Кучки, Иулите, от которой у него было пятеро детей.

Княжение

В то время на Руси распространялись философские учения Феодосия Печерского «О идее господства церковной власти над светской». Нужен был какой-нибудь объединяющий символ, который бы помог централизовать власть. Почиталась философия Нестера Летописца, говорящего о богоугодном властелине, и об идее удельной власти. «Каждый да держит отчину свою».

Прислушиваясь к советам церкви, и сделав из них свои выводы, Андрей централизует власть в своих руках, не давая клочка земли ни братьям, ни сыновьям. Из-за чего его мачеха взяв с собой младших братьев Великого князя, была вынуждена уехать в Константинопль, где император Мануил принял их с распростертыми объятиями, когда еще у греко-византийской церкви появится такая возможность научить на свой манер будущих князей русских.

-2

Святое благословение

С именем Андрея Боголюбского было связано одно необыкновенное событие, расцененное Православной церковью как знак свыше. Случилось это в 1158 году, когда он ехал занять Ростово-Суздальский престол.

По дороге из Киева, на опушке леса, телега, на которой будущий князь перевозил икону Образ Пресвятой Богородицы, вдруг по неизвестной причины не смогла двигаться дальше. Ноги коней точно вросли в землю. Странное событие тотчас же было донесено Андрею, и тот счел это хорошим знаком, и повелел основать на этом месте город Боголюбов. В летописи того же года написано: «Постави Ей (Богородице) храм на реце на Клязьме две церкви камены и створи град камен». Сказано, сделано. И вскоре на холме возвышался княжеский дворец, были выстроены церкви и соборы. К сожалению, не сохранившиеся, до наших дней.

Проклятие Великого князя

О смерти Андрея Боголюбова ярко повествует некто Микула, вызванный самим князем на строительство Боголюбова. Микула был не только зодчим, но и автором «Сказания о чудесах Владимирской Богоматери», «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», и других произведений.

«В год 1175. – Пишет Микула, – Убит был Великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника Святых Апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбове от Владимира, как и Вышгород от Киева...

...состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев пре­ступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князя казнить, возбудился он по дья­вольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам, как когда-то Иуда к евреям, стремясь угодить отцу своему, сатане, и стал говорить: "Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом"! И задумали убийство в ночь, как Иуда на Господа.

Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя как дикие звери, но, пока шли они к спальне его, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, опустясь в погреба, на­пились вина. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи — всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный заговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Когда, схватив оружие, как звери свирепые приблизились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей: "Господин мой! Господин мой..." И князь отозвался: "Кто здесь?" — Тот же сказал: "Прокопий...", но в сомненье князь про­изнес: "О, малый, не Прокопий..." Те же, подскочив к дверям и по-яяв, что князь здесь, начали бить в двери и силой выломили их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом Святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он: "О, горе вам, бес­честные, зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть Бог отомстит вам за мой хлеб!" Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока стояли они так, сказал один: «Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз». И воскликнули все: «Ищите его!»— и бросились все взглянуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И сказали: «Теперь мы погибли! Скорее ищите его!» И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу...

И пока он молился о грехах своих Богу, сидя за лестничным столбом, заговорщики долго искали его — и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, сказал: «Господи, в руки тебе передаю душу мою», — и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья...».

При жизни князя Андрея называли русским Соломоном, прославляя его ум, и авторитет доброго, но строгого владыки. Микула, который вполне мог оказаться свидетелем убийства, так как работал в это время по повелению князя в городе, и, скорее всего, как гость жил в отведенных ему комнатах дворца, сравнивает его с Христом. Он не мог расслышать последних слов князя, так как согласно документу, смертельно раненный Андрей не кричал, к Богу, а смиренно молился, но Микула усмотрев сходство в Христом, приписал ему их, не видя в этом дурного. После смерти Андрея, было произведено ряд следствий, в результате которых Микула, мог выяснить и неизвестные ему подробности. А вот как описывает сцену убийства князя Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского»:

«Великий князь, женатый — по известию новейших летописцев — на дочери убиенного боярина Кучка, осыпал милостями ее братьев. Один из них приличился в каком-то злодействе и заслужил казнь. Другой, именем Иоаким, возненавидел государя и благотворителя за сие похвальное действие правосудия, внушал друзьям своим, что им будет со временем такая же участь, что надобно умереть или умертвить князя, ожесточенного старостью, что безопасность есть закон каждого, а мщение — должность. Двадцать человек вступили в заговор. Никто из них не был лично оскорблен князем, многие пользовались его доверенностью: зять Иоакимов, вельможа Петр (у коего в доме собирались заговорщики), ключник Анбал Ясин , чиновник Ефрем Моизович. В глубокую полночь они пришли ко дворцу в Боголюбове.., ободрили себя вином и крепким медом в княжеском погребе, зарезали стражей, вломились в сени, в горницы и кликали Андрея. С ним на­ходился один из его детских или отроков. Услышав голос Великого князя, злодеи отбили дверь ложницы, Андрей напрасно искал меча своего, тайно унесенного ключником Анбалом; сей меч принадлежал некогда Святому Борису. Два человека бросились на государя; сильным ударом он сшиб первого с ног, и товарищи в темноте умертвили его вместо князя. Андрей долго боролся; уязвляемый мечами и саб­лями, говорил извергам: «За что проливаете кровь мою? рука всевышнего казнит убийц и неблагодарных!» … Наконец упал на землю. В страхе, в замешательстве они схватили тело своего товарища и спешили удалиться. Андрей в беспамятстве вскочил, бежал за ними, громко стеная. Убийцы возвратились, зажгли свечу и следом крови Андреевой дошли в сенях до столпа лестницы, за коим сидел несчастный князь. Петр отрубил ему правую руку; другие вонзили мечи в сердце: Андрей успел сказать: «Господи! в руце твои предаю дух мой!» – и скончался».

Проклятье сбылось

После смерти князя Андрея, правил его младший брат Михаил, но это правление продлилось всего один год. Михаил всегда был болезненным, и ко времени смерти старшего брата был уже обречен. Правда, так же как и брат он был храбр, и не отказывался даже от обязанности воеводы, но в бой его носили только на носилках.

После него власть перешла к самому младшему сыну Долгорукого – Всеволоду, прозванного в последствии «Большое гнездо» из-за огромного потомства оставленного им.

В ходе расследования по делу предательского убиения князя, выяснилась причастность его жены Иулиты Степановны, за что она была казнена. Все участники кровавой расправы над князем были казнены, и самое страшное наказание постигло братьев Иулиты, которые были зашиты в короб и брошены в озеро. Причем, их было запрещено вытаскивать из воды, и хоронить.

С точки зрения христианина смерть в воде – позорная смерть. Так сбылось проклятие князя.

-3

Святой мученик

За время правления Андрея Боголюбского был укреплен Владимир и Суздаль, образовалось новое княжение, охватившее северо-восточную Русь. При жизни и после смерти Андрей чтился как благочестивый монарх, построивший множество Храмов во славу Церкви. Его мученическая смерть произвела такое сильное впечатление на потомков, что в летопись было внесено Сказание, провозглашающее Великого князя как святого. Официально же он был канонизирован, лишь, когда в 1702 году его мощи были найдены в Успенском соборе Владимира.