Свердловские врачи в течение месяца передавали опыт коллегам и проводили детскую диспансеризацию в городе Снежное Донецкой народной республики.
Руководителем бригады был наш однопартиец Марк Ицкович – клинический психолог, психотерапевт, ветеран боевых действий, секретарь первичного отделения и член политсовета Верх-Исетского местного отделения «Единой России».
– Марк Матусович, тема психологической реабилитации людей, которые находятся в зоне боевых действий, очень актуальна. Соответствующую задачу поставил и Президент. Расскажите о своей недавней поездке на Донбасс.
Эта командировка была по линии минздрава РФ в ноябре 2022 года. Цель – позаботиться о здоровье детей, которые живут в новых российских регионах. В сборной бригаде Свердловской области было 12 врачей. За месяц мы обследовали состояние здоровья у 2 105 детей в Снежном. Поделились методикой диспансеризации с местными врачами.
Состояние здравоохранения там (на тот момент) мы увидели очень устаревшим. Восемь лет детей практически никто не наблюдал. У 80% осмотренных выявили различные заболевания. Это очень много, для сравнения, в России этот показатель максимум 15%. В основном обнаружили заболевания позвоночника, эндокринной и репродуктивной систем, желудочно-кишечного тракта. У 60-65% детей также есть психические травмы.
Вместе с министром здравоохранения ДНР пришлось вводить трехуровневую систему, как в России. При необходимости детей должны направлять на углубленное обследование, если требуется – в федеральный центр.
Сейчас система здравоохранения на Донбассе налаживается, завозят современное оборудование. Многим пациентам из отдаленных территорий теперь не надо ехать в Донецк с риском попасть под обстрел. Это только начало. Россия протянула щедрую руку помощи по линии медицины – мы это увидели своими глазами.
– Выявленные у детей психотравмы обратимы или оставят след на всю жизнь?
Думаю, к сожалению, последствия останутся на всю жизнь, но можно нормализовать состояние. Дети и их родители стараются жить обычной жизнью – но вынуждены делать это в режиме постоянного выживания под обстрелами. Представьте. Детский сад, в который мы приезжали, весь в залатанных дырах от обстрелов «Хаймерсом». В каждом здании, где приходилось бывать, видели открытый вход в подвал, там стоят скамейки и запас воды.
– Что можно посоветовать людям в такой ситуации для сохранения психологического равновесия?
Совет простой: как можно больше любить детей. В ситуации кризиса и ужаса включаются базовые родовые механизмы: забота о своих. Когда ты знаешь, что стоит подать знак – и к тебе в лице родителей придет на помощь весь твой род. А если при этом добавляется и государственная забота – а она реально есть на Донбассе, то возникает ощущение, что за твоей спиной – великая страна.
Жители Донбасса очень долго ждали Россию. Первое, что мы услышали, когда оказались на донбасской земле: «Наконец-то вы здесь!» Люди очень настрадались.
Другие советы. Поддерживайте свое здоровье – это база. Заботьтесь о близких. Есть правило психологов: не меньше семи «поглаживаний» в день (комплиментов, объятий). Тогда человек будет гораздо спокойнее. А когда мы спокойны, в мозгу активизируются участки, отвечающие за творчество. В таком состоянии мы способны справиться с чем угодно и придумать решение любой проблемы.
– Реабилитация требуется и нашим раненым защитникам Отечества, вернувшимся к гражданской жизни…
Очень хорошо, что Президент поставил такую задачу, а «Единая Россия» поддерживает его политику. Нужно помогать участникам боевых действий пройти психологическую реабилитацию. Боевое посттравматическое расстройство, безусловно, надо лечить. Есть методы психотерапии. Необходимо показывать этим людям перспективу будущего. И в этом мы все реально можем помочь.
Любой военнослужащий, вернувшийся из зоны боевых действий, должен пройти 1,5-месячную реабилитацию, в том числе психологическую. Есть соответствующие нормативные документы. Да, больший процент в силу стереотипов отказывается от психиатрической помощи. Но предусмотрено и обычное лечение у неврологов, физиотерапевтов, курс витаминов и седативных средств, нацеленных восстановить истощенную нервную систему.
Если не лечить боевую травму, она не изгладится из сознания полностью. Шоковые переживания будут возникать с прежней интенсивностью каждый раз как человек вспомнит ужас войны. Триггером может стать даже резкий звук.
Пережившие военные действия люди очень ценят жизнь. После прохождения реабилитации из них получаются прекрасные наставники для молодежи.
Даже если человек получил инвалидность, важно помнить: ты не один, есть волонтерские организации, социальные НКО, жизнь продолжается. Человек не исключен из общества, возможна трудовая адаптация. Считаю, нужна разъяснительная работа со стороны здравоохранения, социальных служб, «Единой России»…
– Расскажите о своей семье и опыте работы немного подробнее.
Мои родители всю жизнь посвятили обороне страны. Отец Матус Ицкович был директором Новосибирского инструментального завода, а мама Людмила Егоровна – военным инженером-конструктором: участвовала в разработке систем энергоснабжения для баллистических ракет.
Я по профессии клинический психолог, психотерапевт. Работал в психиатрической больнице, коррекционной школе, лицее. Потом служил в полиции, юстиции. Занимался предупреждением суицидов среди личного состава, затем – среди осужденных. В 2008 году ездил в командировку в Чечню, мы охраняли комплекс правительственных зданий, участвовали в боевых действиях. После завершения службы стал директором коррекционной школы для детей с церебральным параличом. Также мне доверили заведовать системой работы клинических психологов, которые оказывают помощь матерям и детям в кризисной ситуации. Являюсь экспертом минздрава РФ в этой сфере.
В Екатеринбурге живу с 1998 года. В «Единую Россию» вступил в 2011-м. Считаю, что это партия заботы о людях, социальной справедливости. «Единая Россия» может помочь людям, пострадавшим в зоне боевых действий, вовлекая их в различные проекты, помогая почувствовать себя нужными и увидеть перспективу.
ДВА ПРАВИЛА
Советы от клинического психолога тем, кто общается с близкими, находящимися в зоне боевых действий.
1. Не сообщайте никаких плохих новостей. Не жалуйтесь на проблемы. Военнослужащий любит близких, но вырваться из зоны боевых действий сию минуту не может. Стресс усиливается. Тревога снижает внимание, быстроту реакции, способность анализировать, что может стать роковым в условиях боевых действий.
2. Чаще говорите защитнику Отечества слова любви и поддержки.