Принято считать, что информатика - это легко, дети мотивированы на изучение этой науки, все знают, понимают и быстро схватывают (ведь современные дети с пеленок имеют дело с разными гаджетами, которые активно подсовывают своим чадам их занятые своими делами родители). Однако на деле учителя сталкиваются с огромной проблемой, связанной с мотивацией школьников к изучению информатики. Все потому, что школьники с первых уроков сталкиваются с реальностью: информатика - фундаментальная наука, которая очень тесно связана с математикой и физикой. Развлечений на уроках нет и не будет, будет сложная теория, которую надо понимать, заучивая и осознавая термины, задачи, которые нужно решать (и не всегда с помощью компьютера), практические работы, исследовательские проекты и многое другое. Более того, наука не стоит на месте, нужно постоянно отслеживать появление новых средств, технологий, причем не только педагогу, но и детям. Плюс ко всему обеспечение школ очень отстает от того, что видят многие школьники дома.
Вот и получается, что педагогу приходится постоянно быть в напряжении, искать новые методики, средства, технологии.
Кто придет ему на помощь? Конечно педагогические вузы! Сейчас в 33 педагогических вузах открыли технопарки универсальных педагогических компетенций и педагогические кванториумы. Шадринский государственный педагогический университет не стал исключением, технопарк есть и у нас, педагогический кванториум так же вот-вот откроется.
Миссия технопарка универсальных педагогических компетенций Шадринского государственного педагогического университета - подготовка учителя будущего поколения к применению современных образовательных инструментов и технологий, роботизированных систем, автоматизированного проектирования в профессиональной деятельности.
Цели:
1) подготовить будущих педагогов к применению в своей профессиональной деятельности междисциплинарных знаний;
2) оказывать помощь педагогическим работникам образовательных организаций в профессиональном развитии;
3) организовать обучение студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научно, физико-математической и технологической направленностей с использованием современного оборудования;
4) оказание помощи школьникам, студентам и педагогам в приобретении опыта взаимодействия с техносферой.
Но вернемся к теме статьи и ответим на вопрос, как же вернуть интерес к изучению такой сложной, но очень важной и нужной школьной дисциплине - информатике с помощью оборудования, методического инструментария технопарка и педагогического кванториума. Эта статья будет посвящена начальной школе.
Изучение информатики как отдельной школьной дисциплины может начинаться с начальной школы. Для этого разработаны специальные программы по информатике для малышей (А.В. Горячев, Н.В. Матвеева и др.). Применяемые в процессе обучения информатике в начальных классах методы, методические приемы, формы и средства должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1—4-х классов.
Давайте прежде разберемся, что же может выступать тем особым стимулом, с которого зарождается интерес, который впоследствии перерастет в мотивацию к изучению информатики.
Этим стимулом могут быть:
- формы обучения: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-викторина, конкурс занимательных задач, информбой, информаукцион;
- методические методы и приемы: занимательные примеры, парадоксальные факты, анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей; рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов, занимательные аналогии;
- средства обучения: оборудование технопарка (VR\AR, интерактивные панели, робототехнические устройства, квадрокоптеры, цифровые видео и фотокамеры и пр.).
Использование новейших методов, технологий и средств способно стимулировать учащихся к получению более глубоких знаний в области информатики.
Для этого в технопарке УПК ШГПУ были разработаны обзорные и предметные экскурсии и мастер-классы для школьников разных возрастных групп.
Приведем некоторые темы, которые можно предложить школьникам и педагогам в рамках реализации проекта "Лабораториум":
1. Как использовать инструменты интерактивной панели для создания собственного дизайн-проекта (интеграция ИЗО и информатики).
2. Робогонки - это серьезно!
3. 3Dметки в программе EV Toolbox.
4. Использование приложения GCOMPRIS для создания мультфильма.
5. Использование приложения GCOMPRIS: учение не для развлечения.
6. Виртуальные миры: прогулки по Солнечной системе.
7. Использование интерактивной панели на этапе рефлексии (интерактив для педагогов).
8. Использование инструментария технопарка для подготовки выступления, доклада: интерактивная панель, редактор для создания презентаций Flyvi, интерактивная стойка (интерактивный практикум для педагогов).
9. Использование 3D-атласа при изучении темы "Человек" на уроках окружающего мира.
10. Использование набора BITRONICS LAB на уроках окружающего мира по теме "Человек".
11. Звук - это интересно! Обработка звука с помощью программы Audacity.
Конечно, никто не отменял и традиционных способов стимулирования и мотивации на уроках информатики. Приведем некоторые примеры.
Преподавателями кафедры физико-математического и информационно-технологического образования И.Н. Слинкиной и Н.Н. Устиновой была разработана и используется авторская программа по информатике для начальной школы (трехлетний курс 2-4 классы).
Данный курс информатики в начальных классах построен на основе единой сюжетной линии: путешествие в Волшебную страну "Информатику", в которой живут любознательные гномы и добрые феи. Объяснение нового материала сопровождается элементами занимательности, , которые эффективно использовать в сопровождении с новейшим интерактивным оборудованием технопарка. Например, при объяснении материала на тему «Циклы», нами используется следующая занимательная история:
«Гномы Волшебной страны решили отдохнуть и поехали на природу. Гном Ученый предложил совместить отдых и изучение живой природы. Гном Изобретатель стал наблюдать за насекомыми, чтобы изобрести новый механизм, гномы Непоседа и Болтун решили ловить в озере рыбу, а гном Огородник собирал ягоды. Робот Чип был рядом с гномом Огородником и захотел помочь. Гном долго объяснял алгоритм сбора ягод, но после этого Чип собрал лишь десять штук и остановился, заявив, что команды закончились. Гном Ученый, наблюдавший за стараниями робота, решил усовершенствовать алгоритмы, по которым работал Чип, так как некоторые действия ему приходилось повторять несколько раз. Давайте вместе составим алгоритм, который дал Чипу гном Огородник. Алгоритмы, в которых действия повторяются, называются ЦИКЛИЧЕСКИМИ».
Далее учащимся объясняется, что такое циклы и как записать подобные алгоритмы без использования занимательного материала.
В рабочих тетрадях, разработанных нами, много и занимательных заданий, направленных на закрепление практических умений. Все эти задания эффективнее использовать при наличии интерактивного инструментария (графических планшетов, интерактивных панелей и т.п.). Например:
№1. Откройте программу калькулятор. Сосчитайте с помощью калькулятора, чей путь короче – волка или лисы. Обведите героя, который первым добежит до цели.
№2. Одним из любимых сказочных персонажей у жителей Волшебной страны является Чебурашка из сказки Эдуарда Успенского. Гном Художник нарисовал Чебурашку, но злая колдунья испортила рисунок. Соберите и склейте рисунок с помощью графического редактора.
№3. В компьютер УМ-1 пробрались вирусы. Они разрушают его. Спаси компьютер. Удали все вирусы с помощью ластика, восстановив при этом недостающие фрагменты рисунка с помощью инструментов интерактивной панели.
№4. С помощью инструментов интерактивной панели помогите переодеться героям сказки «Кот в сапогах».
№5. У гномов Волшебной страны сегодня праздник. К ним съезжаются гости со всех сторон. Это и разные звери и птицы из леса, феи из страны фей, русалки и многие другие. Гном-Ученый встречал гостей. Фея-Бабочка пришла раньше Мышки-малышки, Алладин прилетел на ковре-самолете позже Зайца, Мышка-малышка раньше Зайца, Русалка Майя позже Алладина. Кто пришел раньше всех? В каком порядке пришли гости? Изобразите графически с помощью инструментов интерактивной панели.
Использование различных средств, которые в конечном итоге могут выступать стимулами в обучении информатике, позволяет ориентировать младших школьников на всестороннее восприятие предмета или явления с помощью органов чувств; обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета; показать предмет в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при работе с компьютерными программами, разными интерактивными средствами и новым оборудованием.
Дорогие подписчики, учителя, преподаватели, если кто-то из вас хочет посетить технопарк УПК Шадринского государственного педагогического университета, заявки на экскурсии, интерактивы можно оставлять в комментариях или в группе ВК по ссылке https://vk.com/technoshgpu
Подписывайтесь на наш канал, здесь много интересного!
Материал подготовлен заместителем руководителя технопарка УПК Устиновой Натальей Николаевной