Найти тему
Капитан Слепо

Чёрная Суббота.

Оглавление

Сегодня я хочу представить вашему вниманию альбом группы Deathoxiriboza "Черная Суббота", записанный в 2020 году.

Сам проект Deathoxiriboza был создан в 1993 году в Мариуполе, и лично я имею к нему непосредственное отношение.

С 1993-го проект записал массу песен и музыки, отснято много любительского и полупрофессионального видео. В проекте в разные годы приняло участие более 10 человек (в разной комплектации).

Данный альбом ("Черная Суббота") был записан в Канаде одним из основных участников проекта (объявим его, по его же просьбе, под псевдонимом "Капитан Дуля"). Тексты к альбому писали он и ещё два человека (Абонент Хорхе и некто Карабанов). Моего там - всего лишь одно четверостишье.

Почему именно этот альбом? - спросите вы. Он написан мариупольцами о Мариуполе. Через песни явственно проступают 90-е, плавно перетекающие в эпоху "ильичёвского социализма".

Когда я прослушал альбом, я ещё тогда (2020) сказал к. Дуле, что этого Мариуполя уже не существует. Он ушёл слишком глубоко, и не факт, что вернётся.

Я решил расписать тексты песен и сопроводить их своими небольшими комментариями. Хотя до сих пор сомневаюсь в их (комментариях) уместности. Настоятельно рекомендую внимательно прослушать альбом, и уже потом только читать комменты к текстам.

А может, комментарии не понадобятся и вовсе...

01 - Mazai street

Улица Мазая.

Улица Мазая, улица моя
Улица родная, улица моя
На этой улице когда-то
Гонял по крышам голубей
Здесь люди комбината
Завладели собственностью своей
На улице Мазая


Улица Мазая, улица моя
Улица родная, улица моя
Мне эта улица Мазая
В жизнь дорогу освещала
Я эту улицу прошёл
От конца до начала
Улицу Мазая

Комментарий: Макар Мазай - легендарный мариупольский металлург. Улица его имени проходит мимо заброшенного ныне вещевого рынка (в начале 90-х он был символом челночного предпринимательства, которое с удовольствием крышевал новый криминалитет), далее - мимо легендарной Шлаковой горы (рукотворное чудо Мариуполя - продукт жизнедеятельности металлургии) упирается прямо в комбинат имени Ильича.

К улице прилегает множество технических сооружений (гаражи, склады, АТП). 2-х и 3-х этажные дома довоенной (ВОВ) постройки, частный сектор.

Старейшие традиции районных подростковых банд (гопники, гныбы), корнями уходящими в советскую эпоху. Подрастая, они идут работать на завод.

В песне затрагивается один интересный момент ("люди комбината завладели собственностью своей"). К чему ирония? - спросит слушатель, ведь комбинат долгое время официально назывался "народным предприятием". Коллектив владел акциями предприятия.

В этом и подвох. Широкие массы, получив свой кусочек комбината, часто были готовы променять его на бутылку огненной воды. Опасаясь, что акции скупят олигархи, Бойко скупил их сам. И, фактически, распоряжался ими так, как должен был распоряжаться "правильный народ"...

****

02 - Reading

Литературные чтения братьев Гопкало у 8-х ворот.

Поздним вечером людей скопленье
Торопись, пора бежать
Видно, будет представленье
Что-то будут нам читать

Но только "оп" и "на"
Вот и все слова

В летнем парке у фонтана
Мы сидим, они стоят
Кто-то нервный, кто-то пьяный
Но никто не виноват

Но только "нет" и "да"
Вот и все слова

Поздним вечером людей скопленье
Не успеть, не убежать
Оправданья, наставленья
Снова будут нам читать

Но только "оп" и "на"
Вот и все слова...

Комментарий: В этой песне несколько иронично описывается досуг гопников, которые больше от невыносимой скуки бытия заняты тем, чем заняты. А лирический герой стремится избежать столкновения с ними, хотя чувствуется, что его попытки тщетны. Но никого не винит. Вероятно, понимая, что "не мы такие, жизнь такая"...

****

03 - Yellow leaf

Жёлтый лист.

Жёлтый лист на фуру мне упал
Жёлтый лист - и в бурсу не вернуться
Мастер Жора, старый аксакал
Тихо молвил слово "еб@нуться"

Но вставало солнце над страной
Новый клич у стаи журавлиной
Мы меняли доллары с тобой
Это было песней лебединой

Год за годом не прошла туга
По прилавку жирному в столовке
Хоть мои леса тут и луга
И заряды в помповой винтовке

Хоть и объяснили пацаны
Мне раскладов новых распорядок
Помню я бурсацкие штаны
И "Момента" вкус привычно сладок...

Комментарий: В этой песне главный герой исполнен ностальгии. Он вспоминает трогательные моменты учёбы в ПТУ, а также этапы взросления и освоения взрослой деятельности ("мы меняли доллары с тобой") в рамках новых возможностей, подаренных духом времени. Сладкий вкус "Момента" - это о подростковой токсикомании, если что...

****

04 - Lost smell

Потерянный нюх.

Я готов. И держат руки
Твёрдо нониус-прибор
Я взят цехом на поруки
И зачёсан на пробор

Впереди лежат рекорды
ЗвОнок именной стакан
И на эти ваши морды наплевать
Я вписан в план!


В социальный мой автобус
Я теперь легко вхожу
И никчемный этот глобус
Вам на пальцах разложу

Кто кому чего обязан
И убить скорей кого
По рукам ничем не связан
Кроме усваемого

Я скажу - и будет лето
По понятиям моим
И супруга как конфета
На коне тыгдым-тыгдым

Вместе смотрим передачи
Знаем гаджеты, часы
И смеёмся вместе, плачем
И растим себе усы

Так что лёгок на помине
Я не пролетариат
В потребительской корзине
Вам скажу: и рай, и ад...

Я готов! Я вписан в план!
Я готов! Я вписан в план!
Я готов! Я вписан в план!
Я готов! Я вписан в план!

Комментарий: В первой части песни лирический герой прошёл почти оккультную инициацию в новом трудовом коллективе, который взял разгильдяя под свою опеку. Герой исправился, прилежен и преисполнен тягой к достижению производственных рекордов! Как сказали бы индийские тантрики, он переживает Дивья-Бхаву (чувство божественной гордости) по поводу нового статуса, а так же - причастность к осуществлению замысла Великого Архитектора (ну или Металлурга, если вам так угодно)

Далее мотив меняется. Правильная деятельность в новом статусе приобщает его к культуре потребления. Уверенность в своей правоте позволяет творить маленькие чудеса ("я скажу - и будет лето по понятиям моим") и идёт рука об руку с жизненным успехом ("супруга, как конфета")

Кстати, в этой песне появляется термин "социальный автобус". В мире героя это - аллюзия на "социальный лифт". Просто термин героя более точен - автобус везёт не вверх, а по поверхности. Но везёт явно туда, где герою будет хорошо.

Потребительские блага, полученные героем - как доказательство, что он "не пролетариат", которому нечего терять...
****

05 - Master

Мастер.

Мятый пропиленовый стаканчик
Ветром вдоль обочины несло
Оглянулся - ты уже не мальчик
Ты уже освоил ремесло

Мятый пропиленовый стаканчик
Сильным ветром в небо унесло
Он скакал и прыгал, словно мячик
Только раз ему и повезло!

Комментарий: В этой песне герой осознаёт свои достижения как результат жизненного пути. И прозревает, что по жизни им двигала невидимая сила ("ветер"), которая, играя, подняла его на высоту, которой не достичь своими усилиями ("повезло")

Песня так же пронизана светлой грустью осознания конечности всего земного и неповторимости счастья, испытанного в прошлом...

****

06 - Agha

Ага!

Пришёл домой устал с работы стал не выполнен план
А там опять дела-заботы потёртый диван
На кухне кончился свет остыла еда
На телевизоре чёрный экран как всегда
Ага!

Пришёл с работы устал опять кричат под окном
Опять закрыли на замок родной гастроном
Разулся снял пальто и шапку - встречает звезда!
У меня ответ готов как всегда
Ага!

А завтра - чёрная суббота, иду в гастроном
А в голове опять работа - иду за вином
Разулся, снял пальто и шапку, встречает звезда!
У меня ответ готов как всегда
Ага!

Комментарий: В этой песне чувствуется лихая удаль матёрого человека, которого не может сломить полоса неудач и неустроенности.

****

07 - 19

19.

Вези нас скорее, скорее вези
Социальный автобус к вершине Фудзи
Цель очевидна и очень проста
Главное, чтобы были места

Чтоб не стоять у кабины в углу
Чтобы поближе к Миски-Оглу
Вот уже виден сакуры цвет
Вон под колёсами посоха след

Пропасти слева и груды камней
Мудрый водитель, он едет скорей
Больше не нужно от страха дрожать
И остаётся лишь кнопку нажать
На вершине...

Комментарий: Всякому осведомлённому слушателю понятно, что песня апеллирует к известному японскому хокку:

Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх до самых высот!

В этой песне мы снова возвращаемся к аллюзии на "социальный лифт" - "социальному автобусу". Здесь автобус, предназначенный для горизонтальных перемещений, направляется по горному серпантину вверх.

Вершина Фудзи у японцев - место, где обитают боги. В некотором смысле, достичь вершины - получить переживание Истины. Предельное переживание. Достижение как итог ежедневных кропотливых усилий.

Но, слушая песню, начинаешь подозревать, что "социальный автобус" едет по склону ненастоящей Фудзи. Скорее - гигантской шлаковой горы. Какое постижение ждёт там героя?..

И почему непременно нужно "нажать кнопку"?..

****

09 - Steel

Сталь.

Он умел варить сталь
Он умел - и ему дали медаль
Но он забыл, как варить суп
Он забыл и превратился в труп

Он умел стоять под стрелой
Он просто умел - он не был герой
Но он забыл, что сегодня выходной...

Она сказала: я не хочу
Она сказала: я не могу
Вторая баня, восьмые ворота
Она устала, сегодня суббота

Сегодня суббота, и завтра суббота
Ворота открыты, открыты ворота
Я изменился, и ты стал другой
Конец смены
Пора домой

Комментарий: Тут толкования песни может быть двояко. Лирический герой полностью отдал себя выполнению профессионального долга (дхармы), как он её понимает. И, либо, оставил без внимания другие сферы жизни, отчего зачерствел, усох плотию. А возможно, здесь идёт речь о кодексе самурая, согласно которому каждый день он должен считать себя мёртвым.

В песне также постулируется отказ знакомой от привычного телесного соития. Кто она? То ли коллега, то ли - сама чувственная природа, которая утомилась от бессмысленного повторения ситуаций и действий?

В любом случае, герой ощущает в себе сущностную перемену. Круговорот будней разомкнулся, его сменила вечная Суббота.

Герой понимает (в экзистенциальном смысле) что "пора Домой"...

****

10 - Tuman

Туман окутал шлаковую гору.

Туман окутал шлаковую гору
В кромешной тьме трепещется свеча
Над ней склонили головы сурово
Старейшины завода Ильича

И пусть опять не всё идёт по плану
Пусть мрачен день и сталь не горяча
Не бросят нас в беде и не обманут
Старейшины завода Ильича

Усерднее нам выскочить из кожи
Позволят под ударами бича
Те самые, кто мне всего дороже
Старейшины завода Ильича

И вот плечом к плечу над нами реют
Призывный горн и метры кумача
Едва родившись, каждый в сердце греет
Старейшину заводу Ильича

Бывает всякое. Мопеды
Что заводились с толкача
Несли свои тревоги, беды
До постамента Ильича
Они кивали и просили
Звенели цепью, и когда
Их в доменную печь грузили
То завывали иногда
А я метался между ними
Хватал за колесо, о да!
Увещевал, как в Древнем Риме
Увещевали. И тогда
Я задумал согреться
Но погасла свеча
Я спешил опереться
Но не нашёл плеча
Он сидел в углу
И смотрел, хохоча
Потом спросил: ты соткуда?
Я сказал: с Ильича


Туман окутал шлаковую гору
В кромешной тьме трепещется свеча
Над ней склонили головы сурово
Старейшины завода Ильича

Сомненья - прочь!
Прощай, ума окова!
Напишем на бутылках первача
"Взойти, упасть и возродиться снова
Старейшиной завода Ильича!"

Комментарий: Это, пожалуй, самая мистическая песня в альбоме. "Старейшины завода Ильича" - адепты тайного учения, цель которого разорвать "ума окову", чтобы получить окончательное освобождение от сансары (мира страданий), который начинающие металлурги считают весьма привлекательным и обещающим бесконечные радости и утехи.

Старейшины владеют методом, позволяющим, ведя неофита по пути металлурга, дать тому непосредственное постижение природы страдания, и, "разорвав ума окову", "выскочить из кожи"!

На этом пути используются вещества, останавливающие ум ("бутылка первача"). Но это - не главное. Как и безумная мудрость, обретаемая свободой от оковы ума.

Самое тайное знание заключается в следующем. Необходимо, идя по пути металлурга, взрастить в своём сердце внутреннего старейшину...