Аскетизм – направление, проникающее в жизнь все большего числа людей. Наверняка, вы знаете кого-то, кто соблюдает Великий пост не из религиозных соображений и не ради пользы для здоровья, а ради того, чтобы на определенный срок ограничить себя. Кандидат психологических наук и сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина, рассказывает, как ограничения меняют нашу жизнь, помогают разобраться в себе, стать счастливее и свободнее.
Содержание статьи
- В чем суть аскетизма?
- Аскетизм в современном мире
- Как аскетизм помогает улучшить качество жизни?
- Когда аскезы наносят вред?
- Как внедрить аскетизм в жизнь?
В чем суть аскетизма?
Истоки аскетизма берут начало в Древней Греции, где аскетами называли спортсменов, придерживающихся воздержанного образа жизни. Перед соревнованиями они ограничивали себя в развлечениях и еде, а также брали личные аскезы. Одним из примеров такой аскезы можно считать упражнение, которое борец Милон Кротонский включил в свои тренировки. День за днем, более четырех лет, атлет на своих плечах обносил вокруг городской стены теленка. Пока люди недоумевали и смеялись над необычным занятием атлета, теленок превращался во взрослого быка, а Милон становился все сильнее. Так, благодаря личной аскезе атлет развил невероятную силу, слава о которой сохранилась в истории.
В дальнейшем содержание понятия «аскетизм» трансформировалось в практику отречения от мирских удовольствий как меры индивидуальной и духовной дисциплины. Аскеты полагали, что такой образ жизни поможет человеку стать высоконравственным, морально чистым и свободным.
Один из известных приверженцев аскетизма - древнегреческий философ Диоген Синопский, который жил в пифосе (большом керамическом сосуде для хранения еды). Его учения не предполагали самоистязания, но философ отсекал то, что ограничивало его свободу и во всем стремился к простоте. Так, когда Диоген увидел, как ребенок складывает руки чашкой, чтобы попить воды, выбросил свою миску со словами: «Ребенок победил меня в простоте жизни».
Аскетизм в современном мире
Сегодня аскетизм определяют как отступление от чрезмерного потребления или добровольное принятие обета на совершение определенных действий, требующих дисциплины и усилий ради достижения высшей цели.
Александр Башкирцев в книге «Аскеза в кедах: путь разумных ограничений» группирует практики по четырем сферам приложения усилий.
- Тело — ограничения в еде, физические нагрузки, соблюдение режима дня
- Ум — вещевой минимализм, отказ от алкоголя и наркотических веществ, цифровой детокс
- Дело — ограничения в работе и отдыхе, следование своей природе
- Дух — практики осознанности, воздержания, отказ от критики и осуждения
Аскеза — это не вынужденное ограничение, связанное с затруднительным материальным положением или другими обстоятельствами. Зачастую умеренный образ жизни практикуют обеспеченные люди.
Например, миллиардер и владелец IT-компании Wipro Limited Азим Премджи, состояние которого превышает 20 миллиардов долларов, предпочитает летать эконом-классом и по возможности добираться до аэропорта на рикшах, экономя на такси. Он следит за тем, чтобы в офисе не забывали выключать свет в конце дня, при этом жертвует миллионы на благотворительность. Основатели Facebook Марк Цукерберг и Google Сергей Брин предпочитают джинсы и футболки брендовым костюмам. Сооснователь и бывший CEO Твиттера Джек Дорси питается один раз в день, регулярно медитирует, отдает предпочтение холодному душу и пешим прогулкам, а не горячей ванне и комфортному транспорту.
Сооснователь Apple Стив Джобс всегда носил черную водолазку, обычные джинсы Levi's и кроссовки New Balance. Друзья и коллеги отмечают, что его дом был обставлен в духе экстремального минимализма. Кроме того, Джобс был крайне не прихотлив в быту и с колледжа придерживался простой вегетарианской диеты.
Сторонники аскетичных взглядов отмечают, что состояние подтянутого пояса дисциплинирует, делает человека сильнее, помогает сохранять ясность ума и фокусироваться на главном.
Как аскетизм помогает улучшить качество жизни?
С ростом изобилия, доступности товаров и иных благ набирает обороты и эпидемия потребительства. Мы бросаем огромное количество сил на гонку за образом, который будет соответствовать идеальным представлениям о счастливой жизни, но в реальности не будет ею являться. Это нередко приводит к эмоциональному выгоранию, порождает фобии и зависимости, например:
- Эмоциональное питание — стремление заглушить негативные чувства, порадовав себя продуктами-триггерами, которые могут иметь яркий вкус, но не приносят пользы.
- FOMO — страх пропустить нечто важное, навязчивая потребность делиться своей жизнью в соцсетях, чтобы получить одобрение и признание окружающих.
- ROMO — реальность упущенного, которая впервые возникла в пандемию и продолжает преследовать нас в моменты, когда планы рушатся по вине обстоятельств. В конечном счете мы направляем фокус внимания на сожаления о несостоявшихся событиях.
- Ониомания — научное определение шопоголизма, впервые предложенное психиатром Эмилем Крепелином, и означающее непреодолимое желание покупать что-либо без необходимости, ради самого процесса покупки.
Доминик Лоро в книге «Искусство жить просто» отмечает: «Люди покупают, накапливают, коллекционируют. Прогибаются под тяжестью всего, чем владеют, и не замечают, что вожделение превращает их в безжизненные существа. Многие вещи — лишние, но мы понимаем это только в момент, когда теряем их. Как много мы делаем и приобретаем, лишь видя, что это есть у других».
Становясь заложниками общества потребления , мы рискуем потерять себя. Аскетизм же, напротив, способствует развитию индивидуальности и улучшению качества жизни в целом.
Сторонник аскетичных взглядов тщательно контролирует, что поступает в его сознание, организм и жизнь. Он осознает, что лишняя информация способствуют усталости и потере связи с собой. Исследования показывают, что неделя детокса от социальных сетей приводит не только к увеличению свободного времени, но и к улучшению психического здоровья людей, страдающих от депрессии. При этом даже не полный отказ, а намеренное сокращение времени, проведенного в социальных сетях, до 30 минут в день, приводит к снижению тревожности и страха пропустить нечто важное.
Приверженец аскетизма понимает пользу физических упражнений, закаливания, соблюдения режима. И осознает, что повышенное потребление «пищевых наркотиков» в действительности не избавляет от стресса, а приводит к еще большему ухудшению настроения спустя время.
Когда аскезы наносят вред?
Аскетизм становится негативным явлением в случае его неразумности и чрезмерности. Хотя спорт и умеренное питание полезны для здоровья, избыточные физические активности и ограничения в еде, могут привести к обратному эффекту. То же касается и других практик. Интенсивность и глубина любых аскез должна быть разумна и подходить вам. Исследования также показывают, что излишние самоограничения, кроме проблем со здоровьем, могут привести к другим неприятным последствиям: нервозности, раздражительности, агрессии.
Как внедрить аскетизм в жизнь?
Эффективно внедрить аскетизм в жизнь помогут следующие шаги.
- Определите цель
Самоограничение должно быть результатом осознанного выбора, а не способом доказать что-то обществу, следованием трендам или испытанием на прочность. Аскеза — не волшебный инструмент исполнения любых желаний. Не стоит ждать, что отказавшись от сладкого, вы станете миллионером.
Аскеза — это упражнение, благодаря которому, развивая телесные и душевные силы, мы приходим к высшей цели. Такими целями могут быть: сохранение спокойствия в любых ситуациях, принятие себя и других со всеми несовершенствами, повышение уровня энергии, понимание своих истинных потребностей и другие.
- Оцените, что мешает достигнуть цели и что, наоборот, поможет в ее достижении
Каждый человек — большая биохимическая лаборатория. Наше самочувствие напрямую зависит от того, сколько мы двигаемся, что едим, как спим и в каком ритме живем.
Аскезы и цель должны быть взаимосвязаны. Если ваша цель — меньше уставать и быть энергичней, следует обратить внимание на питание, круг общения, режим дня, физические активности. А если ваша цель - услышать себя и свои истинный потребности, то тут поможет временный отказ от социальных сетей и развлечений, уединение, обет молчания.
- Не уходите в крайности
Чрезмерное — враг полезного. Если для достижения цели необходимо включить в жизнь физические активности, не стоит с первых дней истязать себя многочасовыми тренировками. Можно начать с небольших изменений: выбирать лестницу вместо лифта, пешую прогулку вместо такси.
- Сфокусируйтесь на осознанности
Практикуя аскезы, не следует доверять исключительно силе воли. Исследования показывают, что при ее чрезмерном использовании, мы рискуем столкнуться с эффектом «истощения эго». А это одна из причин срывов, которые в дальнейшем воспринимаются как моральный провал. Поэтому в долгосрочной перспективе следует больше полагаться на самоконтроль и неустанно держать фокус на цели. Другими словами, осознанно относиться к каждому шагу, понимая, что мы сейчас делаем и для чего.
- Разрешайте, а не запрещайте
Формулировки «я запрещаю себе есть по вечерам», «я запрещаю себе есть сладкое» звучат категорично. Запреты приводят к внутреннему сопротивлению и возникновению «эффекта запретного плода»: когда слышим «нельзя», только сильнее этого хотим.
Поэтому эффективнее говорить: «я разрешаю себе пропустить вечерний прием пищи», «я разрешаю себе есть здоровую еду». Для мозга это звучит мягче и он меньше сопротивляется изменениям.
- Не мыслите категориями «больше никогда» или «навсегда»
Можно отказаться от любимого, но не слишком полезного занятия или продукта на определенное время. Или попросту ограничить его присутствие в своей жизни. Излишества притупляют наши чувства, умеренность же возвращает им остроту.
- Прислушивайтесь к себе
Важно прислушиваться к ощущениям и при необходимости менять свой путь. Если возникает понимание, что спустя время изменения не приносят радости и лишь опустошают, следует скорректировать план, а не продолжать испытывать силу воли.
Каждая вещь, продукт, человек и действие в вашем пространстве должны становиться отражением истинных потребностей. Только если они нам действительно нужны, мы испытаем ощущение полноты жизни и подлинного счастья.