Найти в Дзене

Идея. О чём идёт речь? Звук как инструмент

Что такое идея? Какая наука изучает предметно понятие идеи? И не всё так просто тут. Как правило, в обиходе мы больше сталкиваемся с идеей чего-то, того или иного понятия. Например, условно говоря, есть идея дома или идея самолёта. Но где обитает или летает сама идея, в «чистом виде», так сказать? Хотя, в более широком представлении, идея является неотъемлемой категорией познания. Но идея может быть скрыта, тогда она выражается в проявлении в виде символа. И вот, напрашивается другой вопрос, что такое символ? Хотя, для начала, речь пойдёт не только об этом, но и о самой речи.

Таким образом, если к идее не прикоснуться без символа, и мы следуем во многом критериям науки (там, где это возможно без серьёзного трения), то какая наука изучает символы? Если символ где-то есть знак, то наш путь лежит снова в семиотику. Ну, с позиций различных знаний из обширной области языкознания и будем исходить, если что. А вообще нам предстоит плотно поработать в озвученном направлении.

Ага, мы заикнулись о языкознании, а что такое, собственно, язык? Да, уже обсуждали эту тему где-то, но сейчас давайте вспомним главное. Информационная суть языка заключается в том, что он, в большей степени – знаковая система. Между тем, наименьшей единицей языка считается – слово. А с помощью слов мы объективизируем наши мысли, озвучиваем их. Чем богаче язык, тем больше он имеет понятий. И мы зачастую между собой общаемся, используя понятия. Кроме того, всякое понятие содержит какой-то смысл, если смысл нам становится доступным, то мы понимаем, о чём идёт речь. Если во внешнем аспекте слово наделено значением, то внутренняя его природа сопоставляется уже со смыслом. Примерно так, в общих чертах, теперь отправимся за подробностями.

С чего всё-таки начнём? Вопрос риторический, поэтому попробуем часть своих познаний подчерпнуть в риторике. Ну, «пробежимся» по курсу риторики, где изучается, естественно, речь. Что такое речь? По большому счёту, это форма общения с помощью языка. Однако что характерно, общаться можно по-разному, и речь есть эволюционное приобретение именно человека. В чём «фишка»? Здесь много философии, требующей не всегда научных размышлений. С другой стороны, выделим следующее, «речь – инструмент управления обществом и общественными процессами».[1] Управления? Погодите, давайте ещё раз, благодаря речи происходит управление? Об этом заявляет самая настоящая наука в рамках учения риторики. Но почему управление?

Наверное, всё дело в языке. Кстати, что такое инструмент? Даже не так, следует хорошо постараться ответить на этот вопрос, прежде чем продолжать. Ведь тут может прослеживаться связь с как раз управлением. Вообще процесс управления, как мы его понимаем пока, связан с намеренным воздействием на систему, в результате производится развитие системы в согласии с имеющейся целью. Вот, а если придерживаться широкого смысла в отношении понятия «инструмент», то мы приходим к «целевому средству воздействия на объект».

Итак, инструмент – это средство управления, надо полагать. Однако всякое средство по-разному оказывает влияние на объект, поэтому вводится также понятие метода управления (способа действия). Пусть также инструмент где-то сопоставляется в своём значении, например, с орудием труда. Можно по-всякому орудовать чем-либо, что и отражается в понятии «инструмент». Кроме того, к указанному понятию близки по смыслу и такие понятия, как устройство, механизм, алгоритм, всё направлено на изменение системы.

Немного порассуждаем, далеко не отдаляясь в сторону, тем не менее. Можно ли назвать инструментом те же идеи? Они предназначены в качестве средств в области познания реальности. Сюда же, а если наш разум – снова инструмент? Разум используется человеком, чтобы обрабатывать факты. Вообще, если примерно так, то всё, что проявляется как сознание, соприкасается с проблемами методологии. Просто сознание выступает чем-то, что способствует появлению опыта, а методы приобретения этого опыта различаются. Если разум – инструмент, то тут обязательно задействуется сознание. По большому счёту, что является инструментами сознания? Вероятно, эмоциональность либо ментальность.

Дальше опять затронем проблему речи. И очень осторожно выразим следующую мысль, как таковая речь (в режиме употребления слов) неотделима по существу от природы звука. Речь (а до этого и мысль) порождает окружающую активность, причём речьинструмент мысли. Неужели звук есть средство управления? Выходит, так, исходя из определения понятия речи (приведённого выше). Ладно, как раз звук есть инструмент творчества. Тогда звуковые частоты – это разные методы воздействия? Как, в этом случае, относиться к идее, как к инструменту? Нам видится, что та или иная идея (ну, в первичном представлении) соотносится с конкретным звуковым частотным диапазоном. Обращаем внимание, не всё пока тут чётко сформулировано, это рабочий вопрос.

Дальше, больше, человеческие органы восприятия (органы чувств) – тоже инструменты (чувствительные средства). Управляющее воздействие на органы чувств также различается, поэтому мы может говорить о методах по отношению и к органам чувств. Скажем, человеческий слух воспринимает только небольшую долю того, что реально звучит. Да, наши инструменты не совершенны. Многое зависит от эволюции сознания, где очевидные успехи сопровождаются становлением более адекватных инструментов, имеющих дело с информацией. В то же время обозначим, за каждым используемым инструментом лежит особый принцип чувствительности – сознание. Хотя для проведения этого принципа в активность требуется проводник, который также выступает в роли инструмента. И, допустим, такой инструмент, как разум, способен осуществлять свои функции тем или иным способом. То есть понятия «проводник» и «метод» часто пересекаются между собой. О чём, всё-таки, идёт речь? Можем ли мы действительно звук считать инструментом? Понятно, что последует продолжение.

[1] Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 4-е издание, стереотип. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. С. 7