Делюсь только личным опытом. Ребенок до 4-х лет практически не разговаривал. Очень малое количество плохо различимых слов и жесты.
Обращались к специалистам (невролог, логопед), пили специальные медикаменты, делали логопедический массаж. Ничего не приносило результата.
С раннего возраста покупали много книжной продукции. Сказки, энциклопедии, развивающие журналы, стихи, проза. Все, что можно было приобрести в магазинах и на интернет площадках.
Читали целыми днями. Рассматривали картинки, родители проговаривали сюжет иллюстрации вслух. Выполняли задания из учебных пособий.
Иногда малыш мог просто сидеть и играть в какие-то другие игрушки, а родители читали. В этот момент он просто слушал.
Самое главное – это грамотная речь того, кто читает или занимается с ребенком. Грамотно, четко, громко, без лишних слов-паразитов, без ненужного и неуместного юмора.
Дети воспринимают самую первую услышанную информацию и запоминают ее навсегда.
Если назвать кастрюлю диваном, то так он и будет в дальнейшем эти предметы называть и ассоциировать.
Умение слушать и слышать пригодится и в будущем – в школе. Необходимо учиться, именно, слышать то, что просит сделать преподаватель.
Долгое и усердное изучение литературы, терпение и старания родителей дали свой результат.
Ребенок начал разговаривать.
Причем говорить литературным языком. Применять те слова, фразы, которые он услышал из прочитанных книг.
Произведения были не только детские, но и взрослая научная литература. Появилось сразу много интересующих вопросов.
Ребенок выбрал два направления: анатомия человека, астрономия. Вместе с малышом родители тоже узнали много нового.
Чтение непременно нужно продолжать. Малыш немного подрос и сам потихоньку начал изучать букварь. На старые книги стал смотреть по-другому. Уже самому интересно прочитать какое-то слово.
Еще раз повторю, читать нужно четко и без ошибок. Не медленно, не быстро. Необходимо уделить этому процессу максимальное внимание.
Важный момент, ребенок сам научился произносить букву «Р». Были проблемы с «Ш» и «З».
Рекомендовали опять обратиться к логопеду. Но опять малыш сам тренировался, произносил слова с этими звуками и у него самого все получилось. Помощь специалиста оказалась не нужна.
Конечно, это все индивидуально. У каждого человека свои особенности, но один факт остается неизменным – нужно трудиться.
Соседка, мама друга-ровесника подсмеивалась над излишними тратами родителей на типографическую продукцию: «И что вы потом с этим всем делать будете, печку топить?».
Нет, не печку! Книга – во все времена являлась великим сокровищем, это кладезь нашего познания, великое изобретение. Несмотря на наличие современных гаджетов и интернета, живая книга останется вечной. Электричество отключат, а она так и будет стоять на полке.