.
В августе 1931 года началось изготовление установочной партии из 10 танков, отличавшихся от предсерийных башнями увеличенной высоты со смотровыми лючком и щелями в верхней части, более приспособленными для производства на доступном оборудовании
Выпускавшийся с 1931 года двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа. Пожалуй, единственным отличием первых серийных Т-26 от английских машин было то, что их башни были приспособлены для установки пулеметов ДТ, а на танках Vickers имелись круглые амбразуры вместо прямоугольных. С осени 1931 года на танках так называемой «второй серии» стали устанавливаться башни увеличенной высоты со смотровым окном. В крышке люка механика-водителя прорезали смотровую щель, но еще без стеклоблока триплекс. С 1 марта 1932 года на Т-26 над коробом воздуховывода начали устанавливать специальный кожух, предохранявший от осадков, прежде всего — снега. Спустя месяц этот кожух стал выполняться как единое целое с коробом воздуховывода.
В ходовую часть применительно к одному борту входили восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на листовых четверть эллиптических рессорах, четыре обрезиненных поддерживающих катка диаметром 254 мм, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Гусеницы шириной 260 мм изготавливались из хромоникелевой или марганцовистой стати.
Средств внешней связи на линейных танках не было. Для связи командира с механиком-водителем первоначально устанавливалась «звуковая труба», впоследствии замененная светосигнальным устройством
Средствами пожаротушения Т-26 являлись один-два съемных огнетушителя.
Танки выпуска лета-осени 1931 г. целиком собирались на болтах и винтах
Начиная с ноября 1931 г. корпус склепывался целиком
На подбашенной коробке на шариковых опорах устанавливались две цилиндрические одноместные пулеметные башни. Башни могли поворачиваться независимо друг от друга на 270°, в переднем и заднем секторах (по 100°), из них можно было вести огонь по одной цели. Поворот башен производился с помощью самотормозящегося механизма поворота, расположенного под левой рукой стрелка. На крыше каждой башни имелся люк для посадки членов экипажа. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке использовались смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башнях
В январе — марте 1932 года была выпущена партия из 22 машин со сварными корпусами, но из-за отсутствия производственной базы в тот период сварка распространения не получила. Тем не менее, в 1932—1933 годах постепенно начала внедряться сварка в конструкции корпусов и башен, при этом параллельно могли выпускаться корпуса как цельноклёпаной и цельносварной конструкции, так и смешанные клёпано-сварные. На корпуса, независимо от конструкции, могли устанавливаться как клёпаные или сварные, так и смешанной конструкции башни, причём на один танк порой попадали башни разных типов. С сентября 1932 года была усилена бронезащита танка заменой 13-мм бронелистов на 15-мм
Стоимость первых серийных Т-26 оказалась почти вдвое выше, чем цена покупных «Виккерс» Мк.Е., поскольку в танке было большое число покупных импортных деталей и узлов.
Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29
Вооружение двухбашенного танка Т-26 обр. 1931 г. составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ, размещавшиеся в шаровых установках в лобовой части башен. Наведение пулемётов осуществлялось при помощи диоптрических прицелов. ДТ имел дальность эффективной стрельбы 600—800 метров и прицельную дальность 1 000 метров. Питание пулемёта осуществлялось из дисковых магазинов ёмкостью в 63 патрона, темп стрельбы составлял 600, а боевая скорострельность — 100 выстрелов в минуту. Для стрельбы применялись патроны с тяжёлой, бронебойной, трассирующей, бронебойно-трассирующей и пристрелочной пулями. Как и на других советских танках, установка пулемётов была быстросъёмной для обеспечения использования их экипажем вне танка, для чего пулемёты комплектовались сошками
На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС» , но выпуск этих орудий сворачивался и для вооружения Т-26 пришлось демонтировать пушки с выводившихся из боевых частей Т-18 и даже FT-17. Ещё на этапе подготовки к производству Т-26 предполагалось вооружить его более мощной 37-мм пушкой ПС-2, но опытные образцы последней так и не были доведены до работоспособного состояния. Кроме того, ПС-2 имела бо́льшие по сравнению с ПС-1 размеры казённой части и длину отката и на Т-26 предполагалось устанавливать её в средней башне от опытного в то время танка Т-35. Другой альтернативой стала пушка Б-3, полученная наложением ствола противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл» на ложе ПС-2. Работы по ней шли более успешно, но кроме того, из-за меньших размеров Б-3 могла устанавливаться в штатной пулемётной башне. Испытания пушки в танке осенью 1931 года прошли успешно, но производство Б-3 разворачивалось намного медленней, чем ожидалось и на Т-26 они попали лишь в незначительном количестве, а с лета 1932 года все производимые орудия этого типа должны были поступать на вооружение танков БТ-2.Количество машин с системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20–30 единиц
В марте 1932 года на АНИОП прибыл танк Т-26, вместо правой башни которого была установлена малая орудийная башня опытного тяжелого танка Т-35-1, вооруженная 37-мм пушкой ПС-2. В апреле того же года такие башни испытывались еще на двух танках Т-26. Орудие ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но на вооружение РККА принято не было, так как ГАУ отдавало предпочтение немецкой 37-мм пушке Rheinmetall. На основе последней была создана и принята на вооружение пушка Б-3 (5К). По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньшие откат и размер казенника, что позволяло установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок. Однако завод № 8 им. Калинина не смог наладить выпуск пушек Б-3 в необходимых количествах.
В 1930 году под индексом ПС-2 была принята на вооружение под названием «37-мм танковая пушка образца 1930 года», хотя её серийное производство так и не было освоено.
По своему устройству танковая пушка ПС-2 весьма отличалась от другой 37-мм танковой пушки Б-3, с которой ее часто путают, а по баллистике даже превосходила ее. Затвор пушки ПС-2 горизонтальный клиновой с ¼ автоматики.
ПС-2 предполагали для установки в серийные двухбашенные танки Т-26 выпуска 1932 года, танки ТГ и БТ-2. Опытные варианты пушки были установлены в башне прототипа танка Т-35-1
Изготовление пушки шло на заводе № 8, где она получила обозначение 1-К. Всего в период 1931–1933 гг. было произведено 509 пушек «Рейнметал».
Именно на базе пушки 1-К был разработан вариант 37-мм танкового орудия, получивший обозначение Б-3 (заводской индекс 5К).
По своему устройству и баллистике танковая пушка Б-3 была идентична противотанковой пушке «Рейнметалл». Затвор пушки горизонтальный клиновой с полуавтоматикой .Эта же пушка была принята в Германии под обозначением 3,7-cm PaK 35/36
К 1941 году это орудие безусловно устарело и могло бороться лишь с бронетранспортёрами, бронеавтомобилями и устаревшими танками типа PzKpfw I, PzKpfw II, PzKpfw 35(t). Против более современных танков это орудие могло быть эффективно лишь при стрельбе в борт с близких (менее 300 м) дистанций.
кроме отечественных боеприпасов орудие могло стрелять всеми трофейными боеприпасами от 3,7 cm Pak, которые имели схожую баллистику
В 20-30-е годы стремительно развивалась бронетанковая техника. Сознавая, что в огневой мощи наиболее распространенным тогда легким и средним танкам трудно соперничать даже с полевой артиллерией, Гроховский и его сотрудники предложили усилить их вооружение безоткатными динамореактивными пушками системы Л. В. Курчевского. В том числе крупнокалиберными, например, на каждую из двух пулеметных башен первого варианта легкого танка Т-26 по 76-мм безоткатному орудию однозарядному.
76-мм безоткатная пушка конструкции Л. Курчевского
В конце 1933 года М. Тухачевский предложил для увеличения огневой мощи двухбашенных танков вооружить часть из них 76-мм динамо-реактивной (безоткатной) пушкой конструкции Курчевского.
Курчевский установил свою 76-мм безоткатную пушку в правой башне. Конструктивно пушка для Т-26 была выполнена по типу АПК-4, но имела более. длинный ствол и сопло — 2100/27,6 мм/клб и 750 мм соответственно, сравнительно с пушкой ТПК-27, у которой ствол имел длину 1058 мм, а сопло — 385 мм. Вес пушки возрос до 110 кг. Несколько большим был и заряд. Благодаря этому начальная скорость возросла до 500 м/с при весе снаряда 4 кг
Танк Т-26 с 76-мм пушкой Курчевского не был принят на вооружение. К указанным недостаткам всех пушек Курчевского следует добавить то, что Т-26 был танком сопровождения пехоты, и при стрельбе он бы сжег свою пехоту струями раскаленных газов по меньшей мере на 50 м назад. В довершение всего в середине 1933 г. появились новые модели Т-26 с одной башней, в которой была установлена 45-мм пушка 20К.
ТНШ-20
танковый вариант 20-мм авиационной пушки ШВАК. Устанавливалась в качестве основного вооружения на лёгкий танк Т-60
Данным видом орудия оснащались лёгкий танк Т-60, Т-38 и двубашенный Т-26, с января 1942 года им перевооружали Т-30 и Т-40, Т-37 и Т-38 (не менее 120 штук в 1944) в случае поступления танков для проведения большого ремонта
Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (порой в танке просто не было рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но было несколько приёмов, характерных именно для Т-26, которые превращали его в мясорубку на передовой. Вот что известно из хроник[источник не указан 2219 дней]: «Танки Т-26, снабжённые двумя башнями, использовались как танки огневой поддержки пехоты. Длина (колёсной) базы была около 2 метров. Ширина окопов пехоты была около 50—70 см. Это позволяло использовать Т-26 в первой линии атаки и зачищать окопы противника. Танк вставал на окоп, разворачивал башни под 90 градусов к курсу, так чтобы правая башня прикрывала правый бок танка, аналогично для левой. Потом пулемётчики вели плотный прицельный огонь по пехоте, простреливая весь окоп одной очередью.»
Опытный Т-26 с ТДП-3
В 1932 г. (по другим данным, только в 1933-м) московский завод «Компрессор» создал первый подобный комплект оборудования под названием «танковый дымовой прибор ТДП-3». Комплект в сборе весил 152 кг и имел минимально возможные объемы. Это позволяло монтировать его на любых существующих танках или автомобилях. Разные носители могли получать как один, так и два комплекта
При помощи сжатого газа от баллона или компрессора машины в системе создавалось рабочее давление от 8 до 15 кгс/кв.см. В этом диапазоне давлений 40 л жидкости хватало на 8-8,5 мин работы. При движении со скоростью 10-12 км/ч химическая бронемашина с 40 л смеси могла обработать участок длиной до 1600-1700 м.
Как и другие комплекты, ТДП-3 мог использовать разные жидкости. С помощью этого устройства можно было распылять БОВ или жидкость для дегазации. Также использовался состав для создания дымовых завес. Вне зависимости от типа жидкости, принципы работы прибора были одинаковыми.
В июле 1933 г. Опытный завод Спецмаштреста им. С.М. Кирова выполнил сборку опытного Т-26 с ТДП-3. Работы завершили в минимальное время, поскольку серьезная переделка танка не требовалась. Из башен опытного Т-26 удалили штатное вооружение, на кормовой части надгусеничных полок смонтировали два комплекта ТДП-3, а в боевом отделении поставили секторы управления.
Войсковые испытания опытного Т-26 с двумя ТДП-3 продолжались до октября 1933 г. Специалисты РККА не рекомендовали этот образец к принятию на вооружение.
ОУ-Т-26 — лёгкий химический танк РККА.
Машина отличалась от серийного двухбашенного танка Т-26 установкой дополнительного огнемёта. Огнемёт был установлен на танке со стороны кормы и обеспечивал защиту от вражеской пехоты. В связи с установкой огнемёта танк конструктивным изменениям не подвергался.Огнеметание производилось на расстояние 12-15 м. Ёмкость баллона с огнесмесью составлял 18 литров и позволяла производить 12 огневых выстрелов.
телетанки
Т-26, участвовавшие в октябрьских учениях 1933 года, были оснащены телемеханической аппаратурой конструкции ЦЛПС и НИИСЭМ. Телетанки с ЦЛПС были трех типов: «Пирит-1», «Пирит-2» и ТАХМ.
«Пирит-1» (или «оборудование ЦЛПС образца 1932 года») устанавливалось на двухбашенных Т-26. Эта аппаратура позволяла выполнять 10 команд: «вправо», «влево», «включение стартера», «включение фрикциона», «выключение фрикциона», «1-я скорость», «2-я скорость» и три команды синхронного управления (использовались при управлении несколькими телетанками с одного танка управления). Для передачи сигналов танк управления оборудовался штыревой антенной диаметром 25 мм и высотой 1,5 м, установленной на корпусе за башнями. Приемная антенна высотой всего 15 см крепилась на левой башне телетанка. Аппаратура «Пирит-2» (или «оборудование ЦЛПС образца 1933 года») позволяла выполнять уже 15 команд. Внешне же и телетанки и танки управления оставались такими же, как и машины с «Пирит-1». Всего было изготовлено 15 телетанков и 15 танков управления с аппаратурой «Пирит-1» и «Пирит-2».
Танки, переоснащаемые в телеуправляемые, сохраняли при этом всю аппаратуру ручного управления и места для экипажа, что позволяло использовать их и как обычные боевые машины
плавающий танк
Работы над модификациями, которые позволили бы танку Т-26 передвигаться под водой, начались летом 1933 г. В сентябре того же года был готов первый вариант доработанного танка образца 1931 г. На обоих надгусеничных полках соединены большие пустотелые призмы в задней части танка с моторным отсеком. С их задней части поднимались две «дымоходы», которые должны были обеспечивать подачу воздуха к двигателю и отвод выхлопных газов во время пребывания под поверхностью. Трубы были 4,5 метра в длину и 70 см в диаметре. Они были установлены не вертикально вверх, а слегка наклонены в сторону передней части танка. С другой стороны, на верхних концах они были загнуты к задней части, чтобы вода не могла так легко брызгать в них во время движения.
Разумеется, перед погружением экипаж должен был тщательно герметизировать бак. Для этого использовались резиновые бинты, пропитанная кожа и даже жир и смола. Главные пулеметы также пришлось герметизировать с помощью резиновых «заглушек». Из соображений безопасности танк чаще всего двигался под водой на первой передаче. Управление было возможно только по оценке или с помощью компаса. Подводные танки получили обозначение Т-26ПЧ (подводного хода). Во время испытаний в 1934 году погружаемые танки, как утверждалось, могли без проблем преодолевать реки глубиной от 2,5 до 3 метров.
В ноябре 1933 года конструкторский коллектив предложил второй вариант оборудования для подводного вождения для того же двухбашенного варианта Т-26 обр.1931 года. В следующем году данный комплект изготовили и установили на серийном Т-26. Эта машина в июне 1934 года вновь была подвергнута всесторонним испытаниям.
Основным отличием ОПВТ-2 являлось то, что весь комплект оборудования для подводного движения легко демонтировался и монтировался на танк. Он состоял из специальной «улитки» - воздухопитающей трубы из парусины, которая легко складывалась, имела армированный каркас из проволоки, комплект приспособлений для герметизации, и металлическую трубу, по которой воздух подавался для экипажа. Всё это оборудование весило не более 150 кг
Новый ОПВТ-2 позволял танку форсировать по дну водные преграды шириной до 1000 м и глубиной до 3 м. При этом танк двигался только на первой передаче. Танкисты ориентировались под водой по компасу. Связь с экипажем в ходе испытаний поддерживалась по проводному телефону. Предложенный комплект рекомендовано было принять на вооружение. Однако работы по нему свернули, так как двухбашенный вариант Т-26 с вооружения был снят
Помимо погружных вариантов, существовал еще один вариант плавучего танка, который передвигался не по дну, а по поверхности. Его обозначение было ПТ-26. Машина плавала за счет больших поплавков, прикрепленных к бортам рядом с гусеницами. Поплавки, вероятно, были сделаны из прорезиненного брезента, натянутого на проволочную конструкцию. Во время похода танк приводился в движение самими конвейерными лентами. Рулевое управление осуществлялось с помощью руля направления, который устанавливался на задней части машины. Выхлоп танка пришлось загнуть больше вверх, чтобы вода не могла попасть в него во время плавания. Даже ПТ-26 не производился и, судя по всему, не принимал боевого применения.
Прицепка конструкции Гутмана
Исследования в этом направлении развернулись в НИИИТ РККА под руководством Г.О. Гутмана. В феврале 1934 г были сформулированы тактико-технические требования к специальному бронированному
«минному заградителю-прицепке МЗП»,
который мог буксироваться различными машинами
МЗП представлял собой бронированный корпус от танка Т-37А. Корпус сварной со съёмными верхними листами икрышками в передней и задней части для обслуживания. Мины ТМ-35 (1 кг.ВВ) укладывались в специальные обоймы в два яруса по 12 обойм в каждом. В каждой обойме было по 24 мины (22 мины в обоймах нижнего яруса).Всего размещалось 552 мины. Постановка мин осуществлялась без выхода экипажа из машины. Шаг минирования был 0,5-1м., глубина погружения в грунт 0,25 м. Оптимальная скорость минирования -12 км/ч. Привод механизма выдачи мин осуществлялся от ведущих колес гусеничного движителя при буксировке. Испытания в 1938г. на полигоне НИИБТ выявили ненадежность работы автоматики и другие недостатки конструкции. На вооружении МЗП не состоял и серийно не производился.
Немецкая система наименования трофейных танков Т-26:
Модель 1931 года: Panzerkampfwagen T-26A 737 (r)
Модель 1933 года: Panzerkampfwagen T-26B 738 (r)
Модель 1938 года: Panzerkampfwagen T-26C 740 (r)
Стоит отметить, что финская система наименования танков Т-26 была очень похожа на немецкую, но нет уверенности, что они напрямую связаны.
Финская система именования трофейных танков Т-26:
Модель 1931 года: Т-26А
Модель 1933 года: Т-26Б
Модель 1938 года: Т-26С
Противоминные тралы и инженерные машины
В 1932 году был создан инженерный вариант танка Т-26, известный как СТ-26 (СТ = саперный танк = инженерный танк). Инженерные танки предназначались для выполнения двух основных функций: сначала наводить мосты, а затем разминировать. СТ-26 был построен на базе танка образца 1931 г. Одна из двух первоначальных пулеметных башен была удалена, а другая перенесена на середину ширины рубки. Кроме того, башню опустили, убрав приподнятый дефицит на ее потолке. В башне сохранилось вооружение в виде пулемета ДТ, к которому на борт загружалось 1008 патронов. Поворот башни ограничивался 211 градусами.
Первые образцы ножевого трала были созданы для танка Т-26 в октябре 1932 г. в Ленинграде. Танк получил индекс СТ-26 (саперный танк Т-26). Трал представлял собой две отдельные секции. Каждая секция крепилась на специальном подшипнике, которые могли сбрасывать трал с танка в экстренных ситуациях. Трал, закрепленный на танке, переводился в боевое положение опусканием, а в транспортное — подниманием секций. Руководил этим процессом пулеметчик не выходя из боевой машины. Но на испытаниях трал показал неудовлетворительные результаты
В 1936 г. было разработано и испытано несколько образцов тралов ударного типа, которые устанавливались на танках Т-26 ,тралл тагже имел недостатки и непринимался на вооружение
В качестве основного типа в Красной Армии был принят катковый трал как наиболее эффективный. Первый образец такого колейного трала был сконструирован в 1935 г. После испытаний и усовершенствования в 1937 г. были изготовлены опытные образцы катковых тралов к танкам Т-26 (СТ-26), а в 1938 г. — к Т-28.
МХТ-1
МХТ-1 (сокращение от миномётный химический танк) — опытный советский лёгкий по массе химический миномётный танк (самоходный миномёт) межвоенного периода. В 1935 году был построен опытный экземпляр машины, успешно прошедший испытания, однако танк не был принят на вооружение и серийно не производился.
Основным вооружением машины являлся 107-мм миномёт ХМ-31, установленный в нише демонтированной левой пулемётной башни и прикрывавшийся неподвижным фанерным колпаком, в крыше которого имелся люк для стрельбы из орудия и его погрузки в машину. Миномёт устанавливался на три точки; в точке размещения пятки опорной плиты для смягчения ударов по корпусу в момент выстрела имелся амортизатор из резины и войлока.
Заряжение миномёта производилось одним членом экипажа с правой стороны. Стрельба могла вестись с остановки либо в движении на небольшой скорости. Скорострельность достигала 16 выстрелов в минуту, дальность стрельбы — 2—3 км. Боекомплект миномёта составляли 70 мин различного назначения: фосфорные дымовые, мины с боевыми отравляющими веществами, мины с нестойкими газообразными отравляющими веществами и мины с обычной фугасной боевой частью. Прицеливание осуществлялось при помощи телескопического прицела ТОП и оптического квадранта.
Для самообороны машины в оставшейся без изменений правой пулемётной башне в шаровой опоре размещался 7,62-мм танковый пулемёт ДТ-29. Боекомплект пулемёта составляли 1764 патрона в 28 дисковых магазинах по 63 патрона
Огнемётный танк
Химический танк ХТ-26 был создан на базе двухбашенного Т-26 обр. 1931 г.
Левая башня была изъята, а на её месте располагался большой люк с откидной крышкой для доступа к огнемётной аппаратуре. Аппаратура состояла из резервуара для огнесмеси, отравляющего вещества или дымообразующей смеси ёмкостью 360 л, трёх 13,5-литровых баллонов со сжатым до 150 атм воздухом, бензинового бачка емкостью 0,7 л, системы шлангов и вентилей
В башне танка устанавливались огнемёт и пулемёт ДТ (боекомплект 1512 патронов). Дальность огнеметания смеси мазута и керосина — 35 м. Количество односекундных выстрелов — 70. За один выстрел под давлением сжатого воздуха в 12 кг/см² выбрасывалось 5 л огнесмеси. Поджигалась смесь от факела горящего бензина, а бензин — от электрической запальной свечи.
В зависимости от боевой задачи бак ХТ-26, помимо огнесмеси, мог заполняться дымообразующей смесью типа S-III или S-IV, отравляющими веществами стойкого или нестойкого типа, а также водой или мыльной жидкостью для дегазации местности. Для распыления отравляющего вещества и дымопуска использовался распылитель, располагавшийся в кормовой части машины Выпущено 605 машин.
Относительно небольшие габариты Т-26 и слабая мощность двигателя позволяли машине преодолевать рвы не шире 2 м, военным же хотелось увеличить этот показатель до 3 м. Так родилась идея сцепки двух танков для преодоления широких рвов.
В 1932 г. в академии ВАММ выполнили проект устройства для сцепки двух танков Т-26 («магнит»), но из-за имевшихся недостатков он реализован не был. В том же году военнослужащий 4-го танкового полка Украинского военного округа (УВО) Н.Ф. Цыганов предложил свой вариант автосцепки двух Т-26, позволяющей преодолевать противотанковые рвы шириной до 4 м и эвакуировать с поля боя подбитые танки
В 1933 году появилась еще одна модификация двухбашенного танка - T-26РT (оснащенного радиостанцией 71-ТК-1) с поручневой антеной
Институтом была разработана специальная методика поддержания связи в танковых войсках. Согласно методике, для связи между собой каждый танк оборудовался специальным телефоном с кнопочным вызовом. Машина командира взвода оснащалась мини-коммутатором на 6 абонентов (4 танка взвода, линии связи с пехотой и вышестоящим штабом). Для удобства прокладки кабеля на корме танка крепилась специальная клеммная коробка, к которой делегаты связи должны были быстро присоединять проводные линии связи.
Танки командира взвода и выше предполагалось оборудовать симплексной радиостанцией с дальностью связи до 10 км. В сентябре 1932 года первые три машины, оборудованные радиостанциями № 7Н, вышли на испытания. Танки имели поручне-вые антенны, установленные на крыльях и корпусе. Антенный ввод находился в передней части крыши подбашенной коробки между башнями. Испытания прошли успешно и с 1 января 1933 года предполагалось начать серийный выпуск «радиотанков управления». В октябре 1932 года заводу имени Ворошилова отгрузили еще 7 радиостанций № 7Н, но были ли они установлены в танки неизвестно.
Однако выпуск радиотанков на базе двухбашенного Т-26 так и не был начат из-за неготовности производства радиостанций № 7Н и принятием на вооружение однобашенных танков с радиостанцией.
Двухбашенные танки Т-26 отметились в боевых действиях у оз. Хасан в 1938 году, у реки Халхин-Гол в 1939 году, в польском походе 1939г. , в Зимней кампании 1939-1940гг ,По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной армии еще состоял 1261 двухбашенный танк Т-26 с пулеметным и пулеметно-пушечным вооружением.
Танк Т-26 стал самой массовой боевой машиной Красной армии в предвоенный период. Он отличался легкостью управления и не требовал большого ухода. До августа 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26, из них 450 с пулеметно-пушечным вооружением и 96 штук Т-26РТ. В 1933 года выпуск двухбашенных танков был прекращен и в дальнейшем танк Т-26 производился только с одной башней с пулеметно-пушечным вооружением.